Примеры мотивации учебной деятельности учеников на уроках истории. Тема урока. «Общественно-политическая жизнь в период сталинской модернизации. Проблемы и противоречия социальной сферы». (11 класс)
Примеры мотивации учебной деятельности учеников на уроках истории.
Тема урока. «Общественно-политическая жизнь в период сталинской модернизации. Проблемы и противоречия социальной сферы». (11 класс)
(три примера разных форм мотивации учебной деятельности на одном уроке)
1.Крупный чиновник советской эпохи Иван Григорьевич Большаков, наводивший когда-то страх на кинорежиссеров, рассказал одну историю из своей жизни.
Однажды Большаков смог добиться приема у Сталина. Разговор этот был для него чрезвычайно важным. В ходе этой встречи он даже уговорил Иосифа Виссарионовича подписать какие-то документы, направленные на упрочнение положения и повышения статуса Мосфильма. Поскольку прием проводился не в кабинете Сталина, а ручки у Вождя с собой не оказалось, Большаков предложил ему воспользоваться своей авторучкой. Но с письменной принадлежностью произошла какая-то неполадка: то ли канал забился, то ли чернила на кончике засохли. Большаков быстренько взял ее из рук высокопоставленного собеседника и встряхнул, чтобы вернуть к жизни. По роковой случайности траектория полета брызнувших чернил пролегала через белоснежные брюки вождя. Попросту говоря, обляпал Большаков нарядные начальственные штаны. Лицо у него побелело, сердце замерло, в глазах потемнело, в ушах зазвенело, ноги подкосились – в общем, все как положено при обляпывании начальства. А Сталин это состояние еще больше усугубил: встал и принялся в упор смотреть в глаза подчиненному.
Сцена «удав гипнотизирует кролика» длилась всего несколько секунд, но бедный Иван Григорьевич за это время успел вспомнить все существующие виды смертной казни. Однако Сталин, заметив серьезный испуг на лице собеседника, все же смягчился. Он усмехнулся и вполне добродушно произнес:
— Ну что ты так расстроился? Думал, у Сталина последние штаны?
В 30-е годы в СССР ничто: ни безусловное следование линии ЦК, ни высокая должность, ни личная преданность Сталину не могли гарантировать человеку личной безопасности. Это было время, когда все жили под постоянным страхом репрессий. Как называется такая форма правления?
(ответы детей)
- Как вы думаете, является ли «великий страх» неотъемлемой характеристикой тоталитарного общества?
Наша задача – показать или опровергнуть, что Советское государство в 30-е гг. действительно являлось тоталитарным, и узнать, как складывались судьбы людей при сталинском режиме.
2. Ю. Фучик когда – то произнёс: «Мир выжил, потому что смеялся». Жизнь общества 20-30-х гг. тоже нашла своё отражение и в анекдотах, и в расшифрованных аббревиатурах, и в поговорках.
Ребята, на предыдущем уроке вы были разделены на творческие группы, каждая из которых получила задание подобрать и отобрать наиболее интересные, на ваш взгляд, анекдоты о партии, правительстве, партийных лидерах.
Задание: самый острый анекдот от группы рассказать всему классу (выбрать несколько).
Анекдоты:
Портной, откладывая иголку, вколол её, чтоб не потерялась, в газету на стене и попал в глаз Кагановичу. Клиент видел. - 58-я, 10 лет (террор).
Продавщица, принимая товар от экспедитора, записывала его на газетном листе, другой бумаги не было. Число кусков мыла пришлось на лоб товарища Сталина. - 58-я, 10 лет.
Тракторист Знаменской МТС утеплил свой худой ботинок листовкой о кандидате на выборы в Верховный Совет, а уборщица хватилась (она за те листовки отвечала) - и нашла, у кого. КРА, контрреволюционная агитация, 10 лет.
Заведующий сельским клубом пошел со своим сторожем покупать бюст товарища Сталина. Купили. Бюст тяжелый, большой. Надо бы на носилки поставить, да нести вдвоём, но заведующему клубом положение не дозволяет: "Ну, донесёшь как-нибудь потихоньку". И ушел вперед. Старик-сторож долго не мог приладиться. Под бок возьмёт - не обхватит. Перед собой нести – спину ломит, назад кидает. Догадался всё же: снял ремень, сделал петлю Сталину на шею и так через плечо понёс по деревне. Ну, уж тут никто оспаривать не будет, случай чистый. - 58-8, террор, десять лет.
На улице нашли повесившуюся курицу с запиской: «Прошу в смерти моей никого не винить. Повесилась в силу невозможности выполнить государственную повинность – нести по 2 яйца в день».
Разговор в тюрьме: «Ты за что сидишь?» «Я – за то, что ругал Иванова», «Я – за то, что хвалил Иванова», «А я сам Иванов».
У Сталина пропала трубка. Вызывает он Берию. Тот сразу: «Членов ЦК – на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашёл свою трубку в кармане кителя. Снова зовёт он Берию: «Нашлась трубка». – «Поздно, - ответил тот. – Уже все сознались».
«Как вы живёте?» - спрашивали в 20-х годах. «Как вы? Живёте?» - спрашивали в начале 30-х годов. «Как? Вы живёте?» - в конце 30-х годов.
- Каждый труд требует вознаграждения, поэтому проведем «премирование»: «10 лет строгого режима», «15 лет строгого режима», «расстрел» (это задание даёт возможность увидеть другую сторону советской действительности того времени, когда за один анекдот можно было не только получить 10 лет тюрьмы, но и поплатиться жизнью).
Наша задача – показать или опровергнуть, что Советское государство в 30-е гг. действительно являлось тоталитарным, и узнать, как складывались судьбы людей при сталинском режиме.
3. В 1934 году XVII съезд ВКП(б) на страницах советских газет называли не иначе, как «Съезд победителей» - ведь вся повестка съезда была посвящена успехам первой пятилетки и планам партии на вторую. Но вот в историю этот партийный форум вошел как «Съезд расстрелянных»: из 1966 делегатов съезда 1108 человек были через несколько лет арестованы и расстреляны как «враги народа».
И нельзя сказать, чтобы делегаты съезда не могли предвидеть своей судьбы – вся политика большевиков по ускоренной индустриализации строилась на крови и репрессиях. С начала 30-х были уничтожены миллионы русских и украинских крестьян, в городах полным ходом раскручивались «громкие» уголовные дела по борьбе с вредителями, а пресса взахлеб воспевала «педагогизм методов ГУЛАГа по перевоспитанию несознательных элементов». По сути, концлагеря НКВД должны были стать моделью всей советской экономики, которая уже не могла развиваться без рабского труда заключенных. А товарищ Сталин только и призывал готовиться к новому «обострению классовой борьбы». А раз будет борьба – будут и жертвы.
В 30-е годы в СССР ничто: ни безусловное следование линии ЦК, ни высокая должность, ни личная преданность Сталину не могли гарантировать человеку личной безопасности. Это было время, когда все жили под постоянным страхом репрессий. Как называется такая форма правления?
(ответы детей)
- Как вы думаете, является ли «великий страх» неотъемлемой характеристикой тоталитарного общества?
Наша задача – показать или опровергнуть, что Советское государство в 30-е гг. действительно являлось тоталитарным, и узнать, как складывались судьбы людей при сталинском режиме.