Применение уличных технологий на занятиях вокального кружка
Применение уличных технологий на занятиях вокального кружка.
(Из опыта работы педагога-организатора Ромашкиной Т.В.)
Всем известно, что подростки, обучающиеся в нашем образовательном учреждении, (КГБОУ «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением «Уральское подворье» г. Пермь) на 90% являются носителями уличной субкультуры. Для них этот вид взаимоотношений является таким же сильным стимулом, как и классическая, мировая культура для высокообразованного человека. Именно на преодоление этого разрыва, который возникает между примитивно-уголовной, уличной субкультурой и классической, межчеловеческой культурой, направлена моя работа.
Записываясь в кружок, подросток приносит с собой предпочтения и ценности своей уличной жизни. Но в процессе работы он незаметно для себя перестраивается, расширяя свой кругозор и мировоззрение, начинает мыслить иначе, меняя свои узкие уголовно-уличные ценности на общепринятые. Например, на первых занятиях его привлекают в основном, песни уголовной тематики – «Владимирский централ», «Сын прокурора», «Человек в телогрейке» и др. , и он, подросток, желает исполнять именно их. Эти песни воспринимаются им как эталон человеческих взаимоотношений, потому как этот мир, где он проводил большую часть своей жизни, считал также. На первых занятиях, чтобы не отпугнуть от себя подростка, я не препятствую его желаниям и даю исполнять его любимые песни, но затем, по ходу пения, я начинаю ему указывать на то, что где-то он не правильно пропел слова песни, не правильно взял дыхание и интонация тоже желает лучшего. И хорошо было бы попробовать свои певческие способности на других, более простых в исполнении песнях. Таким образом, я незаметно для подростка увожу его от его уличных интересов и начинаю показывать ему совершенно чуждый подростку мир прекрасного. И спустя некоторое время, в репертуаре обучающихся начинают звучать песни совершенно другого характера.
Вообще вся вокальная работа направлена на создание концертных номеров к праздникам и мероприятиям, проводимых в нашем образовательном учреждении. Когда песня для будущего выступления уже определена, начинается большая индивидуальная работа с каждым участником: это и работа над текстом, который необходимо выучить наизусть, и работа над дикцией, интонацией, над образом. Я также рассказываю ребятам, что сцена требует другой одежды, обуви, прически, что можно и что нельзя делать на сцене во время выступления. Постепенно репетиции из кабинета переходят в актовый зал. И здесь многие участники выступлений начинают впадать в панику: отказываются выступать, боясь как ранее быть осмеянным, непонятым другими людьми. И именно здесь мне на помощь приходят специалисты других служб. Воспитатели стараются всячески поддержать своих подопечных, а психологи, используя свои методы и приемы, стараются снять различные страхи и комплексы перед выступлением на сцене.
И вот подросток на сцене. Идет его первое выступление в стенах нашего образовательного учреждения и многие, сидящие в зале люди, видят перед собой не развязного подростка, воспитанного в уличной среде, а уже достаточно культурного для современного общества молодого человека. Такие выступления позволяют повысить самооценку подростка, что немало важно. Ребенок становится увереннее, у него появляются единомышленники и главное, если можно так сказать, поклонники его пения.
Светлана Александровна Максимова