Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по учебному предмету «Музыка» (для 1 – 4 классов)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 г. Челябинска»
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по учебному предмету «Музыка»
для 1 – 4 классов
Программу подготовила:
учитель музыки высшей категории
Кривова Г.М.
Челябинск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с документами:
Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г.№17785.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).
Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности (Текст):-1-4 кл.:в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2012.-Ч.2: 344с. Программа по предмету «Музыка». Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 04 июня 2019 года №1213/5886«О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования 2019/2020 учебном году».
Методические рекомендации по учёту национальных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования /В.Н. Кеспиков и другие; Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО, 2013-164с.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 г. Челябинска.
Среди различных форм психических нарушений одной из наиболее распространенных является задержка психического развития (ЗПР).Синдром временного отставания развития психики, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, преобладании игровых интересов.Таких детей характеризует отсутствие ярких эмоций, повышенная утомляемость, гиперактивность, повышение уровня тревожности и агрессивности, склонность к подражанию, неадекватность эмоциональных реакций . Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая
Цель — формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии. В процессе обучения формируются основы духовно – нравственного воспитания школьников, через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории:
1. Приобщение детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формирование художественной культуры личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.
2. Формирование интереса к музыкальному искусству, обеспечение музыкально-эмоционального развития, чувства отзывчивости на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.
3. Обеспечение информационно-познавательных потребностей обучающихся в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащение музыкальными впечатлениями, развитие их сенсорно-музыкальных способностей, тембрового, ладово-высотного, динамического, ритмического слуха, содействие первоначального проявления музыкального вкуса, формирование сначала избирательного, а затем оценочного отношения к музыке.
4. Активизация потенциальных возможностей обучающихся, обеспечение развития эмоционально-художественных, нравственно-эстетических,коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.
5. Формирование предпосылок и элементарных музыкально-творческих проявлений, способностей выражения своего Я во всех доступных видах музыкальной деятельности.
6. Осуществление средствами музыки и движений профилактики и коррекции имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создание условий для социокультурной адаптации посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированный, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
Личностно-деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений:
Психофизиологическое направление - связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма. Положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмоционального состояния, мобилизуют его резервные силы.
Психотерапевтическое и психологическое направления - связанные с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу личности. Психологический аспект воздействия музыки на ребенка с проблемами связан, прежде всего, с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально-личностной сферы обучающихся данной категории, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и учителями. Во время пения, музыкальных движений в коллективе обучающийся с проблемами проявляет свои индивидуальные особенности, учится подчинять свои действия общим задачам. В процессе музыкальных занятий формируются познавательные и коммуникативные универсальные умения и действия
Социально-педагогическое - обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего и музыкального кругозора, активизацию потенциальных возможностей обучающегося с проблемами в музыкальной деятельности и творчестве. Социально-педагогическое воздействие музыки связано с предоставлением неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего Я. Интерес к результатам творчества обучающегося со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышает самооценку. Социально-педагогическое направление воздействия музыкой осуществляется двумя путями: путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через музыкальные произведения; путем деятельности, связанной с музыкальным искусством. Именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации обучающегося с проблемами посредством музыкального искусства в макросоциальной среде. Музыка, с которой ребенок с проблемами соприкасается, формирует его поведение и регулирует эмоциональные проявления в коллективе, семье, формирует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. В процессе музыкальной деятельности обучающиеся прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре музыкального произведения, передавая ее в пении, движениях. Отвечая на вопросы педагога, обучающийся делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.
Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к обучающемуся с проблемами проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Фонопедический метод развития голоса - фонопедические упражнения помогают устанавливать координацию голоса и слуха, эффективно тренируют голосовой аппарат для решения певческих и речевых задач с высоким качеством. Метод имеет восстановительную и и развивающую направленность. Развитие мышц участвующих в звукообразовании, позволяет решить проблемы даже с травмированными голосовыми аппаратами с различными дефектами. Чем выше уровень развития участвующих в звукообразовании мышц, тем совершеннее акустика певческого голоса и его слуховые представления. Эти качества развиты не одинаково у людей, но их можно успешно развивать.
Логоритмика - занятия музыкально-ритмическими движениями, повышающие общий жизненный тонус детей с задержкой психического развития, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной ), формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.
Арттерапия (по отношению к специальному образованию) — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию. При декламации песен под музыку, выполнении специальных речевых упражнений под музыку дети легче овладевают высотными и динамическими модуляциями голоса, темпом речи, ее слитностью, ритмической организацией слов, фраз, что обусловлено близостью определенных интонационных структур в музыке и речи. Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при лечении заикания и наблюдают выраженную положительную динамику в коррекции данного дефекта речи.
Имаготерапия — один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.
Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов, возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психоэмоционального напряжения.
Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма. Понятие катарсиса тесно связано с понятием «художественное (музыкальное) восприятие», которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведения искусства. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса. Ребенок с проблемами, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
Эстетический аспект катарсиса — это появление чувств гармонии, порядка, красоты в их сложном сочетании. В этическом плане катарсис вызывает гуманные положительные чувства, переживания.
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир обучающегося, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания обучающихся с проблемами здоровья.
Музыкальное искусство, как своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство обучающихся с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство обучающиеся с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.
Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности обучающихся с проблемами, и выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании обучающихся. Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художественных и семиотических функций. Усвоение обучающимися с отклонениями в развитии культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 1-4 классах примерный учебный план (Примерная АООП НОО обучающихся с ЗПР) отводит 33 часа в год -1 класс и 34 часа в год 2-4 классы.
Главная тема 1 класса – «Мир музыки в мире детства ….»
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит : хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; различные импровизации ( ритмические, вокальные, пластические); инсценирование ( разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской деятельности. творческое начало обучающихся находит отражение в размышлениях о музыке ( оригинальность высказываний). Наиболее значимая аналитическая деятельность содействует развитию умения наблюдать и сравнивать художественные явления, размышлять на основе их соотношения и сопоставления.
Музыкальный материал, отраженный в плане разнообразен по содержанию. Он состоит из произведений композиторов – классиков. народных песен, композиторских песен, музыкальных упражнений с элементами пластического интонирования. Академический материал . состоящий преимущественно из произведений отечественных композиторов, предназначенных для слушания. В основном это краткие фрагменты . звучание которых не превышает одной. полутора минут. Как правило, музыкальные фрагменты представляют собой яркие в образном плане темы произведений с отчётливо выраженным интонационно – мелодическим началом. Особое место среди произведений, предназначенных для слушания, занимает музыка П. И. Чайковского. Это обусловлено рядом объективных причин, среди которых в первую очередь доступность и близость музыки Чайковского детскому восприятию, ярко выраженная эмоциональность и образность, интонационная выразительность. Разнообразие песенного материала предоставляет возможность добиться многостороннего эмоционального отклика на музыку, позволяет развивать мелодический и ритмический слух, укрепляет детские голоса, вырабатывает навыки звукообразования, дыхания, дикции, деления на фразы, распевания, протяжного пения (кантилены). Содержание песен даёт ощущение радости бытия (что важно на начальном этапе обучения) и тем самым успешно вовлекает в процесс музыкальной деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные:
-осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-наличие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
-наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; наличие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; -способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; наличие социально значимых мотивов учебной деятельности, способность принимать и выполнять социальные роли обучающегося; владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-проявление этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-наличие установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к участию в творческой деятельности, достижению результата, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Метапредметные:
-способность принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности 29 ФГОС НОО ОВЗ -07 и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-владение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами;
-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-владение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации по видо-родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне и пр.;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; способность к участию в совместной деятельности (определение общей цели и путей ее достижения;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-владение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
Предметные:
-устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты обеспечивают обучающимся коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
Содержание учебного предмета «Музыка»
1 класс (33 ч)
«Мир музыки в мире детства»
Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это — звуки, окружающие его. Это — музыка природы и дома. Это — музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это — звучащий образ Родины и народные напевы.
Реализовать задачи музыкального образования необходимо с учётом НРЭО.
Учёт региональных особенностей:
-широкое вовлечение школьников в доступную им учебную исследовательскую и проектную деятельность по региональной тематике
-активное использование библиотек, посещение учащимися музеев все в большей степени носит исследовательский характер.
Цель – достижение системного) эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся на различных уровнях школьного обучения за счет использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. — в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел — «Мир музыки в мире детства» — является темой данного года музыкального образования.
2 класс (34ч)
«Музыка как вид искусства»
Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение обучающихся в особенности музыки как вида искусства, осознание её как звучащего искусства.
Многообразие музыкальных форм и жанров начинается с «трёх китов», трёх основных сфер, основных областей музыки- песни, танца, марша.
Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта.
3 класс (34ч)
«Музыка- искусство интонируемого смысла»
Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация».
Развитие музыки непременно требует особой её организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла своё отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений.
4 класс (34ч)
«Музыка мира»
Задачей программы 4 класса является преломление музыковедческих аспектов в музыке разных народов мира. Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут продолжение в основной школе.
Цели и задачи тематического планирования по предмету «Музыка»
Цели:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Задачи:
-личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала;
-выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
- формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
-проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
Система оценки достижения планируемых результатов должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности.Для профилактики переутомления обучающихся рекомендуется проведение ритмической минутки по замыслу педагога.
Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»
Содержательный компонент тематического планирования с учётом НРЭО на уровне начального общего образования: первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями микро- и мезоуровня: историей, культурой и традициями народов и этнических групп, проживающих на территории региона; этнокультурное многообразие России;
1 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (количество часов) |
Звуки вокруг нас. Раскрываются следующие содержательные линии. Начало большого путешествия в мир музыки от родного порога. Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме – мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома – к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе. От музыки в жизни ребенка – к звучащему образу Родины. Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках. Музыкальные встречи Маши и Миши. Раскрываются следующие содержательные линии. От музыки в жизни ребенка – к звучащему образу Родины. Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках. Так и льются сами звуки из души! Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка вокруг ребенка – музыка в душе ребенка – музыка в его художественном творчестве. Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек Волшебная сила музыки. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка преображает человека. Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка – вечный спутник человека Песни уральских композиторов Рождественские традиции региона Обрядовая народная музыка Южного Урала: игрища, песни- диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа» | Звуки вокруг нас. 9ч Музыкальные встречи Маши и Миши. 7ч Так и льются сами звуки из души! 10ч Волшебная сила музыки. 7ч Песни уральских композиторов . Рождественские традиции региона Обрядовая народная музыка Южного Урала: игрища, песни- диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.. Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа» |
2 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (количество часов) |
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш» . Раскрываются следующие содержательные линии.Три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры. Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни – музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров – «киты встречаются вместе» «О чем говорит музыка» Восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями. Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками «Куда ведут нас «три кита» Раскрываются следующие содержательные линии. Вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров – песни, танца и марша. Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы – песни, песни – танцы, песни – марши. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет. Назначение концертного зала. «Что такое музыкальная речь?» Раскрываются следующие содержательные линии. Восхождение по ступенькам музыкальной грамотности. Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне. Духовная музыка народов Южного Урала . Народные песни Южного Урала. Традиции народного музицирования : обряды и праздники Южного Урала; игрища, песни-диалоги, песни- хороводы, потешки, заклички и др. | «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» 9ч «О чем говорит музыка» 7ч «Куда ведут нас «три кита» 10ч «Что такое музыкальная речь?» 8ч Духовная музыка народов Южного Урала.. Народные песни Южного Урала. Традиции народного музицирования : обряды и праздники Южного Урала; игрища, песни-диалоги, песни- хороводы, потешки, заклички и др. |
3класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (количество часов) |
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. Раскрываются следующие содержательные линии.Осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки. Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки. Интонация. Раскрываются следующие содержательные линии Осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки Развитие музыки. Раскрываются следующие содержательные линии. Осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени. Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное Построение (формы) музыки. Раскрываются следующие содержательные линии. Как структуры, композиционного строения музыкального произведения. Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. Героический эпос Урала. Встреча Масленицы (традиции Южного Урала) Виртуальная экскурсия в Челябинский театр оперы и балета Мелодии Южного Урала. | Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. 8ч Интонация. 8ч Развитие музыки. 10ч Построение (формы) музыки. 8ч Героический эпос Урала. Встреча Масленицы (традиции Южного Урала) . Виртуальная экскурсия в Челябинский театр оперы и балета . Мелодии Южного Урала. |
4класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (количество часов) |
Музыкальное путешествие. Раскрываются следующие содержательные линии. Осознание отличительных особенностей русской музыки. Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов Великие композиторы, великие произведения. Раскрываются следующие содержательные линии. Всеобщность закономерностей музыки. Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций. Сказочные и былинные образы в музыке. Раскрываются следующие содержательные линии. Осознание интернациональности музыкального языка. Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. Жанры в музыке. Раскрываются следующие содержательные линии. Осознание интернациональности музыкального языка. Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. Россия любимая наша страна. Раскрываются следующие содержательные линииОбобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов. Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов. Национальная музыка Южного Урала Музыкальные инструменты Южного Урала. Музыкальная жизнь в Челябинске. Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С.Прокофьева | Музыкальное путешествие. 9ч Великие композиторы, великие произведения. 9ч Сказочные и былинные образы в музыке. 7ч Жанры в музыке. 7ч Россия любимая наша страна. 2ч . Национальная музыка Южного Урала. Музыкальные инструменты Южного Урала. Музыкальная жизнь в Челябинске.. Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С.Прокофьева |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Музыка»
Автор / авторский коллектив Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Наименование учебника «Музыка» (1 класс)
Издательство «Академкнига/учебник»
1 класс, 33 часа
Тема года: «Мир музыки в мире детства»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в разделе | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | «Звуки вокруг нас» | 9 часов | 1 | Звуки в доме Маши и Миши. | | |
2 | Рождение песни. | | ||||
3 | Колыбельная. | | | |||
4 | Поющие часы. | | | |||
5 | | | | |||
6 | «Кошкины песни». | | | |||
7 | О чем «поет» природа? | | ||||
8 | О чем «поет» природа? | | | |||
9 | Обобщающий урок по теме | | ||||
2 | «Музыкальные встречи Маши и Миши» | 7 | 10 | Музыка про разное. | | |
11 | Музыка про разное. | | | |||
12 | Звучащий образ Родины | Колокольные звоны Челябинской области | | |||
13 | Звучащий образ Родины | | | |||
14 | Здравствуй, гостья – зима. | | ||||
15 | Здравствуй, гостья – зима. | | | |||
16 | Обобщающий урок по теме. | | ||||
3 | «Так и льются сами звуки из души!» | 10 | 17 | Зимние забавы. | | |
18 | Зимние забавы. | | | |||
19 | Музыкальные картинки | Миниатюры из фортепианных циклов в исполнении челябинской пианистки Натальи Гущиной | ||||
20 | Музыкальные картинки | | | |||
21 | Мелодии жизни | Музыкальное творчество Е. Попляновой | | |||
22 | Мелодии жизни | | | |||
23 | Весенние напевы | | ||||
24 | Весенние напевы | | | |||
25 | «Поговорим» на музыкальном языке. Обобщение по теме | | ||||
| | | 26 | «Поговорим» на музыкальном языке. Обобщение по теме | | |
4 | «Волшебная сила музыки» | 7 | 27 | Композитор - исполнитель — слушатель | | |
28 | Композитор - исполнитель — слушатель | | | |||
29 | Музыка в стране «Мульти-пульти». | | | |||
30 | Музыка в стране «Мульти-пульти». | | | |||
31 | Всюду музыка живет | | ||||
32 | Всюду музыка живет | | | |||
33 | Урок - концерт | Песни южно-уральских композиторов |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Музыка»
Автор / авторский коллектив Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Наименование учебника «Музыка» (2 класс)
Издательство «Академкнига/учебник»
2 класс, 34 часа
Тема года: «Музыка как вид искусства»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в разделе | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» | 9 часов | 1 | «Три кита» вмузыке: песня, танец и марш» | | |
2 | «Три кита» вмузыке: песня, танец и марш» | | | |||
3 | Главный «кит»— песня | Песни композиторов Южного Урала | | |||
4 | Мелодия — душа музыки. | Композиторы Южного Урала | ||||
5 | Каким бывает танец. | Ансамбль танца «Урал» | | |||
6 | Мы танцоры хоть куда! | | | |||
7 | Маршируютвсе. | | | |||
8 | «Музыкальные киты» встречаютсявместе. Обобщение по теме. | | ||||
| | | 9 | «Музыкальные киты» встречаются вместе. Обобщение потеме. | | |
2 | «О чем говорит музыка» | 8 | 10 | Маша и Миша узнают, что умеет музыка. | | |
11 | Музыкальныепортреты. | | ||||
12 | Музыкальныепортреты. | | | |||
13 | Подражание голосам. | | ||||
14 | Подражание голосам. | | | |||
15 | Как музыка изображает движение? | | ||||
16 | Как музыка изображает движение? | | | |||
17 | Музыкальные пейзажи. | Пейзажные зарисовки в музыкальных звуках композиторов Южного Урала | | |||
3 | «Куда ведут нас три кита”» | 10 | 18 | «Сезам, откройся!». Музыкальныйтеатр. | | |
19 | «Путешествие по музыкальным странам». | | ||||
20 | «Путешествие по музыкальным странам». | | | |||
21 | Опера. | Челябинский Госудaрственный aкaдемическийтеaтр оперы и бaлетa им. М.И. Глинки | ||||
22 | Что такое балет? | | | |||
23 | Что такое балет? | | | |||
24 | «Страна симфония». | | ||||
25 | «Страна симфония». | | | |||
26 | Каким бывает концерт? | | ||||
27 | Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита». | | ||||
4 | «Что такое музыкальная речь?» | 7 | 28 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. Плавное и отрывистое звучание. | Оперa для детей «Скaзкa про интервaлы» Л. Долгaновой | |
29 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. Музыкальная форма | | ||||
30 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. Динамика. | | ||||
31 | Занятная музыкальнаясказка. «Петя и волк» | | | |||
32 | Занятная музыкальнаясказка. «Петя и волк» | | | |||
33 | Обобщающий урок года | | ||||
34 | Главная песнястраны. Урок-концерт. | Гимн Челябинской облaсти |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Музыка»
Автор / авторский коллектив Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Наименование учебника «Музыка» (3 класс)
Издательство «Академкнига/учебник»
3 класс, 34 часа
Тема года: «Музыка – искусство интонируемого смысла»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в разделе | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | 9 часов | 1 | Открываем для себя новые качества музыки. | | |
2 | Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость | | | |||
3 | Мелодичность – значит песенность? | | ||||
4 | Мелодичность – значитпесенность? Песенность в вокально-инструментальной музыке | | | |||
5 | Танцевальность бывает не только в танцах. | Оперетта в театре оперы и балета им. М.И.Глинка в г. Челябинске | | |||
6 | Танцевальность бывает не только в танцах. | | | |||
7 | Где слышится маршевость? | | ||||
8 | Где слышится маршевость? | | | |||
9 | Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой. | | ||||
2 | «Интонация» | 7 | 10 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь. | | |
11 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь. | | | |||
12 | Зерно-интонация в музыке. | Интонационная основа в произведениях композиторов Южного Урала | ||||
13 | Зерно-интонация в музыке. | | | |||
14 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | | ||||
15 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | | | |||
16 | Обобщение по теме. | | | |||
3 | «Развитие музыки» | 10 | 17 | Почему развивается музыка? | | |
18 | Почему развивается музыка? | | | |||
19 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | | ||||
20 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | | | |||
21 | Что такое исполнительское развитие? | «Игровые кaноны» Елены Попляновой | ||||
22 | Что такое исполнительское развитие? | | | |||
23 | Развитие, заложенное всамой музыке. | | | |||
| | | | |||
24 | Развитие, заложенное в самой музыке. | | | |||
25 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». Обобщение | «Петя и волк» в исполнении кaмерного оркестра «Клaссикa» под упрaвлениемЗaслуженногоaртистa РФ A. Aбдурaхмaновa | ||||
| | | 26 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». Обобщение | | |
4 | «Построение (формы) музыки» | 8 | 27 | Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | Примеры одночастных произведений в творчестве композиторов Южного Урала | |
28 | Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | | | |||
29 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | Примеры двух и трёх частных произведений в творчестве композиторов Южного Урала | ||||
30 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | | | |||
31 | Рондо – интересная музыкальная форма. | Примеры произведений в форме рондо в творчестве композиторов Южного Урала | | |||
32 | Как строятся вариации? | Примеры произведений вариационной формы в творчестве композиторов Южного Урала | | |||
33 | Обобщающий урок года | | ||||
34 | О важнейших средствах построения музыки. Урок концерт. | |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Музыка»
Автор / авторский коллектив Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Наименование учебника «Музыка» (4 класс)
Издательство «Академкнига/учебник»
4 класс, 34 часа
Тема года: «Музыка мира»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в разделе | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | «Музыка моего народа» | 9 часов | 1 | Россия – Родина моя. | Музыкaльные инструменты нaшегокрaя | |
2 | Россия – Родина моя. | | | |||
3 | Народная музыка как энциклопедия жизни. | | ||||
4 | Народная музыка как энциклопедия жизни. | | | |||
5 | «Преданья старины глубокой». | | | |||
6 | «Преданья старины глубокой». | | | |||
7 | Музыка в народном духе. | | ||||
8 | Сказочные образы в музыке моего народа. | | ||||
| | | 9 | Сказочные образы в музыке моего народа. | | |
2 | «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» | 7 | 10 | «От Москвы – до самых до окраин». | | |
11 | «От Москвы – до самых до окраин». | | | |||
12 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | | ||||
13 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | | | |||
14 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | | | |||
15 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | | ||||
| | | 16 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | | |
3 | «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» | 10 | 17 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | | |
18 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | | | |||
19 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | Джаз на Южном Урале: детская студия «Baby-Jazz» (рук.Георгий Анохин) | ||||
20 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | | | |||
21 | Как музыка помогает дружить народам? | | | |||
22 | Как музыка помогает дружить народам? | | | |||
23 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | | ||||
24 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | | | |||
25 | Как прекрасен этот мир! | | | |||
| | | 26 | Как прекрасен этот мир! | | |
4 | «Композитор – исполнитель – слушатель» | 8 | 27 | Композитор – творец красоты. | Композиторы Южного Урала | |
28 | Композитор – творец красоты. | | | |||
29 | Галерея портретов исполнителей. | Музыканты исполнители Южного Урала | ||||
30 | Галерея портретов исполнителей. | | | |||
31 | Вслушивайся и услышишь! | | ||||
32 | Вслушивайся и услышишь! | | | |||
33 | Обобщающий урок года | | ||||
34 | Урок-концерт | Песни южно-уральских композиторов |
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной деятельности
1класс
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
ЧелышеваТ.В. Музыка:1кл.: Учебник/Т.В.Челышева .В.В.Кузнецова.- 3-е изд. -М.: Издательство «Академкнига / Учебник», 2014.-96с.:ил. | Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011-231с.- (Стандарты второго поколения). Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности (Текст):-1-4 кл.:в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2012.-Ч.2: 344с Музыка. 1 кл.: методическое пособие / Т.В.Челышева. В.В.Кузнецова.- М.:Академкнига/ Учебник, 2014.-88с. Музыка: Нотное приложение к методическому пособию (ноты) : 1 класс/ сост.Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.- М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-160с. «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».-Издательство ЧИППКРО; 2012г.;252с.; Сборник материалов «Из опыта работы учителей образовательной области «Искусство». МБОУ ДПО УМЦ г.Челябинск.-2012/2013уч.г. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А Пинская, И.М.Улановская.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2014.-80 с. |
2класс
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
ЧелышеваТ.В. Музыка:2 кл.: Учебник/Т.В.Челышева .В.В.Кузнецова.- 3-е изд. -М.: Издательство «Академкнига / Учебник», 2014.-96с.:ил. | Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011-231с.- (Стандарты второго поколения). Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности (Текст):-1-4 кл.:в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2012.-Ч.2: 344с Музыка. 2 кл.: методическое пособие / Т.В.Челышева. В.В.Кузнецова.- М.:Академкнига/ Учебник, 2014.-88с. Музыка: Нотное приложение к методическому пособию (ноты) : 2 класс/ сост.Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.- М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-160с. «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».-Издательство ЧИППКРО; 2012г.;252с.; Сборник материалов «Из опыта работы учителей образовательной области «Искусство». МБОУ ДПО УМЦ г.Челябинск.-2012/2013уч.г. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А Пинская, И.М.Улановская.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2014.-80 с. |
3 класс
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
ЧелышеваТ.В. Музыка:3 кл.: Учебник/Т.В.Челышева .В.В.Кузнецова.- 3-е изд. -М.: Издательство «Академкнига / Учебник», 2014.-96с.:ил. | Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011-231с.- (Стандарты второго поколения). Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности (Текст):-1-4 кл.:в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2012.-Ч.2: 344с Музыка. 3 кл.: методическое пособие / Т.В.Челышева. В.В.Кузнецова.- М.:Академкнига/ Учебник, 2014.-88с. Музыка: Нотное приложение к методическому пособию (ноты) : 3 класс/ сост.Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.- М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-160с. «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».-Издательство ЧИППКРО; 2012г.;252с.; Сборник материалов «Из опыта работы учителей образовательной области «Искусство». МБОУ ДПО УМЦ г.Челябинск.-2012/2013уч.г. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А Пинская, И.М.Улановская.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2014.-80 с. |
4 класс
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
ЧелышеваТ.В. Музыка:4 кл.: Учебник/Т.В.Челышева .В.В.Кузнецова.- 3-е изд. -М.: Издательство «Академкнига / Учебник», 2014.-96с.:ил. | Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011-231с.- (Стандарты второго поколения). Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности (Текст):-1-4 кл.:в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2012.-Ч.2: 344с Музыка. 4 кл.: методическое пособие / Т.В.Челышева. В.В.Кузнецова.- М.:Академкнига/ Учебник, 2014.-88с. Музыка: Нотное приложение к методическому пособию (ноты) : 4 класс/ сост.Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.- М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-160с. «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».-Издательство ЧИППКРО; 2012г.;252с.; Сборник материалов «Из опыта работы учителей образовательной области «Искусство». МБОУ ДПО УМЦ г.Челябинск.-2012/2013уч.г. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А Пинская, И.М.Улановская.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2014.-80 с. |
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд: Сборники песен и хоров | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре ( с учётом разных возрастных составов) |
Книги о музыке и музыкантах Печатные пособия Портреты композиторов Портреты исполнителей Театральный реквизит (головные уборы) | Д Д Д Д | Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности . Комплект может содержаться на электронном носителе. Комплект может содержаться на электронном носителе. Для театрализованных форм работы на уроках музыки . |
Музыкальные инструменты: фортепиано гусли бубен колокольчики Технические средства обучения: музыкальный центр компьютер проектор магнитофон | 1 1 1 1 | |
Информационно-коммуникативные средства
Видеофильмы | Электронно-коммуникативные средства | Ресурсы Интернета |
Экранно – звуковые пособия: -«Энциклопедия» ( И.С.Бах, Л.ван Бетховен, Ф.Шопен, Н.А.Римский- Корсаков); -«Сказки старого пианино» (А. Вивальди, В.А.Моцарт»); -фильмы (« Глинка», «Руслан и Людмила», «Мама») -мультфильмы («ДО-РЕ-МИ», «Заяц, скрип и скрипочка», «Пер- Гюнт», «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят на новый лад», « Орфей и Эвридика», «Картинки с выставки», «Адажио. Гадкий утёнок», «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик», «Фантазия»); -видеофрагменты ( оперы, балеты, творчество композиторов, исполнителей и коллективов…). | Мультимедийное приложение «Уроки музыки 1-8класс»;- «Глобус»,2009. | Сайт «Всё для учителей начальной школы»-режим доступа: http:www.nsc.1september.ru Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО- Режим доступа: http//www.ipk74.ru Сайт журнала «Начальная школа»-Режим доступа: http://www.n-shkola.ru Сайт: http://www.scool2100.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru в которой представлено более 200 фрагментов русских и зарубежных музыкальных произведений (аудиофайлы), а также биографии композиторов, статьи, справочный материал. Имеется толковый словарь музыкальных терминов. Belcanto.Ru — в мире оперы http://www.belcanto.ru Classic_Music.ru — классическая музыка http://www.classic_music.ru Иллюстрированная энциклопедия по искусству http://www.artcyclopedia.com Иллюстрированный словарь по искусству http:// http://www.eart.by.ru Нотная библиотека http://www.notes.tarakanov.net Российские барды http://www.bards.ru Сто опер http://www.100oper.nm.ru Сетевые информационные ресурсы: Сайты, используемые для реализации НРЭО Родной край – музыканты http://kray.ucoz.ru Народные игры Южного Урала.http://www.forchel.ru Казачьи Уральские песни.http://a-pesni.org/kazaki/ural/Ural.php Песни о Челябинске http://www.book-chel.ru Моя Родина – Урал http://www.pesnibardov.ru Барды Урала http://uralbards.ru/ Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович // |