Примерный сценарий урока по теме «Множество, подмножество» 8 класс Раздел «Множество»
Примерный сценарий урока
по теме «Множество, подмножество»
8 класс
Раздел «Множество»
Учебник «Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях». Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В.
Учебное пособие «Математика. Универсальный многоуровневый сборник задач. 7-9 классы. Статистика. Вероятность. Комбинаторика. Практические задачи». Высоцкий И.Р., Ященко И.В.
Урок составлен с использованием материалов сайта Математическая вертикаль | Вероятность в школе.
Множество, подмножество
Цель урока – познакомить школьников с понятием множества в математике. Используя отношения между множествами, обобщить известные школьникам отношения между случайными событиями, промежутками на числовой прямой, графами, функциями, геометрическими фигурами и другими математическими объектами.
Задачи:
ввести понятие множества, подмножества;
рассмотреть примеры множеств и подмножеств между случайными событиями, промежутками на числовой прямой, графами, функциями, геометрическими фигурами и другими математическими объектами.
Оборудование: мультимедийная презентация.
На начальном этапе введения понятия множества ученикам предлагается рассмотреть пример, где это понятие используется в качестве описания привычной жизненной ситуации:
Вера и Яша отправились на выставку роботов. Там они увидели множество роботов различного назначения: от робота-пылесоса до робота-художника.
Предложите ученикам ответить на вопрос: что они понимают под словом «множество»?
Множество – фундаментальное понятие. При изучении математики мы не раз говорили о множестве натуральных чисел, множестве элементарных событий, множестве точек плоскости и так далее.
Под множеством в математике понимают произвольный набор каких-либо объектов. Объекты, входящие во множество, называются его элементами.
Элементами множества могут быть числа, цифры, точки на прямой, на плоскости или в пространстве, геометрические фигуры, события, слова, теоремы, окружающие нас предметы и вообще всё что угодно: ограничений на природу объектов нет. Бывают даже множества, состоящие из множеств.
Множества обозначаются большими латинскими буквами.
Например, множество В – множество роботов на выставке или множество Z – множество роботов-андроидов на выставке.
Некоторые важные и часто возникающие в задачах числовые множества имеют специальные обозначения – прямые латинские буквы с «двойной чертой». Вы с ними знакомы. Как называются эти множества?
– множество натуральных чисел;
– множество целых чисел (от немецкого слова Zahlen — «числа»);
– множество рациональных чисел (от латинского Quotient — «частное»);
– множество действительных чисел (от латинского Realis — «действительный, вещественный»).
Множество всех элементарных событий случайного опыта часто обозначают большой греческой буквой омега .
Принадлежность элемента множеству обозначается значком . Например, запись «4» читается «число 4 принадлежит множеству натуральных чисел». Запись «» можно прочесть «число не принадлежит множеству целых чисел».
Задать множество – значит описать каким-либо образом его элементы.
Множества можно задавать несколькими способами.
Словесное описание. Например: «множество чётных чисел», «множество целых чисел от 1 до 6», «множество слов русского языка, начинающихся с буквы й», «множество гласных букв русского алфавита» и так далее. Словесное описание не всегда удобно. Иногда используются другие способы.
Перечисление элементов.
Элементы множества записываются в фигурных скобках.
А={0; 2; 2; 4; 4;} – множество чётных чисел,
B={а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я} – множество гласных букв русского алфавита,
С={орёл, решка} – множество элементарных событий в случайном опыте с бросанием одной монеты.
Описание с помощью характеристического свойства. Характеристическое свойство – это такое свойство, которым обладают все элементы нужного множества и только они. Это позволяет задать множество, не перечисляя его элементы напрямую. Например, чтобы записать множество натуральных чисел от 1 до 100, вместо {1, 2, 3, ...,100}можно записать {m | m 100}. Вертикальная черта означает «таких, что».
После ознакомления со способами задания множеств ученикам предлагается задание:
Некое множество задано перечислением элементов: B = {5; 10; 15; 20; 25; 30…}.
Опишите это множество словесно. (В – множество натуральных чисел, кратных пяти).
Опишите его с помощью характеристического свойства. (B={5k|k ∈ℕ}).
Любую фигуру на плоскости можно рассматривать как множество точек. Вспомните определение окружности.
Окружность – множество всех точек плоскости, удаленных от заданной точки на одно и то же расстояние.
Через множество точек можно дать и другие описания. Вот несколько примеров.
Отрезок – это множество точек прямой, состоящее из двух различных точек и всех точек, лежащих между ними.
Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество всех точек плоскости, равноудаленных от концов отрезка.
Задайте перечислением элементов множество:
а) положительных двузначных чисел, кратных 17;
б) чётных простых чисел;
в) простых чисел, которые делятся на 10.
Решение:
а) {17; 34; 51; 68; 85};
б) получилось множество, состоящее из единственного элемента {2}
в) описано пустое множество, поскольку простых чисел, кратных 10, не существует. Для обозначения пустого множества используют символ – ∅.
Пустое множество – множество, не содержащее ни одного элемента.
3. Какие из следующих множеств пустые?
1) Множество слов русского языка, начинающихся с мягкого знака.
2) Множество простых чисел, кратных трём;
3) Множество слов русского языка, оканчивающихся буквой Ы;
4) Множество трёхзначных натуральных чисел, которые больше, чем 1000.
Ответ: 1, 4.
На следующем задании рассматривается определение понятия подмножества:
Игральный кубик бросили один раз. Рассмотрим множество элементарных событий, благоприятствующих событию «Выпало больше двух очков»: {3; 4; 5; 6}.
Предложите ученикам задать перечислением множество элементарных событий, благоприятствующих событию «Выпало число очков, кратное трём»:{3; 6}.
Обратите внимание учащихся на то, что каждый элемент второго множества является элементом первого множества. В таких случаях говорят, что одно множество является подмножеством другого.
Множество А называется подмножеством множества В, если любой элемент множества А также принадлежит множеству В. Пишут A B.
Пишут A ⊂ B.
Значок ⊂ называют символом включения.
Пустое множество является подмножеством любого множества: то есть, для любого множества А верно ∅ ⊂ А.
Любое множество является подмножеством самого себя: А⊂А.
Рассмотрим пример:
A — множество натуральных чисел от 1 до 200, которые не делятся на 3. Какие из данных множеств являются подмножествами множества А:
B = {1; 3; 5; 7};
C = {2; 4; 20; 40};
D = {20; 22; 32; 34; 44; 46; 56; 58};
E = {100; 200; 400}.
Ответ: C и D.
Какие из следующих включений верны:
; ?
Решение: Отношения между множествами и подмножествами удобно изображать на диаграммах Эйлера. Построим диаграмму Эйлера для множеств натуральных, целых, рациональных и действительных чисел. Для этого нужно вспомнить, что всякое натуральное число является целым, всякое целое – рациональным, а всякое рациональное – действительным, поэтому верны включения
.
Мы часто имеем дело с промежутками на числовой прямой – отрезками, интервалами, полуинтервалами, лучами. Все эти промежутки – числовые множества, так же, как и сама числовая прямая.
Изобразите на числовой прямой множество всех действительных чисел, которые удовлетворяют неравенству:
а) ; б) ; в).
Решение: Изобразим все три множества (обозначим их А, В и С) на одном рисунке.
Обсудите рисунок и отношения между множествами. Задайте вопросы по теме (например, верно ли, что АС?), сравните этот рисунок с диаграммой Эйлера. По итогам обсуждения запишите цепочку включений
ABC.
В геометрии мы имеем дело не только с множествами точек, но и с множествами геометрических фигур.
7. На плоскости определим множества:
Р – множество всех параллелограммов,
D – множество всех прямоугольников,
K – множество всех квадратов.
Какое из утверждений верно?
1) P ⊂ D ⊂ K;
2) D ⊂ P ⊂ K;
3) K ⊂ D ⊂ P.
Решение:
Вспомните с учащимися определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата. Задайте наводящие вопросы: любой ли прямоугольник является параллелограммом? Любой ли параллелограмм – квадрат?
Обсуждение должно привести к цепочке включений K⊂D⊂P.
Итоги урока: Множество – фундаментальное и универсальное понятие. С помощью множеств можно описать самые разнообразные бытовые и математические объекты, а также отношения между ними. Теория множеств предоставляет удобный и экономный язык записи отношений между объектами, причем каждая запись может быть понята однозначно, без разночтений, которыми богат наш естественный язык.
В качестве домашнего задания можно предложить задачи:
1. Задайте перечислением множество положительных двузначных чисел, дающих остаток 2 при делении на 19. (Ответ: 21; 40; 59; 78; 97).
2. Даны множества:
A — множество нечётных целых чисел;
B — множество чётных целых чисел;
C — множество натуральных чисел, дающих при делении на 7 остаток 2;
D — множество натуральных чисел, дающих при делении на 6 остаток 2.
Какие из этих множеств включают множество P = {14; 26; 122} в качестве подмножества? (Ответ: P ⊂B, D).
3. Даны множества на плоскости: Т – множество треугольников; R – множество равнобедренных треугольников, Р – множество правильных треугольников, K – множество прямоугольных треугольников. Какие из утверждений истинны?
1) Т⊂ R ; 2)P ⊂R ; 3)K⊂ R; 4)K ⊂Т. (Ответ: 2, 4).