Урок истории в 11 классе на тему «Нарастание противоречий советского общества»

0
0
Материал опубликован 22 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок: УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СССР К НАЧАЛУ 1980-х гг.

 

Цель: подвести обучающихся к выводу о растущих противоречивых явлениях в социально-экономической, общественно-политической, духовной сферах жизни советского общества и пониманию необходимости широкомасштабных реформ; совершенствовать умение работать с различными источниками информации - текстовой, иллюстративной, картографической, статистической, развивать навык оформления различных видов опорных записей - таблицы, схемы, тезисы;                                     повторить основные темы периода «СССР в 1953-1985 гг» (в целях актуализации знаний и выявления пробелов обучающихся накануне текущей контрольной работы)

Тип урока: урок применения знаний и умений (традиционный)

Используемые методики:  закрепления изученного; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки и коррекции знаний и умений.

Педагогические технологии: проблемное изложение с опорой на изученное ранее

Источники информации:

  1.  УЧЕБНИК (Н. В. Загладин и др., «История Отечества XX- начало XXI века» 11 класс, М., «Русское слово» 2005-2012 г; А. А. Данилов и др., «История России 1945 – 2008» 11 класс, М., «Просвещение»2008)
  2. Памятка «ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 1953-1985»
  3. Схема «КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР 1960-1980 ГГ.» (СМ. ОБРАЗЕЦ НИЖЕ)
  4. Тестирование БЛОК №18 «СССР в послевоенные десятилетия»
  5. Образец выполнения задания « КИМ ЕГЭ №24»
  6. Настенная карта «СССР в 1940-1990-е гг»
  7. Электронная презентация к уроку

 

Ход урока:

Этап урока

Цели

Деятельность учителя/обучающихся

Источник информации

вводный

подвести к пониманию важности изучаемой темы, детализировать смысловые части урока

сообщение и комментарий темы, изучаемых вопросов, комментарий домашнего задания и видов его контроля, пояснение к выполняемым на уроке и дома заданиям

Текстовые файлы:

-Важно помнить при выполнении части 2

-Домашнее задание

-Хронологический и терминологический минимум

основной

сформировать представление об углублении кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества, систематизировать ранее полученные знания обучающихся

используя примеры (статистические данные), знания, усвоенные учащимися при изучении тем периодов советской истории, начать заполнение опорной таблицы

Электронная презентация:

-Нарастание противоречий советского общества

Текстовые файлы:

-табл Противоречия советского общества

 

повторение

повторить основные темы периода «СССР в 1953-1985 гг»

разъяснение и комментарий заданий, выполнение разноуровневых дифференцированных заданий (тестирование, КИМ ЕГЭ № 24, № 25), фронтальная и индивидуальная проверка, тренинг (ВПР, ЕГЭ)

Электронная презентация:

-Нарастание противоречий советского общества

Текстовые файлы:

- Хронологический и терминологический минимум

Ксерокопия:

-Образец выполнения задания №24

 

заключительный

подвести итоги

формулирование уточняющих вопросов и выводов по уроку

Электронная презентация:

-Нарастание противоречий советского общества

 

 


Домашнее задание
DOCX / 40.82 Кб

Таблица
DOCX / 15.66 Кб

Хронологический минимум
DOCX / 13.46 Кб

Презентация
PPTX / 99.81 Кб

 

Предварительный просмотр презентации

ТЕМА УРОКА: УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СССР К НАЧАЛУ 1980-х гг. Д/З: ПОДГОТОВИТЬСЯ К К/Р ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «СССР 1953-1985» ПО § 28-38 (§5-12)

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР 1960-1980 ГГ. НАРАСТАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАХ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Были ли противоречия (недостатки, проблемы) в развитии советского общества и государства к концу 1970-х годов?

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ): ПОКАЗАТЕЛИ СЕРЕДИНА 1970х СЕРЕДИНА 1980х Прирост национального дохода 7,7% 3,5% Темпы роста производительности труда 6,8% 3% Капиталовложения в жилищное строительство 17,7% 15,1% Экспорт (машины, оборудование) 20% 12,5% Экспорт (нефть, газ) 16,7% 55,4% Рост доходов на душу населения 5,9% 2,1%

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ): пятилетка Темпы роста национального дохода Темпы роста производительности труда 8 (1966 -1970 г) 41% 37% 9 (1971 – 1975 г) 28% 25% 10 (1976-1980 г) 21% 17% От соответствующих показателей США В промышленности – 50% В с/хозяйстве – 20%

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ): Доля физического труда в СССР к началу 1980х Промышленность – 40% Строительство – 60% Сельское хоз-во – 75% Увеличение импорта продовольствия в СССР в 1985 г (ср. с 1970 г) Мясо в 5, 2 раза Рыба в 12,4 раза Масло - растительное в 12, 8 раз, сливочное – в 183, 2 раза Зерно в 13, 8 раза Доля фонда зарплаты в национальном доходе (на 1985 г) СССР – 36,5% США – 64,0% Швейцария – 80,0%

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (война в Афганистане декабрь 1979-февраль 1989 гг): Прошло военную службу 620 тыс. чел. военнослужащих Общие потери 14 453 чел. Пропало без вести (попало в плен) 417 чел. Один день войны 40-й армии 6,0–6,5 млн. рублей С учетом снабжения афганской армии  10–11 млн. рублей Всего (содержание ограниченного контингента войск, снабжение афганской армии, оказание безвозмездной гуманитарной помощи) От 8 до 36 млрд. рублей

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕН НОЙ ЖИЗНИ ЯВЛЕНИЯ (ПРОЦЕССЫ) ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕС КАЯ ПАДЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА КРИЗИС КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВОМ ПРИПИСКИ,ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, ХИЩЕНИЯ, РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА, НЕХВАТКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, КАРТОЧКИ, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ В ПРОИЗВОДСТВО, НИЗКАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛИТИЧЕС КАЯ 1.УСИЛЕНИЕ БЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСАППАРАТА 2. КРИЗИС СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 3. КРИЗИС МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4.НЕСПОСОБНОСТЬ ПАРТАППАРАТА К РЕАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ СИТУАЦИИ ПОДАВЛЕНИЕ ИНАКОМЫ- СЛИЯ, ВЫДВОРЕНИЕ ИЗ СТРАНЫ, ПРОБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НАРОДОВ СССР (ПРИБАЛТИКА, КАВКАЗ, УКРАИНА), ЗАСТОЙ В ПАРТИЙНО- ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ, ГЕРОНТОКРАТИЯ, КЛАНОВОСТЬ, «МАФИЯ» (ДЕЛО МЕДУНОВА, РАШИДОВА, ЧУРБАНОВА)

СОЦИАЛЬНАЯ 1.ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, КОРРУПЦИЯ, ВОРОВСТВО И ПЬЯНСТВО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, СПЕЦРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАЙКИ, «ДОСТАТЬ ПО ЗНАКОМСТВУ» ДУХОВНАЯ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2. ДОГМАТИЗМ В ИДЕЙНОЙ СФЕРЕ 3. ИДЕЙНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СТАЛИНИЗМА МАССОВЫЙ СКЕПТИЦИЗМ, АПАТИЯ, ЦИНИЗМ, «САМИЗДАТ», «ТАМИЗДАТ», ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ И «НАРОДНОЙ» КУЛЬТУРЫ, «МАГНИТОФОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»,РАЗОЧАРОВАНИЕ В ИДЕАЛАХ СОЦИАЛИЗМА, АНЕКДОТЫ, ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ НОВОГО ВОЖДЯ (БРЕЖНЕВА) ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1.ПРОВАЛ ПОЛИТИКИ РАЗРЯДКИ 2.ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ «ДОКТРИНА БРЕЖНЕВА», ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ, НЕРАТИФИЦИРОВАН ОСВ-2, «СССР-ИМПЕРИЯ ЗЛА» (РЕЙГАН), НОВЫЙ ВИТОК ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ, РАЗМЕЩЕНИЕ РАКЕТ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ (СС-20, «ПЕРШИНГ», «КРУЗ»), 1983-СОИ, СБИТ ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ «БОИНГ», 1981- «СОЛИДАРНОСТЬ» В ПНР

Задание № 25 март 1953-сентябрь 1964 Основные элементы исторического сочинения: К1 – указание двух событий (явлений, процессов) в рамках выбранного периода- 2 балла К2 – две исторические личности и их роль (конкретные действия в значительной степени повлиявшие на ход и результат событий в указанный период) - 2 балла К3 –две причинно-следственные связи (связь между событиями, при которой одно событие, называемое причиной порождает другое событие, называемое следствием) -2 балла К4 – оценка значения периода для истории России (вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи)– 1 балл К5 – использование исторической терминологии - 1 балл К6 – наличие/отсутствие фактических ошибок - 2 балла К7 – форма изложения –связный текст - 1 балл

Задание № 25 октябрь 1964 – март1985 Основные элементы исторического сочинения: К1 – указание двух событий (явлений, процессов) в рамках выбранного периода- 2 балла К2 – две исторические личности и их роль (конкретные действия в значительной степени повлиявшие на ход и результат событий в указанный период) - 2 балла К3 –две причинно-следственные связи (связь между событиями, при которой одно событие, называемое причиной порождает другое событие, называемое следствием) -2 балла К4 – оценка значения периода для истории России (вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи) – 1 балл К5 – использование исторической терминологии - 1 балл К6 – наличие/отсутствие фактических ошибок - 2 балла К7 – форма изложения – связный текст - 1 балл

Задание № 24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внешнеполитический курс советского руководства в 1960-1970-х гг. был основан на принципах сотрудничества с капиталистическими странами». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)…. 2) ….. Аргументы в опровержение: 1)….. 2) ……

Ответы на тесты: 1.с 2.с 3.а 4.д 5.а 6.д 7.а 8.б 9.а 10.а 11.а 12.а 13.а 14.а

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.