12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Наталья Сергеевна37

Применение технологии продуктивного чтения

на уроках  в начальных классах


Для решения задачи обучению смысловому чтению, как важному метапредметному навыку я строю свои уроки с применением технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н. Светловской.

Это образовательная технология опирается на теорию деятельности и обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание и восприятие текста. Структура технологии представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения с вычитыванием 3 видов текстовой информации – фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде), подтекстовой (то, о чем в тексте говорится в неявном виде, читается «между строк») и концептуальной, которая содержит основной смысл текста.

1 этап нацелен на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению.

Он включает в себя антиципацию- прогнозирование, предугадывание предстоящего текста и определяет смысловую и тематическую направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

На этом этапе мы осуществляем постановку целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Согласно данным исследований, чем лучше организован этап предчтения, тем легче читать текст и выше достигаемый учеником результат.

На каком этапе урока можно организовать эту работу? – Актуализация, введение темы постановка проблемы, целей, задач. Приёмы: проблемный вопрос, отсроченная загадка, приём яркого пятна, видеофрагмент и т.д.

2 этап -работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. (Как вы думаете, удастся ли герою разрешить спор? Это будет легко? – Такие вопросы помогают удерживать учебную задачу, повышают мотивацию узнать, подтвердятся ли твои предположения.)

2. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста). Уточнение понимания текста: словарная работа, вопросы.

3. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение текста, создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. «Готовые» знания из книги или объяснения учителя, не станут деятельными участниками умственного труда, как добытые самостоятельно.

Прием «диалог с автором». Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.

Ученик анализирует текст по ходу чтения, ставит уточняющие вопросы к каждой смысловой части, обобщает прочитанное.

Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

На этом этапе хорошо организовать разнообразную работу в парах и группах, повторное чтение с попутным выполнением заданий - нахождением контекстной информации.

Приёмы: тонкие и толстые вопросы, кубик или ромашка Блума. (На гранях кубика написаны начала вопросов: : «Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…».)

3 этап - работа с текстом после чтения. Цель - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2. Выявление и формулирование основной идеи текста, главного смысла.

8. Творческие задания, опирающиеся на эмоции, воображение, осмысление содержания. На уроке это этап контроля и самоконтроля, рефлексии. Уместно подключить задания из рабочей тетради.

Приём синквейна как итоговый сжатый результат понимания и осмысления прочитанного. Вот примеры синквейнов моих учеников:

Пушкин

Великий, талантливый.

Сочинял, писал, издавал.

Особое звучание пушкинского слова.

Поэт.

Суворов

Мудрый, опытный.

Обучал, заботился, командовал.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Полководец.

Китеж-град

Мирный, церковный.

Не воевал, молился, погрузился в воду.

Враги отступили в страхе.

Легенда.






Многогранники

Красивые, строгие.

Разметить, начертить, склеить.

Развивают пространственное мышление, воображение.

Стереометрия.


Достоинства технологии:

Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

Ориентирована на развитие личности обучающегося.

Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

Способствует пониманию текста на уровне смысла.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.