Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальных классах
Применение технологии продуктивного чтения
на уроках в начальных классах
Для решения задачи обучению смысловому чтению, как важному метапредметному навыку я строю свои уроки с применением технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н. Светловской.
Это образовательная технология опирается на теорию деятельности и обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание и восприятие текста. Структура технологии представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения с вычитыванием 3 видов текстовой информации – фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде), подтекстовой (то, о чем в тексте говорится в неявном виде, читается «между строк») и концептуальной, которая содержит основной смысл текста.
1 этап нацелен на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению.
Он включает в себя антиципацию- прогнозирование, предугадывание предстоящего текста и определяет смысловую и тематическую направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.
На этом этапе мы осуществляем постановку целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Согласно данным исследований, чем лучше организован этап предчтения, тем легче читать текст и выше достигаемый учеником результат.
На каком этапе урока можно организовать эту работу? – Актуализация, введение темы постановка проблемы, целей, задач. Приёмы: проблемный вопрос, отсроченная загадка, приём яркого пятна, видеофрагмент и т.д.
2 этап -работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. (Как вы думаете, удастся ли герою разрешить спор? Это будет легко? – Такие вопросы помогают удерживать учебную задачу, повышают мотивацию узнать, подтвердятся ли твои предположения.)
2. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста). Уточнение понимания текста: словарная работа, вопросы.
3. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение текста, создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. «Готовые» знания из книги или объяснения учителя, не станут деятельными участниками умственного труда, как добытые самостоятельно.
Прием «диалог с автором». Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.
Ученик анализирует текст по ходу чтения, ставит уточняющие вопросы к каждой смысловой части, обобщает прочитанное.
Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
На этом этапе хорошо организовать разнообразную работу в парах и группах, повторное чтение с попутным выполнением заданий - нахождением контекстной информации.
Приёмы: тонкие и толстые вопросы, кубик или ромашка Блума. (На гранях кубика написаны начала вопросов: : «Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…».)
3 этап - работа с текстом после чтения. Цель - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Выявление и формулирование основной идеи текста, главного смысла.
8. Творческие задания, опирающиеся на эмоции, воображение, осмысление содержания. На уроке это этап контроля и самоконтроля, рефлексии. Уместно подключить задания из рабочей тетради.
Приём синквейна как итоговый сжатый результат понимания и осмысления прочитанного. Вот примеры синквейнов моих учеников:
Пушкин Великий, талантливый. Сочинял, писал, издавал. Особое звучание пушкинского слова. Поэт. | Суворов Мудрый, опытный. Обучал, заботился, командовал. «Тяжело в учении – легко в бою» Полководец. |
Китеж-град Мирный, церковный. Не воевал, молился, погрузился в воду. Враги отступили в страхе. Легенда. | Многогранники Красивые, строгие. Разметить, начертить, склеить. Развивают пространственное мышление, воображение. Стереометрия. |
Достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Ориентирована на развитие личности обучающегося.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла.