Примерная адаптированная программа по окружающему миру (3 класс)
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 3 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2014г. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016
Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом.
Общая характеристика курса
Специфика предмета «Мир природы и человека» состоит в том, что умственно отсталый ребенок не видит окружающие его предметы и явления, не может сравнивать их, устанавливать сходства и различия, делать обобщения, не может воспринимать наблюдаемые явления и предметы.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для уточнения и обогащения знаний и представлений о предметах ближайшего окружения у школьников с ОВЗ. Ребенок получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи курса «Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Место курса «Мир природы и человека» в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Труд и творчество как черты развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-представления о назначении объектов изучения;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
-адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
-развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
-готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
-ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм
Личностные результаты
-Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- формирование логического мышления на основе действий: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Основное содержание учебного курса.
Сезонные изменения в природе.
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями сада и леса в разные времена года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.
Увядание и появление цветов и трав (медуница).
Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разные времена года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
3. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разные времена года.
Неживая природа.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
III. Живая природа.
1. Растения.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и опасные.
2. Животные.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.
3. Человек.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
IV. Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления;
- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;
- растениях сада, леса;
- образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц,
-роли человека в жизни домашних животных;
-о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
-о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. А. Попова, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2014г.
3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4.Наглядное пособия.
Календарно - тематическое планирование.
№п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | |
| Времена года | ||||
1 | | Осень. Сезонные изменения в природе | Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. | Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | |
2 | | Явления и состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, холодный -теплый ветер. Экскурсия. | Наблюдения за погодой, описание дня. Правильно называть изученные объекты и явления | Знать о явлениях в неживой природе: облачность, туман, изморозь, моросящий дождь. | |
3 | | Календарь. Название месяцев. | Знакомство с календарем. Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам. | Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки. | |
| Растения и животные осенью | ||||
4 | | Наблюдения за растениями сада, леса осенью. (Яблоня,вишня., липа, орешник.) | Правильно называть наблюдаемые объекты. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации | Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | |
5 | | Перелётные птицы | Описывать предмет по картинке, по плану. | Знать названия перелётных птиц. Уметь узнавать перелётных птиц по описанию. | |
6 | | Насекомые в осенний период. | | Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых. Формировать знания учащихся об изменениях в жизни насекомых осенью | |
7 | | Домашние животные осенью. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью. | Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных. | |
8 | | Труд людей осенью. | Описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года | Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года. Знать о различных видах труда людей в осенний период. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью. | |
| | Неживая природа | |||
9 | | Состояние неживой природы: дождь, холодный-теплый ветер, заморозки. | | Знать о явлениях в неживой природе: небольшой дождь, холодный-тёплый ветер, заморозки. Уметь определять их в природе | |
10 | | Воздух и его значение в жизни человека, животных, растений. | Значение воздуха | Знать значение воздуха для жизни растений, животных и человека | |
11 | | Термометр. Измерение t воздуха. | Описывать строение термометра. | Знать строение и назначение термометра их виды. Уметь им пользоваться. | |
12 | | Стороны горизонта. Направление ветра. Экскурсия | Определять стороны горизонта. Определять направление и виды ветра. | Знать значение слова «горизонт». Уметь определять стороны горизонта. Знать виды и направления ветра. Уметь определять направление и виды ветра. | |
| Живая природа. | ||||
| | Растения | |||
13 | | Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Экскурсия. | Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно-следственные связи. | Знать названия наиболее распространенных деревьев, кустарников и трав. Уметь распознавать растения по их признакам. | |
14 | | Части растений: корень, стебель, ветки, почки, листья, цветы. | Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника. | Знать строении растений. Уметь называть и определять части растений. | |
15 | | Деревья хвойные и лиственные. | Выделять общее и различие. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья. | Знать названия наиболее распространенных хвойных и лиственных деревьев. Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья. | |
16 | | Кустарники леса. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. | Сравнивать и различать кустарники. Сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу. Значение семян, их сбор Грамотно и логически правильно излагать свои мысли. | Знать названия наиболее распространенных кустарников. Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу. Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу. | |
17 | | Явления и состояние неживой природы вначале зимы (заморозки, оттепель, метель, туман, ветер). Продолжительность дня и ночи. Экскурсия. | | Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзают пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. | |
18 | | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой. Направление солнечных лучей. Экскурсия. | | Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты | |
19 | | Состояние неживой природы: холодный ветер, снегопад, метель, вьюга. | Правильно называть изученные объекты и явления. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации. | Знать о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, заморозки, вьюга, метель, холодный-тёплый ветер. | |
20 | | Труд людей зимой. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой. Строить монологическое высказывание по предложенной теме. | Знать о видах труда людей в зимний период. Уметь показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой и живой природе. | |
21 | | Домашние животные зимой. Уход за домашними животными | Классифицировать, сравнивать животных, давать полные ответы на вопросы. | Знать об образе жизни домашних животных в зимнее время; о роли человека в жизни домашних животных. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных зимой. | |
22 | | Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. | Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. | Знать особенности дикого животного: кабана, лося, зайца (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану. | |
23 | | Сравнение домашних и диких животных. Сходства и различия: кабан-свинья, заяц- кролик. | Сравнивать и различать диких и домашних животных. | Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных. | |
24 | | Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. | Описание внешнего вида | Знать особенности диких птиц, их питание, повадки, образ жизни, места обитания. Знать строение птичьих гнёзд, их заботу о потомстве. | |
25 | | Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы. | Описание внешнего вида Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду Различие зимующих от перелетных птиц. | Знать названия зимующих птиц. Уметь различать, сравнивать, описывать зимующих птиц, классифицировать, находить сходства и различия. | |
| | ЧЕЛОВЕК. | | | |
26 | | Дыхание человека. | Дать элементарные представления о строении и работе легких. | Иметь элементарные представления о строении и работе лёгких. Уметь определять на картинке лёгкие | |
27 | | Температура тела человека. Градусник и его назначение. | Описывать по плану строение градусника. Давать полные ответы на вопросы. | Знать элементарные сведения о температуре человека, строение и назначение градусника. Уметь измерять температуру человека. | |
28 | | Профилактика простудных заболеваний. | Описывать по плану правила профилактика простудных заболеваний. | Знать первые признаки простудных заболеваний. Уметь охранять свое здоровье от простудных заболеваний. | |
29 | | Сердце. Кровь. Пульс. | Описывать по плану строение и работу сердца. | Знать элементарные представления о строении и работе сердца, о значении крови для организма человека. Уметь определять на картинке сердце, | |
30 | | Строить монологическое высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека. | Знать о взаимодействии человека и природы, о значении здоровья для жизни человека. Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы. | ||
31 | | Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. | Строить монологическое высказывание по схеме об употреблении продуктов в пищу. | Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде однообразного, богатого углеводами питания. Уметь обрабатывать продукты перед употреблением в пищу. | |
32 | | Наблюдения за растениями сада, огорода весной. Экскурсия. | Изменения внешнего вида растений в саду и огороде. | | |
33 | | Сезонные работы в саду, огороде, труд людей весной. | Описывать сезонные работы в саду, в огороде весной. | Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде весной. | |
34 | | Лето. Признаки лета. | Высота. Описание дня. | Знать летние месяцы. Уметь объяснять причину сезонных явлений |