12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мирная Татьяна Анатольевна43 Педагог-психолог; Семейный психолог Россия, Мурманская обл., Мурманск |
Примерная матрица по описанию этапов педагогической технологии
Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов
Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогической деятельности, который ведёт к повышению качества образования.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать ребенку готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Освоение педагогами новых технологий в образовании – залог успешного развития личности ребенка.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Педагогическая технология в ДОУ – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость) и включает в себя набор профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом воспитатель, применяя в своей работе с детьми любую из педагогических технологий, должен следовать определенным этапам. Для описания каждого конкретного этапа, любой педагогической технологии, рационально использовать матрицу.
Примерная матрица по описанию этапов
психолого-педагогической технологии:
1. Обоснование выбора используемой технологии.
2. Организация начала - постановка образовательных, воспитательных и развивающих (при необходимости коррекционных) задач, в том числе, частных и промежуточных.
В определении цели и задач должно прослеживается создание проблемной ситуации с учетом детской инициативы и самостоятельности.
3. Прогнозирование результатов.
4. Логика построения - обоснованное соотношение применяемых методов и приемов. (прослеживается цепочка каждого этапа: задачи –содержание – методы – приемы – результат. Этапы соответствуют поставленной цели). Обоснована внешняя логика при переходе от этапа к этапу. Педагог ориентируется на актуальный уровень развития детей и их активность.
5. Организация развивающей, предметно-развивающей среды необходимой для реализации выбранной технологии.
Лекционный, демонстрационный, раздаточный материал подобран в соответствии с учетом:
-поставленных перед детьми задач,
-уровня их мотивации и познавательного интереса,
-возрастных индивидуальных особенностей детей.
6. Описание построения ситуации принятия и включения (педагог создает психологическую ситуацию быстрой настройки на работу, использует игровые формы и методы, обеспечивая включение каждого ребенка).
7. Описание создания познавательно-игровой атмосферы, стимулирования развития познавательной активности (педагог инициирует познавательную активность, с учетом индивидуальных особенностей детей; активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию).
8. Запланированная образовательная; поисково-образовательная деятельность (формирование знаний, умений и навыков; формирование способов умственных действий; формирование творческих способностей; формирование действенно-практической сферы). Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы; новыми знаниями воспитанники овладевают в различных видах деятельности.
9. Контроль и коррекция деятельности воспитанников (в соответствии с этой оценкой происходит переход к следующему этапу деятельности) - осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Формирование мотивации и развитие предпосылок детской инициативы (для формирования положительной мотивации педагогом создаются ситуации успеха. Педагог стимулирует деятельность каждого ребенка опираясь на результат и ориентируясь на перспективу).
10. Результат деятельности (педагог привлекает детей к рефлексии; совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы). Закреплен позитивный воспитывающий, развивающий эффект.
11. Завершающий этап – подведение итогов педагогической деятельности (происходит оценка деятельности по педагогической эффективности, оценка результативности осуществленной работы)