Программа по учебному предмету фортепиано для обучающихся с ОВЗ (слабослышащие) и детей инвалидов
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нефтегорская детская школа искусств»
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ФОРТЕПИАНО
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (слабослышащие) и детей-инвалидов
срок реализации 4 года
2024г.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств г. Нефтегорска Нефтегорского района
Самарской области
«Одобрено» методическим советом ДШИ г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области Дата рассмотрения:________ |
«Утверждаю» Директор ДШИ г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области Сидорова С.А.__________________
|
«Принято»
Преподавательическим советом
ДШИ г. Нефтегорска Нефтегорского района
Самарской области
Дата принятия:
Разработчик — Акопян Карина Ясоевна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО «Нефтегорская детская школа искусств» г. Нефтегорска Нефтегорского района Самарской области.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего преподавательского опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.
Постепенно развиваясь, ребенок приобретает круг знаний, умений и навыков, что позволяет ему прикоснуться к художественным произведениям, представляющим подлинные ценности искусства.
Обучение игре на фортепиано способствует всестороннему развитию детского мозга и помогает формированию навыков для взрослой жизни. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на жизнь, чем их «не музыкальные» сверстники, что помогает им легче решать многие жизненные проблемы, даже просто регулярное прослушивание музыки благотворно влияют на гибкость мышления, коммуникативные способности, развитие памяти и т. д. Дети, которые занимаются музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, так как быстрее усваивают информацию и умеют яснее выражать свои мысли.
Актуальность программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.
Новизна: Развитие современной педагогики требует использования новых современных технологий: таких как технология здоровьесбережения и технология личностно-ориентированного подхода, нацеленного на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности ребенка.
Адресат программы: дети с нарушением слуха (слабослышащие).
В основе данной программы лежит дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по учебному предмету музыкальный инструмент «Фортепиано», разработанная и утвержденная МБОУ ДОД ДШИ г. Нефтегорска от 30.08.2015г. которая была адаптирована, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, возможностей пианистического аппарата, и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с преподавателем, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
При выборе той или иной формы завершения обучения (итоговой аттестации) применяется индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый год обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации |
Затраты учебного времени |
Всего часов
|
||||||||
Годы обучения |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
||||||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Количество недель |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
||
Аудиторные занятия |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
272 |
|
Самостоятельная работа |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
272 |
|
Максимальная учебная нагрузка |
64 |
72 |
64 |
72 |
64 |
72 |
64 |
72 |
544 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часов – аудиторные занятия, 272 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю, по 35 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных занятий и ансамблевое музицирование с преподавателем. Индивидуальная форма позволяют преподавателю в соответствии с психофизическими возможностями ребенка включения в процесс обучения физкультминуток, как элемента двигательной активности для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением за инструментом.
Цель учебного предмета
Педагогическая абилитация и реабилитация детей с нарушением слуха направлена на развитие творческих способностей и индивидуальности обучающегося, формирование жизненных и социальных компетенций через музыкальное творчество.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» являются:
ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте в соответствии с психофизическими возможностями ребенка;
формирование умений применять знания, обеспечивающие базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования, социального и жизненного самоопределения.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых приемов и навыков, развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, игре в ансамбле. Второе - способность применять приобретенные знания и навыки в процессе социального и жизненного самоопределения.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.
Данная программа является модифицированной. В ее основе лежат
«Программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения РФ по специальности «музыкальный инструмент» и «Программа для детских музыкальных школ» Министерства культуры.
Цель:
Нравственное и эстетическое воспитание личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через развитие творческих способностей ребенка, способствующих адаптации его в социуме.
Задачи:
Содействие развитию образно-эмоциональной сферы.
Удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей.
Приобщение обучающихся к культурным ценностям страны и мира.
Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления.
Овладение техническими приёмами игры на фортепиано.
Социализация обучающихся.
Профессиональное ориентирование.
Поддержка и развитие талантов.
Методы обучения
Выбор методов обучения определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей детей и подростков. Методика обучения игре на фортепиано нацелена с одной стороны на получение разносторонних знаний, с другой – на формирование умений и навыков, помогающих в организации музыкальной деятельности воспитанников.
По характеру познавательной деятельности используются следующие методы обучения:
1. Объяснительно - иллюстративный – ознакомление с инструментом, с клавиатурой, организация игрового аппарата, объяснение музыкальных терминов;
2. Репродуктивный – показ (исполнение) преподавателем произведения целиком или его части (музыкальной фразы) и просьба к воспитаннику – повторить;
3. Проблемный метод – работа над произведением по этапам (разбор, выявление особенностей музыкального изложения, динамика, форма, темповые особенности);
Для организации деятельности по развитию познавательного интереса используются зрительные методы: иллюстрация (о происхождении фортепиано).
Организуя деятельность по развитию образно-эмоциональной сферы, Преподаватель использует следующие методы: показ мнемотаблиц [Приложение 1] (в работе над программными или жанровыми произведениями), игра (работа с начинающими по приобретению навыков постановки руки – рукой создать образы «Капли», «Краба» (игра трезвучий), «Шагающего экскаватора» (гаммы), представить, что рука это «Плеть» (отработка стаккатто), представить, что в руке «яблоко» для правильной постановки руки).
Организуя деятельность по развитию навыков сценического поведения Преподаватель использует объяснительно-иллюстративный метод – объясняет и демонстрирует этические нормы поведения на сцене. Преподаватель старается правильно настроить воспитанника на успешное публичное выступление и затем, используя метод наблюдения, отслеживает внешний вид и психологический настрой ребенка.
Развитие координации игрового аппарата (рук, ног, корпуса) происходит методом упражнения – не синхронные и перекрестные движения происходят следующим образом: одна рука хлопает по коленке, а другая гладит по голове и наоборот; правой рукой дотронуться до уха, а указательным пальцем левой руки дотронуться до кончика носа.
Формирование общей и музыкальной культуры у обучающихся достигается методом убеждения: Преподаватель корректирует поведение ребенка, способствует формированию общечеловеческих ценностей.
Метод поощрения – для поддержания интереса к занятиям, для успешной самореализации воспитанника очень важно вовремя стимулировать интерес к познавательной деятельности: похвалить, рассказать родителям об успехах, поощрить грамотой.
Социальной адаптации детей способствует метод коллективного творческого дела (игра в ансамбле, классные концерты), воспитание игрой (проводятся игровые программы).
В образовательной программе используются элементы следующих технологий:
Развивающего обучения, направленного на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей; развитию координации движений, интонационно-слуховых и мыслительных процессов; развитию образно-эмоциональной сферы;
Личностно-ориентированного обучения – при составлении индивидуального плана Преподаватель учитывает способности каждого воспитанника, его физические и психологические особенности. Умело подобранный репертуар в сочетании с приемами и методами, которые Преподаватель использует в работе с каждым отдельным учеником, варьируя их в зависимости от данных ребенка, помогает успешно решать педагогические задачи.
Преподавательской поддержки, направленной на воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию; воспитание коммуникативных способностей. Работа строится на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Ребенок принимает непосредственное участие в подборе репертуара. Преподаватель всегда учитывает интересы воспитанника и его музыкальные предпочтения.
Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена на работу с детьми, имеющими различные слуховые нарушения (слабослышащие, тугоухость различной степени, полная глухота, методы и формы работы на занятиях с такими детьми имеют существенные отличия.)
Учитывая неустойчивость внимания слабослышащих детей, задания даются им в расчлененном виде и в ограниченном объеме.
Обучающиеся с нарушением слуха могут иметь двигательные искажения в разной степени: повышенный мышечный тонус. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна, как для музицирования, так и для приспособления к жизни вообще.
В работе с детьми преподавателю следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственного контакта преподавателя с учеником (когда рука ученика лежит на руке преподавателя, таким образом показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на:
• ощущение объёма и направления движения (вверх-вниз (игра гамм), большое-маленькое (игра с регистрами));
• характера и скорости движения (плавно-порывисто, быстро-медленно) сочетание крупных движений с мелкими, объединяющих движения всей руки с мелкой моторикой пальцев.
Эти два метода являются базисными и имеют сквозное развитие через все этапы обучения.
Работа со слабослышащими обучающимися на ранних этапах обучения будет отличаться от работы со слышащими. Освоение нотной грамоты слабослышащими детьми займет более длительный период. Это связано с подключением в практическую деятельность зрительного анализатора, что расширяет их познавательные возможности. Эта система достаточно сложная, разбор нотного текста осуществляется каждой рукой в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносится на клавиатуру. Знакомство с нотной грамотой путем зрительно-тактильного сопоставления написанных названий нот на бумаге и прикосновению к инструменту в первой и малой октавах. Обучение восприятию нотной грамоты ведется путем изучения 11 линейной нотации: два нотных стана соединяем акколадой и пишем ноты на верхнем строке в скрипичном ключе от середины от ноты «До» 1 октавы до ноты «До» 2 октавы. Затем на нижней строке в басовом ключе от ноты «До» 1 октавы пишем ноты вниз по нотному стану до ноты «До» малой октавы. Так осуществляется постепенный переход от скрипичного ключа к басовому, т.е. зрительное запоминание помогает глухому ребенку быстрее осознавать чтение нотной записи в 2-х ключах. Вследствие этого слабослышащие музыканты первый год больше обучается зрительно, можно даже сказать «на ощупь», при необходимости с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Навыки запоминания и анализа мелодий помогают, когда начинается нотный период.
Обучение звукоизвлечению (тише, штрихи, сложные ритмические формулы) для выбранной пьесы или жанра происходит путем прикосновения к руке (плечу), т.е. обучающийся понимает по мышечным ощущениям от преподавателя, как необходимо играть и переносит на инструмент.
Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов принадлежит воссоздающему воображению. С его помощью обучающиеся с ОВЗ, на основе красочных описаний и имеющихся зрительных, слуховых, и других образов, формируют объекты, недоступные для непосредственного отражения. Из этого следует, что в работе над музыкальным произведением Преподаватель не должен бояться делать сравнения, рисовать картину, портрет, чем ярче и образней преподаватель преподнесет произведения обучающемуся, тем понятней будет содержание этого произведения.
На правильное формирование музыкального образа влияет период начального этапа разбора произведения. Он должен включать в себя тщательный анализ всех сторон: характер, темп, динамику, аппликатуру. Положительно влияет на обучающихся исполнение преподавателем музыкального произведения. В процессе прослушивания произведения или части его важно участие самого обучающегося, оно должно быть творческим.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Применение элементов здоровьесберегающей технологии на учебных занятиях с детьми с ОВЗ
Под здоровьесберегающей образовательной технологией следует понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
Учёт психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Регламент учебных занятий по времени.
Частая смена видов деятельности на учебном занятии.
Специальные упражнения для рук - "пальчиковая гимнастика".
Контроль осанки ребенка за инструментом.
Контроль за освещением в кабинете.
Проведение бесед с обучающимися по технике пожарной безопасности и правилам поведения во время массовых мероприятий.
Отслеживание самочувствия ребенка, опрятности его внешнего вида и чистоты рук.
Пропаганда здорового образа жизни.
Примерный учебно-тематический план (составляется с учетом индивидуальных особенностей обучающегося)
1 год обучения
Название темы
|
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2. Организация игрового аппарата |
5 |
1 |
4 |
3. Работа над игровыми приемами |
8 |
2 |
6 |
4. Изучение нотной грамоты. Знакомство с клавиатурой. Изучение длительностей нот. Знакомство с метро-ритмом, размерами. |
15 |
4 |
11 |
5. Ансамблевое музицирование |
6 |
1 |
5 |
6. Формирование технических навыков. Упражнения на развитие техники. Работа над этюдами. |
12 |
4 |
8 |
7. Работа над репертуаром. |
22 |
6 |
16 |
8. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Итого |
70 |
19 |
51 |
2 год обучения
Название темы
|
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2. Работа над игровыми приемами |
16 |
4 |
12 |
3. Развитие музыкальной грамотности |
18 |
8 |
10 |
4. Развитие технических навыков |
14 |
4 |
10 |
5. Работа над репертуаром. |
20 |
4 |
16 |
6. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Итого |
70 |
21 |
49 |
3 год обучения
Название темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2. Работа над игровыми приемами |
14 |
4 |
10 |
3. Развитие музыкальной грамотности |
16 |
4 |
12 |
4. Развитие технических навыков |
14 |
4 |
10 |
5. Работа над репертуаром. |
24 |
4 |
20 |
6. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Итого |
70 |
17 |
53 |
4 год обучения
Название темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2. Работа над игровыми приемами |
4 |
- |
4 |
3. Развитие музыкальной грамотности |
16 |
4 |
12 |
4. Развитие технических навыков |
20 |
4 |
16 |
5. Работа над репертуаром. |
28 |
6 |
22 |
6. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Итого |
70 |
15 |
55 |
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.
Требования разработаны для различных групп обучающихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей.
1год
1. Вводное занятие. Знакомство с ребенком, выявление его музыкальных интересов, определение способностей. Знакомство с правилами поведения в учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.
2. Организация игрового аппарата. Правила посадки за инструментом. Гимнастика для постановки рук.
«Пальчиковая гимнастика» – упражнения «Раз, два острова», «Кузнечик», «Лягушка».
Подготовительные упражнения: «Маятник», «Подъемный кран», «Шалтай-болтай».
Упражнения на координацию движений игрового аппарата.
3. Работа над игровыми приемами, упражнениями.
Работа над штрихами: нон легато, легато, стаккато. Упражнения на освобождение руки, перенос рук через октаву – «Радуга-дуга», «Мостики». Принципы звукоизвлечения при игре разными штрихами.
4. Изучение нотной грамоты.
Знакомство с клавиатурой. Октавы - их названия и расположение на клавиатуре. Запись нот на нотном стане. Изучение длительностей нот. Знакомство с метроритмом. Знакомство с размером две четверти, три четверти, четыре четверти. Знакомство с динамическими оттенками. Разновидности штрихов.
5. Ансамблевое музицирование.
Получение навыков игры в ансамбле. Игра простых ансамблей с преподавателем. Развитие чувства ритма, умения слушать себя и партнера. Ощущение гармонической поддержки в аккомпанементе.
6. Формирование технических навыков.
- Упражнения на развитие техники рук.
- Правила аппликатуры. Игра разными пальцами и разными длительностями. Упражнения на разные ритмические рисунки. Работа над техникой на примере этюдов.
7. Работа над репертуаром.
В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. А. Артоболевская Учебное пособие. Первая встреча с музыкой
2.Т. Ганон Упражнения
3. Е. Гнесина Маленькие этюды для начинающих (по выбору)
Рекомендуемые гаммы
Гаммы мажорные до двух знаков в одну октаву отдельно каждой рукой (разными штрихами). Хроматическая гамма отдельно каждой рукой. Арпеджио по тир звука отдельно каждой рукой, аккорды отдельно каждой рукой.
Рекомендуемые ансамбли
З. Левин «Тик-так»
В. Шаинский «Кузнечик»
В. Витман «Серенькая кошечка»
Примерные исполнительские программы
А. Роули Акробаты
А. Гедике Этюд
Э. Сигмейстер Песенка
Н. Соколова Часы
Г. Гумберг Этюд
Б.Берлин Веселый щенок
Б. Жилинский Этюд
Л. Шитте Любопытная курочка
Б.Берлин Пони звездочка
Е. Гнесина Этюд
В. Кессельман Маленький вальс
Я. Гарсиа Танцующие медвежата
С. Ляховицкая Этюд
А. Рубах Воробей
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Обучающийся:
- знает строение клавиатуры,
- умеет правильно сидеть за инструментом,
- соблюдает постановку исполнительского аппарата,
- получил первоначальные навыки игры штрихов: нон легато, легато, стаккато,
- играет небольшие пьесы
- играет в ансамбле с преподавателем.
Программа для первого года обучения:
5-7 коротких сочинений фортепианного репертуара.
Этюды, пьесы различного характера, популярные песенки, ансамбли.
2 год
1. Вводное занятие
Составление индивидуального плана работы с учеником. Подбор репертуара. Знакомство с правилами поведения в учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.
2. Работа над игровыми приемами.
Работа над штрихами, звукоизвлечением, артикуляцией пальцев.
3. Развитие музыкальной грамотности
- Подбор по слуху одноголосных мелодий, простых детских песенок.
Подбор по слуху.
Одной из важнейших задач является формирование и развитие слухового опыта ребенка, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых преподавателем пьес, определение динамики, темпа, характера музыкального произведения. Для накопления этого опыта обучающемуся даются несложные упражнения – показать рукой направление движения мелодии, прохлопать ее ритм.
Важно с первого занятия приучать ребенка переносить попевки (мелодии) в другие октавы.
Развитие слуха обучающегося является одной из предпосылок транспонирования. Оно начинается с развития слуховой активности ребенка (звуковысотной, ритмической, ладовой, гармонической). На начальном этапе помогает восприятие звука через вибрации, которые передаются через тело, инструмент, а так же помогает слуховой аппарат.
Подбор по слуху мелодий и простых детских песенок - например: «Солнышко», «Василек», «Елочка» и др. для развития у ребенка ощущения звуковысотности и направления движения мелодии.
- Ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле с преподавателем простых пьес.
4. Развитие технических навыков
Игра гамм в прямом движении каждой рукой отдельно или двумя. Аккорды. Короткие арпеджио каждой рукой отдельно. Работа над развитием мелкой техники. Игра этюдов.
5. Работа над репертуаром
Работа над пьесами разных жанров, программными произведениями. Знакомство с подголосочной полифонией. Работа над средствами музыкальной выразительности (динамика, звуковедение, фразировка).
Программа для второго года обучения.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Ш. Ганон Упражнения
2. Ф. Бургмюллер соч. 100 «25 легких этюдов» (по выбору)
3. Л. Шитте соч. 108 «25 легких этюдов» (по выбору)
4. К. Черни соч. 821 Этюды №5,7
Рекомендуемые гаммы
Гаммы мажорные и минорные до четырех знаков в две октавы отдельно каждой рукой. Хроматическая гамма отдельно каждой рукой. Трезвучие и арпеджио отдельно каждой рукой.
Рекомендуемые ансамбли
М. Глинка «Краковяк»
Р. Роджерс «Голубая луна»
В. Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
Д. Уотт «Три поросенка»
Примерные исполнительские программы
Е. Рыбкин Медведь
Е. Гнесина Этюд До мажор
О. Бенр Шалун
А. Александров Новогодняя полька
Н. Литкова Вариации на тему русской народной песни<%
Похожие публикации