Примерная схема анализа урока в классе для детей с ОВЗ
Организация урока.
Логичность и содержательность урока; соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям (в том числе ведущим сенсорным каналам, колебаниям работоспособности, темпу психической деятельности), уровню общей и предметной подготовки учащихся (объём, содержание, насыщенность специальной терминологией, определениями, понятиями) Темп урока: адекватный (неадекватный)
Этапы урока:
введение нового знания;
его осмысление;
закрепление и повторение, проверка и оценка.
Методические приёмы:
рассказ,
объяснение,
беседа,
лекция,
иллюстрация,
демонстрация,
создание проблемной ситуации,
учебная дискуссия,
учебно-лабораторный эксперимент,
упражнения,
взаимообучение,
использование опорного конспекта,
опрос,
контрольная работа,
зачет,
учебно-творческие занятия,
критический анализ учебной деятельности,
обучающее рецензирование.
Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений:
умение выделять и осознавать учебную задачу;
умение строить план деятельности на основе сознательной ориентации в окружающих условиях, способность выделять значимые признаки;
умение выбирать адекватные средства деятельности;
умение удерживать учебную задачу;
осуществление самоконтроля и самооценки;
умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать воспринимаемую информацию.
Целесообразность упражнений, заданий. Связанность каждого упражнения, задания с темой урока. Объём, сложность, продуктивность, коррекционно-развивающая эффективность.
Использование дидактического, наглядного и дополнительного (информативно-иллюстрационного) материала:
Несет ли стабильную учебную нагрузку?
Соответствует ли учебной обстановке, теме урока?
Отвечает ли психологическим требованиям?
Предупреждение появления трудностей в учебе и преодоление неуспешности учащихся.
Субъективно-личностная ориентация урока.
Позиция учителя по отношению к учащимся:
взрослый – ребенок,
родитель – ребенок,
взрослый – взрослый.
Стиль поведения учителя на уроке:
Авторитарно - требовательное;
Отстраненно – официальное;
Развлекательное.
Заинтересованно – равноправное.
Речевая среда:
Преобладание речи учителя (многословие, постоянное многократное повторение вопросов, инструкций).
Преобладание речи учащихся (умение слышать ответы друг друга, оценивание ответов обучающихся ими самими, рассуждения по поводу учебного материала).
Поведение учащихся:
Подчинение указаниям учителя.
Свободное общение в рамках темы урока, обмен мнениями.
Пассивное участие в уроке.
Отсутствие интереса к уроку.
Способы взаимодействия учителя и учащихся:
Подчинение слабого сильному.
Взаимоуважение и умение учитывать мнение каждого.
Разобщенность и неуважение друг к другу.
Способность к коллегиальным действиям.