Примерный сценарный план-отчет проведения открытого внеурочного мероприятия «Космос: что я о нём сегодня знаю» для учащихся 5–6 классов
Лицей отмечает 60-летие первого полета в космос
Пояснительная записка
В этом, юбилейном для российской космонавтики году, 12 апреля оказался днем учебным, поэтому внеурочные мероприятия прошли в этот день.
Подготовка к юбилейной дате началась за две недели до праздника, когда на заседании секции НОУ «Восхождение» был составлен план проведения Дня космонавтики в лицее. Были обсуждены формы и методы работы школьников в подготовительный период, направление и содержательные особенности внеурочных мероприятий.
План внеурочных мероприятий, посвященных 60-летию первого полета человека в космос:
№ | Дата проведения | Уровень образования | Внеурочное мероприятие | Форма участия школьников |
1 | 12 апреля | начальная школа | Выставка рисунков и поделок космической тематики | индивидуальная |
2 | 12 апреля | основная школа (5 – 8 класс) | - научно-познавательная конференция «Космос: что я о нем сегодня знаю» (5-6 классы) - информационная галерея «Космонавты – герои СССР и России» (7-8 классы) - круглый стол «О космосе ближнем и дальнем» (9 классы) | индивидуальная, групповая, парная |
3 | 12 апреля | средняя школа (10 – 11 класс) | «Физика космоса» Представление проектных работ авиационно-космической тематики | Индивидуальная, групповая |
Примерный сценарный план-отчет проведения открытого внеурочного мероприятия
Научно-познавательная конференция «Космос: что я о нём сегодня знаю»
для учащихся 5-6 классов
12 апреля группа девятиклассников стала участниками открытого внеурочного мероприятия «Космос: что я о нем сегодня знаю», подготовленного учениками пятых и шестых классов (целевая аудитория)
Внеурочное мероприятие проведено в рамках курса «Планета ЕСТЕНА: изучение, исследование, открытия».
Цель мероприятия: патриотическое воспитание школьников на примерах открытий, достижений отечественной космонавтики.
Формируемые навыки и умения:
-научно-познавательные: самостоятельный поиск, анализ источников, систематизация и отбор информации по выбранной теме – для выступающих;
-расширение горизонта знаний – для слушателей;
- личностные: определить степень собственной заинтересованности в изучении школьных предметов естественнонаучной направленности, готовности заниматься проектной или исследовательской работой в данном направлении;
-коммуникативные: как творческие (комплексные) действия ведущих и выступающих, направленные на формирование новых знаний слушателей по вопросам технико-космической тематики;
-регулятивные:
-для выступающих (5-6 класс) – действия, связанные с организацией собственного выступления: формулирование цели, реализация плана выступления;
-для ведущих (9 класс) – умение вносить требуемые корректировки в ход мероприятия, контролировать время представления и обсуждения информации;
-для участников (5-6 класс) – умение присвоить новую информацию в соответствие с собственными научно-познавательными предпочтениями.
Инициативная группа заранее предложила примерный перечень вопросов для подготовки информаций, сообщений, стенгазет:
-Интересные факты из жизни космонавтов
-Космический корабль, как он устроен?
-Экипировка космонавта
-Что я знаю о спутниках Земли
-Эра космонавтики - что это?
Регламент проведения мероприятия:
- поздравление, вступительное слово учителя – две минуты;
- просмотр видеофрагмента об историческом событии – пять минут;
- время представления информации участником – две-три минуты; - обсуждение, дополнение по теме, оценка материала – до трех минут.
Мероприятие оказалось интегрированным, так как в подготовке и выборе тематики сообщений ребята сделали упор на естественнонаучную (учитель основ естествознания Спицына Л.И.), или на литературно-творческую составляющую (учитель русского языка и литературы Блинова Ж.В.)
Ход конференции
Учитель: Поздравление участников конференции с праздником.
Космос! Прислушайся к этому слову:
Сколько вопросов и тайн он хранит.
И человек – он природы загадка,
Вот почему его космос манит.
Для многих космос стал наукой и работой,
Открытия, идеи, знания он новые несет.
Ученый, инженер сегодня вновь в почете,
Как было на Земле лет шестьдесят назад.
Мечты людей, преодолев земное тяготенье,
В просторах космоса реализованы сто раз
Орбитами ракет, международных станций,
И спутников ГЛОНАСС и GPS.
Предложение узнать об истории первого в мире полета человека в космос.
Просмотр видеофрагмента «История страны. Полет Юрия Гагарина» [1]
Ведущий: Екатерина О.–президент школьного самоуправления «Созвездие талантов». Поздравила ребят с праздником, рассказала о других мероприятиях, проходящих в лицее в этот день.
Рассказала участникам о том, что головоломка, в которой последняя буква предыдущего слова соответствует первой букве слова последующего, называется чайнвордом. Обратила внимание, что эта буква–общая для двух слов, записывается в одной ячейке головоломки!
Предложила разгадать чайнворд: «Один виток вокруг Земли», поскольку именно таким, одновитковым, и был первый космический полет, совершенный Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года.
Чайнворд: «Один виток вокруг Земли»
Задание учащимся: работая парами (группами), прочитайте задание, запишите буквы слова-ответа в соответствующие клетки чайнворда.
Помните, что буквы, внесенные в клеточки с цифрами – последняя буква слова предыдущего и первая буква следующего слова!
Место старта - … (9 букв)
Красная планета - … (4 буквы)
Одежда космонавта - …(8 букв)
Транспорт покорителей космоса - …(6 букв)
Спускаемый… (7 букв)
Время выполнения чайнворда–до трех минут. Сетка чайнворда заполняется на листах, розданных учащимся.
Ниже представлен заполненный чайнворд «Один виток вокруг Земли»
Все группы справились с чайнвордом, дополнительных пояснений к вопросам не потребовалось.
Ведущий, девятиклассник Андрей К, подводя итог этой части мероприятия, обратил внимание детей на несовпадение мест реальной и планируемой посадки корабля. Он отметил, что из-за сбоя в системе торможения «контейнера с неба» тот приземлился с отклонением на 26 км от планируемого места, в Саратовской области, близ города Энгельса. Такой комментарий графической информации к чайнворду стал акцентом важности точных расчетов траектории посадки спускаемого аппарата, косвенным подтверждением необходимости глубокого освоения школьной математики и физики.
Об этом кратко рассказал Андрей К. - призер олимпиад по физике регионального и всероссийского уровней.
Основная часть конференции: индивидуальные сообщения, презентации, демонстрации видеофрагментов, поделок и рисунков.
Вот несколько примеров:
Лиза С. подготовила сообщение по теме: «Экипировка космонавта». Она представила слушателям не только информацию об основных элементах и назначении экипировки космонавтов, но и самостоятельно изготовила тканевые макеты космического корабля и скафандра космонавта.
Информация о цели первого полета, зафиксированная документально, такова: «Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».[2]
В качестве сопровождения рассказа Андрей представил оригинальный макет Земли и космического корабля, «шагающего» вокруг планеты. Материалы, бумага и нитки, из которых выполнен макет, вызвали живой интерес у участников мероприятия, потребовали дополнительного времени для озвучивания алгоритма изготовления такого макета.
Маша Л. подготовила информационный лист о жизни и полетах представителей первого отряда советских космонавтов. Эта информация не оставила ребят равнодушными, вопросов к докладчику было немало, и после окончания конференции ребята с интересом обсуждали новую для них информацию.
Трехминутный мультфильм: «Ракета. Большая сборка», который предложил к просмотру Артем П., не просто заинтересовал ребят, а открыл множество технических секретов.[3]
Рефлексия:
Участники мероприятия представили пять выступлений о том, что для каждого из них оказалось наиболее важным, интересным, значимым. Это были информационные листки и рисунки, стихи и загадки, макеты и модели, интересные сообщения космической тематики.
Осталось десять минут на обсуждение информации, оценке его подготовки. Ребята обсуждали услышанное, высказывали свои мнения, желание продолжить изучение материалов по авиационно-космической тематике.
Оценки о конференции: хорошо и отлично.
Вот так прошло 12 апреля 2021 года внеклассное мероприятие «Космос – это мы» для учащихся 5 – 6 классов лицея № 64 г. Краснодара.
Завершило конференцию фото на память:
Источники информации:
1.Видеофрагмент «Наша история. Полет Гагарина в космос» https://youtu.be/IiBJ1fINRYs
3. Мультфильм «Ракета. Большая сборка.» Ссылка на видеофрагмент: https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=46c675ad314803a080e6f85b252ab97f
Потамошнева Наталья Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна