12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана41

Приемы учебной мотивации на уроках русской литературы: из жизни учителя-практика.

О том, насколько велико значение учебной мотивации в современной школе, сказано уже очень много. Роль мотивации невозможно преувеличить, но у практикующих учителей зачастую нет возможности вести долгие разговоры, приходится оперативно реагировать на вызовы окружающей действительности. Таковы уж современные дети….

Многие учащиеся считают уроки литературы скучными и абсолютно бессмысленными. Они не хотят тратить свое время на изучение художественных книг, отдавая предпочтение быстрым и ярким эмоциям социальных сетей во всем их многообразии. Однако, польза чтения – это неоспоримый факт. Этот важнейший навык необходимо развивать с самого раннего детства. Хорошо, если родители подогревают интерес к литературе собственным примером. Иначе учителю литературы приходится туго. Как быть? Только не сдаваться! Объединить фантазию и изобретательность, потратить немного времени на декоративно-прикладное творчество, и вуаля! Вспомним и повторим то, что изучили, узнаем новое, наладим коммуникацию в парах и группах, проведем урок весело и задорно, а главное – поддержим интерес к изучению литературы.

Литературное домино.

Очень простая игра по правилам классического домино. Костяшки делаем сами из плотного картона, но вместо точек размещаем на полях определенную информацию: имена писателей, их портреты, годы жизни или даты рождения, названия произведений, имена ключевых героев, названия и изображения родовых поместий и т.д. На одной костяшке должны быть две части, относящиеся к разным писателям, но можно сделать и так называемый «дубль». Фантазия не имеет границ. Принцип соединения костяшек – речь об одном человеке. Например, на одной стороне фишки написано «Иван Андреевич Крылов», на другой – «Повести Белкина». К первой части можно присоединить костяшку с названием одной из басен Крылова, а ко второй – любой факт, который касается Александра Сергеевича Пушкина. Если в кабинете есть магнитно-маркерная доска, к костяшкам приклеивается листовой магнит, и игра вполне успешно переносится на доску, обретая еще большую наглядность. Начать лучше с упрощенного варианта, например, имя писателя и его произведение, постепенно добавляя костяшки с новой информацией. Играть можно группами.

Литературный паззл.

Паззлы представляют собой поля из клеток, которые нужно закрыть карточками. Количество элементов зависит от уровня подготовки участников. На карточках размещается информация о писателе – имя, дата рождения, годы жизни, место рождения, ключевые факты из жизни, произведения и их герои, портреты и фотографии и т.д. (по одному факту на каждой карточке). Задача игроков – заполнить поля карточками, которые описывают биографию одного автора. Начинать можно с двух полей по 9 клеток, например, когда класс уже изучил творчество А.С. Пушкина и И.А. Крылова. По мере знакомства с другими писателями количество полей и карточек будет постепенно увеличиваться. Можно добавлять факты, которые не упоминаются в учебнике, тем самым подогревая познавательный интерес игроков. Собирают паззлы группами. Когда все фишки розданы, учащиеся вычисляют, кому будет посвящено их игровое поле по преобладающим фактам, а потом обмениваются лишними карточками, развивая тем самым еще и коммуникативные навыки.

Угадай писателя.

Весьма распространенная викторина, в которой каждый тур состоит из 5-7 фактов об одном писателе, начиная с наименее известных. Если группа догадалась, о ком речь, после первого вопроса, она получает максимальное количество баллов. Чем больше подсказок, тем меньше баллов.

Как это было?

Задача игроков – восстановить хронологию событий литературного произведения по иллюстрациям. Подготовка к игре заключается в том, чтобы найти в интернете картинки к произведению и распечатать их на принтере (на первых порах делает сам учитель, затем можно поручать одному из учеников, который и проводит игру). Каждой команде выдается комплект рисунков, время на выполнение задания ограничено.

Экскурсия.

Экскурсия – это маленькое путешествие, отправляемся по местам, которые связаны с судьбой писателя. Интернет нам в помощь! Например, в 6 классе большое внимание уделяется лицейским годам А.С. Пушкина. Почему бы не показать детям, где жил и учился юный Саша, будучи их ровесником? Его комнату, кровать, чернильницу, окно, в которое он глядел по утрам, табель успеваемости… При этом ехать никуда не надо, нужен только проектор или интерактивный экран. Пусть дети увидят город или поместье с высоты, найдут его на карте и т.д. Поймут в конечном итоге, что писатель – это не абстрактная личность, а конкретный живой человек.

Фотогалерея.

Этот прием хорош для писателей ХХ века, жизнь которых сопровождал фотоаппарат. Детские фотографии, снимки в непривычной и непринужденной обстановке, фото с домашними животными и маленькие истории, связанных с каждым экспонатом галереи позволяют воспринимать писателей как близких людей. Отличный вариант, когда в качестве экскурсовода выступает подготовленный ученик из класса. Фотографии, конечно, можно просто вывести на экран, но если распечатать их и развесить в классе как на настоящей экспозиции, это позволит рассмотреть их более подробно и обратить внимание на детали – выражения лиц, настроение героев, одежда и украшения дам, место и ситуация съемки и т.д.

Кинозал.

Как бы парадоксально это ни звучало, детям иногда нужно отдыхать от чтения. Очень многие литературные произведения имеют экранизации, которые можно с успехом использовать на уроке. Например, некоторые эпизоды из двухсерийного фильма по мотивам романа «Дубровский» отлично иллюстрируют ключевые точки развития событий. А фильм «Уроки французского» можно посмотреть полностью, если не позволяют обстоятельства урока и кабинетное оборудование, дать в качестве домашнего задания на выходные. Интересно сравнить, какие эпизоды переданы досконально точно, а какие режиссер не посчитал нужным акцентировать, правильно ли он поступил. Произведение «Маленький принц» очень популярно среди мультипликаторов, поэтому тут возможен мини-кинофестиваль, где авторитетное жюри присуждает главный приз той экранизации, которая максимально полно отражает главную идею произведения. Это мероприятия выступит ярким и знаменательным финалом изучения курса литературы в 6 классе (по учебнику Коровиной).

Школьные проекты – тема нынче весьма модная.

Здесь творческий полет бесконечен и безграничен. Зачастую идеи проектов приносят сами дети, иногда можно их подтолкнуть к той или иной мысли. Самые простые и любимые – инфографические, например лента времени с биографией писателя или хронологией развития событий произведения (модифицированный план, но «составьте план» звучит скучно и пресно, а «давайте создадим ленту времени» - загадочно и заманчиво). По сказке «Снежна королева» Андерсена в качестве плана выступает карта путешествия Герды. Среди работ своих творческих коллег встречала интересный проект «Дневник главного героя», когда ключевые события излагаются от первого лица. Очень популярны стали буктрейлеры в формате видео.

Ролевые игры.

Инсценировка эпизодов литературных произведений – прием, известный со времен наших бабушек. А что если кто-то из известных писателей или литературных героев приглашен на интервью или пресс-конференцию? А если на откровенный разговор выйдут старая барыня и Герасим? Результат принесет много неожиданных открытий как детям, так и учителю.

Досье писателя.

Биография писателей – дело для детей порой сухое и безликое. Но если использовать готовые рабочие листы для каждого писателя, которые заполняют сами дети, как досье на разведчиков в фильмах про шпионов, урок проходит гораздо бодрее. Графы в листах могут быть самые различные – портрет, произведения, семья, даже черты характера, это зависит от класса и требований учителя, источника информации.

Очевидно, что каждый прием требует определенной подготовки. И то, что удачно практикуется в одном классе, совершенно «не зайдет» в другом. Самое главное – не опускать руки и не сдаваться! Творческий, ищущий учитель-непоседа, который развивается, повышает собственный уровень, изучает опыт других и не теряет оптимизма, задора и желания достигать цели всегда добьется успеха на своем нелегком пути, заслужит любовь детей и уважение родителей и коллег. Желаю удачи, стойкости духа и потрясающих результатов!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 17.08.21 в 18:04 1Ответить Пожаловаться
Светлана (извините, не знаю отчества), спасибо за увлекательно и живо написанную статью, действительно, полезные приёмы.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.