12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Юлия167

Пояснительная записка

Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.

Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 224с.

2. Учебники: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип,- М.: Дрофа, 2002. -272 с. : ил.

3. Литература: Дубинин Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя. – 2-е изд.. стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.

Программа соответствует учебнику Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. Программа рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 35 часов (1 час в неделю). В планировании указаны названия тем курса, объём учебного времени в каждой теме, с указанием практических и лабораторных работ, и примерным домашним заданием.

Основное содержание (35 ч)

Введение.

Клеточное строение растений. (2ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Рассматривание пластид под микроскопом.

Царство Бактерии (1 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство Грибы (3 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

Царство Растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, размножение. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, размножение, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, размножение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, размножение, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной).

Изучение строения листа.

Изучение строения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Жизнедеятельность растений ( 8 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Классификация растений (4 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.

Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Природные сообщества (2 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Развитие растительного мира (1 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы в развитии растительного мира. Охрана растений.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса

В результате изучения биологии обучающийся должен

Знать/понимать:

строение и функции клеток

особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

сведения о таксономических единицах;

способы размножения грибов, бактерий, растений;

основные этапы развития Растительного мира;

взаимосвязь растений с факторами среды;

взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, в народном хозяйстве;

охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране;

основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Уметь:

пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

ухаживать за растениями, выращивать их;

проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

соблюдать правила поведения в природе;

работать с учебником, составлять план параграфа, использовать текст и рисунки как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

п/п

Дата

Тема урока

Домашнее

задание

Прим.

 

1.

 

Биология – наука о живой природе.

Стр 9 - 12

   

2

 

Устройство увеличительных приборов. Клетка и её строение. Л/р №1 «Кожица чешуи лука под микроскопом»

§ 1,2 стр 14 -19

   

3

 

Жизнедеятельность клетки. Понятие “ткань”.

§ 3,4 стр. 20 –24

   

4.

 

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

 

5

 

Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Л/р №2 «Изучение строения тел шляпочных грибов»

§ 7,8 стр. 35–41

   

6

 

Плесневые грибы и дрожжи. Грибы – паразиты.

§ 9, 10 стр. 42–46

   

7

 

Лишайники, их строение, разнообразие, распространение, значение.

§ 13 стр. 60–63

   

8

 

Растения, их разнообразие, распространение, значение.

§ 11 стр. 48–50

   

9.

 

Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли.

   

10

 

Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

§ 14, 15 стр. 63–71

 

11

 

Голосеменные. Л/р №4 «Изучение Строения хвои и шишек хвойных»

§ 16 стр. 72 - 81

 

12

 

Покрытосеменные.

§ 17 стр.78-80

 

13

 

Строение семян двудольных и однодольных растений. Л/р №5 «Изучение строения семян двудольных растений.»

§ 18 стр.84 –86

 

14

 

Виды корней, типы корневых систем. Зоны корня. Контрольная работа за I полугодие

§19,20стр.86-93

 

15

 

Побег и почки. Л/р№6 «Внешнее строение почек, их расположение на стебле»

§22 стр.97-102

 

16

 

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Л/р№7 «Изучение строения листа»

§23,24стр.102-108

 

17.

 

Макро и микростроение стеблей. Л/р№8 «Изучение макро и микро строения стебля»

§26 стр.113- 117

 

18.

 

Строение цветка. Соцветия. Л/р№9 «Изучение строения цветка»

   
 

19.

 

Плоды. Л/р№10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

     

20.

 

Химический состав растений.

§32 стр. 138-140

   

21.

 

Минеральное питание растений. Фотосинтез.

§33,34 стр. 140-148

   

22.

 

Дыхание растений.

§35 стр. 149-151

   

23.

 

Испарение воды растениями. Передвижение минеральных веществ. Л/р№11 «Передвижение и минеральных веществ по древесине»

§37 стр. 152-161

   

24.

 

Прорастание семян. Пр/раб№1

   

25.

 

Растительный организм, как единое целое.

§39 стр. 167-170

   

26.

 

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

§40-41 стр. 170-176

   

27.

 

Размножения голосеменных растений.

§42стр.177-179

   

28.

 

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Пр/раб.№2

§43стр. 179-185

   

29.

 

Половое размножение покрытосеменных растений. Опыление. Контрольная работа №2.

§44стр. 186-194

   

30.

 

Основы систематики растений.

§45стр. 196-198

   

31.

 

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

§46стр. 199-205

   

32.

 

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

§47стр. 205-208

   

33.

 

Семейство Мотыльковые (Бобовые).

§50 стр. 208-211

   

34.

 

Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Злаковые.

§52,53 стр. 211-214

   

35.

 

Итоговое занятие.

Летние задания

   
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.