12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Елена Сергеевна263
Работаю учителем-логопедом
Россия, Владимирская обл., Владимир
4

«Применение устного народного творчества в логопедической работе»


к консультации
PPTX / 160.96 Кб

/data/files/m1673149866.pptx (к консультации)МБДОУ г. Владимира «Детский сад №48»













Консультация для воспитателей

на тему:

«Применение устного народного творчества в логопедической работе»









Подготовил и провёл

учитель-логопед

Осипова Е.С.













г. Владимир, 2022


Русское устное народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Оно приобщает ребенка к духовной жизни своего народа. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности, которое помогает в его гармоничном, интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье.

В настоящее время педагогам и родителям хорошо известно, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми, приводит к проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Хорошо развитая речь ребенка - дошкольника является важным условием успешного обучения в школе.  Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий,   недостатки связной речи.

Таким образом, актуальными задачами  современных специалистов ДОУ является поиск новых форм и методов коррекционного обучения дошкольников. И таким прекрасным средством для развития у ребенка всех сторон речи - является фольклор. 

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений: это развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирование и автоматизация правильного произношения звуков речи, усвоение произношения трудно сочетаемых звуков и слов, освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Первым в жизнь ребенка входит колыбельная. Ребенок подрастает, и в его жизни появляются пестушки - небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д. Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Большинство потешек,  – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения, а также для дифференциации звуков. Это сложный, длительный процесс. От ребенка требуется максимальная концентрация внимания, чтобы научиться правильно произносить, и не путать звуки. Нужны речевые игры, и потешки подходят как нельзя лучше.

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников.

Нелепицы, чепуха, перевертыши — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

Для формирования хорошей дикции доступным и эффективным средством являются скороговорки. Даже самые простейшие скороговорки достаточно трудно проговорить быстро, не утратив четкости произношения. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное  недоразумение. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава приносит очень большую пользу. Веселая и легкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. Проговаривая их, дети учатся,  запоминать, анализировать, четко произносить автоматизируемый звук, у них развивается  активный и пассивный словарь и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти. Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы, дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства. Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы над рассказом, сказкой.

Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок.

Считалки – замечательный речевой материал. Это – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, искать новые способы доказательства. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Таким образом, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно - речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы. Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России.


Литература:


Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом

процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138с.

Криницина Н.А. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 11.

Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.11 – 18.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. – М., 1948.-446с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.