12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрова Елизавета Николаевна163
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Тема урока

.Применение законов Ньютона.

Цель урока: учащиеся должны уметь решать ключевые задачи.

Тип урока: Решение задач.

План изучения нового материала.

1. Использование стандартного подхода для решения задач динамики:

1) вес тела в лифте (с обсуждением перегрузок и невесомости).

2)скольжение тела по горизонтальной поверхности,

3)соскальзывание тела с наклонной плоскости.

 

Ход урока.

I.Изучение нового материала. Методика решения задач динамики. Для решения задач динамики целесообразно использовать следующий стандартный подход.

Изобразите силы, действующие на каждое тело в инерциальной системе отсчета (условно)

Запишите для каждого тела второй закон Ньютона в векторной форме (55).

Выберите координатные оси. Если заранее известно направление ускорения, то целесообразно направить одну из осей вдоль ускорения, а вторую( если она требуется) перпендикулярно ему. •Запишите второй закон Ньютона через проекции на координатные оси входящих в него величин, получите систему уравнений для нахождения неизвестных величин.

Решите полученную систему уравнений, используя аналити­ческие выражения для всех сил и дополнительные условия.
Воспользуемся предложенным подходом для решения конкретных за­дач динамики.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Покажем с помощью законов Ньютона, что вес тела не всегда равен действующей на него силе тяжести.

I. Вес тела в лифте

Человек массой т находится в лифте. Найдем силу давления человека на пол лифта (вес), если:

а)лифт покоится или равномерно движется;

б)лифт движется с постоянным ускорением а, направленным вверх;

в) лифт движется с постоянным ускорением а, направленным вниз.

Решение.

а) Ускорение лифта равно нулю (а = 0).

Изобразим силу тяжести mg и силу реакции опоры N1 действующие на тело (рис. 87). Соглас­но третьему закону Ньютона сила реакции опоры равна по модулю и противоположна по направле­нию весу тела P1. Поэтому большинство задач о нахождении веса тела сводятся к задачам опреде­ления силы реакции опоры.

Запишем второй закон Ньютона в векторной форме:

Запишем второй закон Ньютона в векторной форме:

ma = mg + N1.

Направим ось Y вертикально вверх. Запишем второй закон Ньютона через проек­ции сил на ось Y, учитывая, что а = 0:

0 = -mg + N1, Pl=N1 = mg.

Вес тела, находящегося в покое или движущегося равномерно и прямолинейно, равен силе тяжести.

б)лифт движется с постоянным ускорением а, направленным вверх.(рис.88). Запишем второй закон Ньютона через проек­ции сил на ось Y:

ma =- mg + N2., тогда P2=N2 = m(g+а)

В этом случае вес больше, чем гравитационная сила. Количественно возрастание веса характеризуется коэффициентом перегрузки, определяемым отношением ускорения тела к ускорению свободного падения.

в) лифт движется с постоянным ускорением а, направленным вниз. В этом случае удобно выбрать ось У, направленную вниз.

Запишем второй закон Ньютона через проек­ции сил на ось Y:

ma = mgN3., тогда P3=N3 = m(g-а),т.е. вес тела меньше силы тяжести.

При свободном падении .Вес при этом становится равным нулю, т.е. возникает состояние невесомости.

Невесомость – состояние, при котором тело движется только под действием силы тяжести.

2)Скольжение тела по горизонтальной поверхности. Найдем ускорение и вес тела массой

т,движущегося по поверхности стола, под действием силы F, направленной под углом а к

горизонтали. Коэффициент трения скольжения между телом и поверхностью стола равен .

Решение.

На тело действуют сила тяжести mg, сила реакции опоры N, сила F и сила трения Fтр , направленная противоположно скорости движения.

Второй закон Ньютона в векторной форме имеет вид

ma = mg + N + F + FTp.

Направим ось X вдоль ускорения а, а ось У вертикально. Спроецируем уравнение на оси Х и У.

ma=0+0+Fcosα-Fтр (на ось Х)

0=- mg+N+ Fsinα+0 (на ось У) согласно равенству

Подставляя выражение для силы трения в первое уравнение системы , получаем систему двух уравнений с двумя неизвестными N и а:

та = Fcos a- ,
О =
-mg + N + Fsin a .

Из второго уравнения находим силу реакции опоры N и вес тела Р:

N = P = mg- Fsin a

Вес тела меньше силы тяжести, когда на тело кроме силы тя­жести действуют силы, имеющие составляющую, направленную противоположно силе тяжести.

Вертикальная компонента внешней силы Fу (Fу = Fsin а) приподнимает тело и уменьшает силу давления на опору, а следовательно, и силу трения. Аналогично, сила сопротивления движению корабля на воздушной подуш­ке меньше подобной силы для обычных кораблей за счет подъемной силы, приподнимающей корабль из воды.

Подставляя N из выражения в первое уравнение системы

та = Fcos a- (mg - Fsin a), находим ускорение тела:

III. Соскальзывание тела с наклонной плоскости

 


Найдем ускорение и вес тела массой т, скатывающегося по наклонной плоскости, составляющей угол а с горизонтом . Коэффициент тре­ния скольжения равен .

 

Решение.

Изобразим все силы, действующие^на тело: си­лу тяжести mg, силу реакции опоры N и силу тре­ния F , направленную противоположно скорости движения.

Запишем второй закон Ньютона в векторной форме:

ma = mg + N + FTp.

Выберем ось X параллельно и ось Y перпенди­кулярно наклонной плоскости.

Спроецируем уравнение на координатные оси X и Y:

та = mg sin a - FTp (на ось X),
0 = N - mgcos а (на ось Y).

Используя выражение для силы трения FTp = и подставляя его в пер­вое уравнение системы получаем систему двух уравнений с двумя не­известными:

та = mgsin a - FTp (77)

0 = N - mgcos а.

Из второго уравнения находим силу реакции опоры N и соответственно вес тела Р:

N = Р = mgcos a.

Вес тела на наклонной опоре меньше силы тяжести.

Подставляя выражение для силы реакции опоры в первое уравнение системы

та = mgsin a - μmgcos a ,

находим ускорение тела

а = g(sim. а - μmgcos a ).

Соскальзывание тела с наклонной плоскости происходит, если а > О, т.е. если коэффициент трения скольжения μ < tg a. Если μ> tg a, тело по­коится на наклонной плоскости.

III.Закрепление изученного материала Беседа по вопрсам.

При каком движении лифта вес тела, находящегося в нем, равен силе тяжести; боль­ше силы тяжести; меньше силы тяжести; равен нулю?

Вес тела равен силе тяжести при равномерном (относительно Земли) движении лифта или его покое. Он больше силы тяжести, если ускорение лифта направлено вверх (ускоренное движение лифта вверх, замедленное – вниз).Он меньше силы тяжести, если ускорение лифта направлено вниз(замедленное движение лифта вверх, ускоренное – вниз). Вес тела равен нулю(невесомость),если лифт свободно падает.

Какой способ перемещения холодильника по полу требует меньших усилий — когда его толкают или когда тянут? Когда холодильник толкают, направив силу под тупым углом к скорости его движения, приложенная сила увеличивает прижим холодильника к полу, его вес и сила трения возрастают. Когда холодильник тянут за собой ( сила направлена под острым углом к скорости ), прижим холодильника к полу и сила трения уменьшаются. Тянуть легче, чем толкать.

3.Какие часы следует использовать в условиях невесомости: маятниковые, песочные, пружинные? В таких условиях работать будут только пружинные часы.IV. Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с алгоритмом решения задач на основной закон динамики.

Домашнее задание. §25,задачи № 1,2 к §25

Дата проведения:  5 января 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.