Статья «Применение педагогических технологий на занятиях в вокально-хоровом объединении «Звонкие голоса»
Методическая разработка на тему:
«Применение педагогических технологий
на занятиях в вокально-хоровом объединении
«Звонкие голоса»
Подготовила:
Педагог дополнительного
образования
Ахметзянова И.В.
В профессиональном сообществе педагогов дополнительного образования творчески работают большое количество педагогов увлечённых, талантливых людей, которые применяют очень много разнообразных методов и технологий на своих занятиях. Но у каждого из них есть свои образовательные условия, свой контингент обучающихся, свой индивидуальный почерк, свои характерные подходы и особенности.
Вокальное объединение «Звонкие голоса» было создано давно. Оно существует и работает на базе средней школы № 38 от Центра детского творчества «Радуга талантов» г. Хабаровска. Здесь занимаются дети от 7 до 14 лет. Всех этих ребят объединяет любовь к вокальному искусству. Занятия проходят 2 раза в неделю во второй половине учебного дня. Мы занимаемся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Звонкие голоса». Целью данной программы является гармоническое развитие личности ребёнка средствами вокального хорового искусства.
Основные принципы деятельности вокально-хорового объединения: стремление к единому ансамблевому звучанию, выработка глубокого поставленного дыхания; стремление к единой драматургии исполняемого музыкального произведения, увлечённость любимым делом всех участников объединения на основе доброжелательного и уважительного отношения друг к другу и к педагогу.
В своей работе на занятиях по вокалу активно применяются различные педагогические технологии обучения.
Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
Это технология, которая предполагает развитие в процессе обучения, раскрытия творческой индивидуальности каждого учащегося.
В технологии развивающего обучения педагогом проводится большая кропотливая вокальная работа с детьми. С первых вокальных занятий акцентируется внимание на развитие музыкального слуха и чистоту интонации у детей.
Нотная грамота, исполнение простейших упражнений стали основой вокальных занятий. Отрадно то, что изучение нотной грамоты ни у кого из ребят не вызывает отрицательной реакции. Дети с интересом изучают нотный стан, расположение нот, скрипичный ключ и т.д. Педагог даёт материал в игровой форме, что вызывает много положительных эмоций.
Я как педагог, убеждена в том, что если у детей включается не только слуховой, но и зрительный анализатор, дети не только по слуху, но и графически воспринимают высоту нот, что является результатом чистого интонирования, процесс этот происходит намного быстрее, пение становится более осмысленным, а это со временем поможет перейти к многоголосию.
Все вокализы, каноны, песни мы изучаем, первоначально знакомясь с нотными вокальными партиями. Педагог показывает клавиатуру фортепиано, таким образом дети могут проводить распевки у инструмента, что очень полезно.
Большое значение я, как педагог, уделяю развитию артикуляционных и дикционных навыков у детей.
Значительный блок работы построен на пении различных музыкальных упражнений, особое внимание обращаем на чёткое и ясное произношение.
Это скороговорки на различные группы согласных: сонорных, губных, звонких, глухих.
При вокальном исполнении скороговорок даём общее понятие об интервалах. Знакомим детей с такими интервалам как: секунда, терция, кварта, квинта, октава и применяем основные музыкальные термины.
При распевании используем попевки лирического, юмористического, сюжетного характера, чтобы детям было интересно, тогда у всех ребят будут присутствовать только положительные эмоции. Дети, более старшие, включают в свой репертуар музыкальные произведения композиторов-классиков, что развивает не только вокальные способности, но и прививает детям хороший эстетический вкус.
Значимым развивающим моментом является изучение песенного репертуара. Не просто подобрать вокальный репертуар, подходящий по вокальным возможностям для всего коллектива. Музыкальные произведения должны быть познавательными, интересными и темпераментными, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Репертуар должен соответствовать эстетическим нормам, основываться на содержательном тексте лирического, либо патриотического содержания, обладать красивой запоминающейся мелодией, содержать в себе воспитательный характер и, в то же время, быть интересным для детей и для слушателей.
Технология группового обучения (В.К. Дьяченко)
Форма занятий у нас в коллективе групповая. Вся работа вокально-хорового объединения осуществляется в группе.
Групповое обучение обеспечивает активность учебного процесса, достижение высокого уровня изучаемого материала. На наших музыкальных занятиях происходит взаимное интеллектуальное обогащение учащихся, осуществляются совместные учебные действия (выполнение всевозможных музыкальных упражнений, распеваний, отработка и исполнение в дуэтах, трио, квартетах). В группе ведётся большая творческая работа, происходит обмен эмоциями и рефлексами.
Личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская)
В процессе занятий в объединении «Звонкие голоса» развивается личность и индивидуальные качества каждого ребёнка, его вокальные способности, его творческая индивидуальность.
Создаются возможности для творческой самореализации, самоутверждения, ощущение радости творчества и успеха каждым участником коллектива.
Несмотря то, что в нашем коллективе 10 девочек, внимание уделяется абсолютно каждой участнице ансамбля. Такой сравнительно небольшой состав вокальной группы позволяет каждой участнице не затеряться в коллективе, почувствовать свою значимость, исполнить где-то сольную партию, петь вместе в ансамбле.
Иногда наши замечательные ребята практикуют самостоятельные выступления на общешкольных мероприятиях и концертах.
Технология сотрудничества (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова)
Образовательный процесс в нашем коллективе носит характер творческого сотрудничества всех участников объединения.
В процессе изучения и исполнения музыкальных произведений дети общаются друг с другом, ощущается момент сотворчества, эмоционального отклика, совместно анализируется ход работы и результат выступлений на сцене. Невозможна деятельность ансамбля без сотрудничества с другими коллективами нашего Центра детского творчества, с которыми мы часто выступаем на различных концертах и фестивалях.
Очень важен для нас и значим ещё один вид сотрудничества – сотрудничество с родителями детей, с которыми у нас образовался крепкий творческий тандем. Без постоянного взаимодействия работа в коллективе была бы не полноценной.
С родителями наших детей у нас сложились доверительные и очень тёплые отношения, где решаются практически все вопросы: от проведения мероприятий и концертов, пошив концертных костюмов и фотосессий. Для родителей мы проводим большое количество различных мероприятий (концерты-встречи в кругу друзей, День Матери, День 8 марта, 23 Февраля и т.д.) с последующим чаепитием и игровой программой. Часто осуществляем выезды с родителями на природу, проводим День здоровья, всевозможные спортивные мероприятия, соревнования, эстафеты, конкурсы. Родители по возможности выезжают вместе с нами на концерты, фестивали, конкурсы. Это первые наши помощники и добрые отзывчивые друзья.
Технология коллективной деятельности (И.П. Иванов)
Коллективная творческая деятельность – это огромная творческая работа, выступления, конкурсные поездки, записи звукофонограмм, посещение театров, выставок, концертов лучших коллективов города и края.
Особое значение отдаём ежегодным отчётным концертам нашего Центра, которое включает в себя не только ансамблевые номера, но и сольные вокальные номера юных вокалистов.
Мы очень дорожим нашим коллективом «Звонкие голоса», стараемся поддерживать отношения доверия и уважения друг к другу. В этом году создали свою группу для общения с родителями. За эти годы у нас сложилась большая духовная общность, мы очень хорошо чувствуем друг друга, создана атмосфера творчества и взаимопонимания, при которой каждый ребёнок в коллективе в ответе за общий конечный результат. В своей работе мы стараемся использовать интересный современный репертуар.
Современный песенный репертуар, в основном, опирается на эстрадную манеру исполнения в качестве аккомпанемента, применяем фонограммы.
Ориентируясь на данные фонограммы, мы сталкиваемся с тем, что в них применяются очень долгие по времени инструментальные вступления, проигрыши, вырезать которые нецелесообразно в силу их музыкальной привлекательности. Во время этих музыкальных фрагментов детям, конечно, помимо пения хочется научиться красиво двигаться, при этом чувствовать себя свободно, выразительно, эмоционально. Для этого необходимо включить в наши музыкальные номера элементы хореографии. Чтобы движения детей во время пения были органичными, соответствовали содержанию музыкального произведения, его стилю, возникла необходимость в привлечении на занятия педагога-хореографа. И нам очень повезло, что такого талантливого педагога мы смогли найти. Это Наталья Сергеевна Королёва. Мы очень признательны за её помощь и сотрудничество. Для Натальи Сергеевны это тоже новый интересный опыт, который специфичен тем, что эта работа проходит не в хореографическом классе, а в вокальном коллективе, и поэтому такие совместные занятия имеют свою специфику и особенности. Особенностью является привязка к вокальному репертуару, который ориентирован на определённый стиль, содержание, темп, ритм определённое время.
Пластическая мини-постановка должна органично войти в контекст вокального номера, не нарушив его целостности, единой линии развития, должна украсить и усилить его выразительные возможности. Занятие по сценической пластике состоит из следующих этапов: поклон, разминка, изучение определённых элементов современного эстрадного танца.
Основной этап – это изучение лексического материала для правильной постановки вокального номера.
В начале занятия - показ педагога выполнения детьми определённых танцевальных движений, в конце занятия - подведение итогов работы, выявление недочётов. При постановке вокальных номеров педагогу-хореографу необходимо учитывать энергозатраты у детей в целях сохранения ровности певческого дыхания для последующего исполнения песни.
Значительной помощью является тот факт, что некоторые девочки помимо вокала, занимаются в хореографических коллективах и имеют определённую хореографическую подготовку.
В сравнении с традиционным преподаванием основ хореографии, конечно есть ограничения в интенсивном движении, в амплитуде во время исполнения.
Необходимо держать разумный баланс в пользу вокальной составляющей номера, чтобы пластическое исполнение было органичным и красивым дополнением. При постановке вокального номера происходит совместная работа педагога по вокалу и сценической пластике, обсуждается концепция и исполнительский план каждого музыкального номера. Также уделяется большое внимание актёрской выразительности каждой участницы коллектива, что требует личностного подхода, так как сценические роли распределяются индивидуально.
Результатом такой совместной работы стали частые выступления вокального коллектива на районных, городских мероприятиях разного уровня.
У коллектива «Звонкие голоса» есть грамоты, дипломы, благодарности за успешные выступления на больших сценических площадках.
Таким образом, в своей методической разработке мы показали, как применяются педагогические технологии, общей целью которых является раскрытие творческой индивидуальности юных исполнителей через успешные концертные выступления.
Представленные педагогические технологии активно применяются в ходе реализации нашей образовательной, общеразвивающей программе «Звонкие голоса» и являются результатом нашей творческой деятельности.
Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука начинающего вокалиста. Минск, 2007г.
Гончаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону. «Феникс»
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 2000 г.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.,
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
Крюков В.И., Спивак С.И. Педагогические технологии в обучении – пособие для педагогов. Ростов-на-Дону. «Феникс».