12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево

Урок: «Общество. Сферы общественной жизни»

10 класс, технология модульного обучения.

«Стремление к собственной значительности

является одной из главных черт, отличающих

человека от животного»

(Д.Карнеги)

Учитель:

-Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете смысл изречения Карнеги?

(Человек, в отличие от животного, живёт в сознательном коллективе, в обществе)

-Что такое общество в узком смысле?

-Что такое общество в широком смысле?

-Что такое общество в философском понимании?

Итак, мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями. Есть ещё один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе на социально-философском уровне — анализ общества как целостной системы.

-Что такое система?

Рассмотрим системное строение общества:

(Слайды: схемы - «важнейшие элементы общества», «компоненты общества»).

Работают по учебнику, составляя схемы;

Общество — система, определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Если рассматривать общество как сложноорганизованную систему, то не обходимо выделить то, что называется «подсистемой». В таком случае подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни.

(Работа с учебником, стр.102 — выписать сферы жизни общества и их функции).

Практическая работа:

распределить перечисленные ниже характеристики в столбцы таблицы по четырём сферам жизни общества.

Приложение №1

-Какова взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни? Каждая из сфер охватывает свой круг общественных отношений. Можно ли выделить одну из них — приоритетную. Этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным.

Рассмотрим различные подходы к этой проблеме:

1-й подход (Работа со слайдами)

Данный вариант отражает определяющую роль экономических отношений.

-Как вы думаете, какие аргументы в пользу решающего значения экономики приводятся?

(материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность). Иначе говоря, прежде чем начать заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен купить еду, одеться, построить дом. И всё это ему предстоит произвести.

2-й подход (Работа со слайдом):

Аргументы?

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практическим действиям. Прежде чем совершить реальный поступок, человек ставит себе цель, выбирает лучший путь её достижения, прогнозирует важный результат. В глобальном масштабе крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Например, идеи века Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая Французская революция. Или распространение Протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений.

3-й подход (Работа со слайдом):

Это наиболее компромиссный из приведённых подходов. Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, допустим, в период революции очень много зависит от того, какие политические силы придут к власти.

Общественная жизнь очень сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название «общественные». (Приложение №2)

Каждая из этих наук рассматривает лишь определённую область общественной жизни.

Какую именно?

Вывод: Общество и механизм его функционирования являются предметом дискуссий.


Блок — модуль темы:

«Общество. Сферы общественной жизни»



УЭ


Название учебных элементов

Управление обучением (содержание, формы, методы)


УЭ - 0






Цель: рассмотреть общество как развивающуюся систему;

-знать сферы общественной жизни;

-рассмотреть разные подходы к изучению общества



УЭ — 1









1.1 Входной контроль

Проверка знаний понятий:

-общество в узком смысле;

-общество в широком смысле;

-общество в философском значении.


1.2 Анализ общества как целостной системы:

-что означает слово система?

-показать общество как систему.




УЭ - 2


2.1 Работа с учебником:

-составить схему «важнейшие элементы общества»

-составить схему «компоненты общества»


Взаимоконтроль

2.2 Работа с учебником:

составить классификацию сфер жизни общества - выписать сферы общественной жизни определить круг общественных отношений каждой сферы жизни общества


2.3. Первичное закрепление знания





Смотрите учебник, стр.101





Проверка правильности составления схем


Смотрите учебник, стр.102 пункт «Сферы Общественной жизни как подсистемы общества»



См. Приложение № 1:

1-й уровень:

1.1. Распределить перечисленные ниже характеристики в столбцы по четырем сферам общественной жизни


2-й уровень:

1.2. Заполните таблицу;


3-й уровень:

Аргументировано ответьте на проблемный вопрос.



УЭ-3




Практическое закрепление знания

3.1. Работа со слайдами по проблеме взаимозависимости сфер общественной жизни


Дискуссия по поставленной проблеме


УЭ-4



4.1. Практическая работа с понятиями

4.2. Записать в тетради вывод, общие итоги урока по теме «Общество. Сферы общественной жизни»



Смотрите приложение № 


УЭ-5


Домашнее задание


-Смотрите учебник, стр.106, задания 1-5, два на выбор;

-На уровне здравого смысла делим факты:


1) на биологические (сон, еда,

дыхание);

2) на психологические

(любовь, ненависть,

наслаждение);

3) на социологические

(бедность, насилие,

конфликт).

Приведите 4-5 примеров фактов:

1) политологических-

2) экономических-

3) культурологических-

4) антропологических-




Приложение № 1


1.1.Распределите перечисленные ниже характеристики в столбцы таблицы

по четырём сферам общественной жизни:


1-й уровень:


Экономическая сфера жизни общества

Социальная сфера жизни общества

Политическая сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества






1. основа производства — земля

2. неграмотность большинства населения

3. спад производства

4. кризис финансовой системы

5. наличие классов в обществе

6. развитие литературы и искусства

7. деятельность политических партий

8. разнообразие философских учений

9. основа производства — знания, информация

10. решается задача преодоления неграмотности

11. деятельность банка

12. научные открытия

13. восстановление храма Христа Спасителя

14. сословная структура общества

15. непрерывное образование граждан

16. формирование наций

17. вопросы права

18. обмен материальными благами

19. отношения в сфере власти

20. взаимодействие классов

21. религиозные организации

22. здание школы

23. семья патриархального типа

24. организация предпраздничной торговли

25. проведение референдума

26. принятие закона об общественных организациях

27. написание приключенческого романа

28. производства товаров массового спроса

29. проведение научного исследования

30. театр имени «Ленинского комсомола».


2-й уровень


Заполните таблицу:


Сферы общества


Деятельность людей и отношения между ними

Основные учреждения (организации)

Политическая сфера



Экономическая сфера



Социальная сфера



Духовная сфера




3-й уровень:


Историк и публицист М.И. Турган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был, вслед за земельным дворянством, самым влиятельным классом старинной Руси».


-Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике? Свой ответ чётко аргументируйте.


Приложение № 2

Работа с основными понятиями:


История — изучает прошлое человечества в многообразии

конкретных событий и фактов, Закономерности развития общества.


Политология — изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.


Социология — изучает взаимодействие социальных групп, социальную структуру общества.


Экономика — изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.


Антропология — изучает происхождение и эволюцию человека, образование различных человеческих рас.


Демография — изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.


Этнография — изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.


Психология — изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д.


Культурология — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.


Эстетика — наука о прекрасном.


Право — одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, поведение и действия его членов, деятельность предприятий, организаций, государственных органов.


Этика — наука о правилах поведения человека в обществе.










Опубликовано в группе «Использование педагогических технологий»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.