Примерный сценарный план-отчет проведения открытого внеурочного мероприятия «Космос: что я о нём сегодня знаю» для учащихся 5–6 классов

25
5
Материал опубликован 1 June 2021 в группе

Лицей отмечает 60-летие первого полета в космос

Пояснительная записка

В этом, юбилейном для российской космонавтики году, 12 апреля оказался днем учебным, поэтому внеурочные мероприятия прошли в этот день.

Подготовка к юбилейной дате началась за две недели до праздника, когда на заседании секции НОУ «Восхождение» был составлен план проведения Дня космонавтики в лицее. Были обсуждены формы и методы работы школьников в подготовительный период, направление и содержательные особенности внеурочных мероприятий.

План внеурочных мероприятий, посвященных 60-летию первого полета человека в космос:

Дата проведения

Уровень образования

Внеурочное мероприятие

Форма участия школьников

1

12 апреля

начальная школа

Выставка рисунков и поделок космической тематики

индивидуальная

2

12 апреля

основная школа

(5 – 8 класс)

- научно-познавательная конференция «Космос: что я о нем сегодня знаю»

(5-6 классы)

- информационная галерея «Космонавты – герои СССР и России» (7-8 классы)

- круглый стол «О космосе ближнем и дальнем» (9 классы)

индивидуальная,

групповая,

парная

3

12 апреля

средняя школа

(10 – 11 класс)

«Физика космоса»

Представление проектных работ авиационно-космической тематики

Индивидуальная, групповая


Примерный сценарный план-отчет проведения открытого внеурочного мероприятия

Научно-познавательная конференция «Космос: что я о нём сегодня знаю»

для учащихся 5-6 классов

12 апреля группа девятиклассников стала участниками открытого внеурочного мероприятия «Космос: что я о нем сегодня знаю», подготовленного учениками пятых и шестых классов (целевая аудитория)

Внеурочное мероприятие проведено в рамках курса «Планета ЕСТЕНА: изучение, исследование, открытия».

Цель мероприятия: патриотическое воспитание школьников на примерах открытий, достижений отечественной космонавтики.

Формируемые навыки и умения:

-научно-познавательные: самостоятельный поиск, анализ источников, систематизация и отбор информации по выбранной теме – для выступающих;

-расширение горизонта знаний – для слушателей;

- личностные: определить степень собственной заинтересованности в изучении школьных предметов естественнонаучной направленности, готовности заниматься проектной или исследовательской работой в данном направлении;

-коммуникативные: как творческие (комплексные) действия ведущих и выступающих, направленные на формирование новых знаний слушателей по вопросам технико-космической тематики;

-регулятивные:

-для выступающих (5-6 класс) – действия, связанные с организацией собственного выступления: формулирование цели, реализация плана выступления;

-для ведущих (9 класс) – умение вносить требуемые корректировки в ход мероприятия, контролировать время представления и обсуждения информации;

-для участников (5-6 класс) – умение присвоить новую информацию в соответствие с собственными научно-познавательными предпочтениями.

Инициативная группа заранее предложила примерный перечень вопросов для подготовки информаций, сообщений, стенгазет:

-Интересные факты из жизни космонавтов

-Космический корабль, как он устроен?

-Экипировка космонавта

-Что я знаю о спутниках Земли

-Эра космонавтики - что это?

Регламент проведения мероприятия:

- поздравление, вступительное слово учителя – две минуты;

- просмотр видеофрагмента об историческом событии – пять минут;

- время представления информации участником – две-три минуты; - обсуждение, дополнение по теме, оценка материала – до трех минут.

Мероприятие оказалось интегрированным, так как в подготовке и выборе тематики сообщений ребята сделали упор на естественнонаучную (учитель основ естествознания Спицына Л.И.), или на литературно-творческую составляющую (учитель русского языка и литературы Блинова Ж.В.)

Ход конференции

Учитель: Поздравление участников конференции с праздником.


Космос! Прислушайся к этому слову:

Сколько вопросов и тайн он хранит.

И человек – он природы загадка,

Вот почему его космос манит.


Для многих космос стал наукой и работой,

Открытия, идеи, знания он новые несет.

Ученый, инженер сегодня вновь в почете,

Как было на Земле лет шестьдесят назад.


Мечты людей, преодолев земное тяготенье,

В просторах космоса реализованы сто раз

Орбитами ракет, международных станций,

И спутников ГЛОНАСС и GPS.


Предложение узнать об истории первого в мире полета человека в космос.

Просмотр видеофрагмента «История страны. Полет Юрия Гагарина» [1]

Ведущий: Екатерина О.–президент школьного самоуправления «Созвездие талантов». Поздравила ребят с праздником, рассказала о других мероприятиях, проходящих в лицее в этот день.

Рассказала участникам о том, что головоломка, в которой последняя буква предыдущего слова соответствует первой букве слова последующего, называется чайнвордом. Обратила внимание, что эта буква–общая для двух слов, записывается в одной ячейке головоломки!

Предложила разгадать чайнворд: «Один виток вокруг Земли», поскольку именно таким, одновитковым, и был первый космический полет, совершенный Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года.


Чайнворд: «Один виток вокруг Земли»

Задание учащимся: работая парами (группами), прочитайте задание, запишите буквы слова-ответа в соответствующие клетки чайнворда.

Помните, что буквы, внесенные в клеточки с цифрами – последняя буква слова предыдущего и первая буква следующего слова!


Место старта - … (9 букв)

Красная планета - … (4 буквы)

Одежда космонавта - …(8 букв)

Транспорт покорителей космоса - …(6 букв)

Спускаемый… (7 букв)


t1622518784aa.gif


Время выполнения чайнвордадо трех минут. Сетка чайнворда заполняется на листах, розданных учащимся.

Ниже представлен заполненный чайнворд «Один виток вокруг Земли»

t1622518784ab.jpg

Все группы справились с чайнвордом, дополнительных пояснений к вопросам не потребовалось.

Ведущий, девятиклассник Андрей К, подводя итог этой части мероприятия, обратил внимание детей на несовпадение мест реальной и планируемой посадки корабля. Он отметил, что из-за сбоя в системе торможения «контейнера с неба» тот приземлился с отклонением на 26 км от планируемого места, в Саратовской области, близ города Энгельса. Такой комментарий графической информации к чайнворду стал акцентом важности точных расчетов траектории посадки спускаемого аппарата, косвенным подтверждением необходимости глубокого освоения школьной математики и физики.

Об этом кратко рассказал Андрей К. - призер олимпиад по физике регионального и всероссийского уровней.

Основная часть конференции: индивидуальные сообщения, презентации, демонстрации видеофрагментов, поделок и рисунков.

Вот несколько примеров:

Лиза С. подготовила сообщение по теме: «Экипировка космонавта». Она представила слушателям не только информацию об основных элементах и назначении экипировки космонавтов, но и самостоятельно изготовила тканевые макеты космического корабля и скафандра космонавта.

p1622518880.jpg
Лиза и Андрей: выступления на конференции
Андрей З. рассказал о первом космическом полете человека. Задав ребятам вопрос о предполагаемой цели первого полета, и выслушав гипотезы ребят, он привел малоизвестную информацию о том, как прошло утверждение первого в мире технического задание на космический полет. Это решение на специальном заседании Госкомиссии по запуску космического корабля «Восток» было принято 8 апреля 1961 года, подписано Генеральным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым. В нем значилось «…Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе».[2]

Информация о цели первого полета, зафиксированная документально, такова: «Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».[2]

В качестве сопровождения рассказа Андрей представил оригинальный макет Земли и космического корабля, «шагающего» вокруг планеты. Материалы, бумага и нитки, из которых выполнен макет, вызвали живой интерес у участников мероприятия, потребовали дополнительного времени для озвучивания алгоритма изготовления такого макета.

Маша Л. подготовила информационный лист о жизни и полетах представителей первого отряда советских космонавтов. Эта информация не оставила ребят равнодушными, вопросов к докладчику было немало, и после окончания конференции ребята с интересом обсуждали новую для них информацию.

t1622518784ae.jpg

Трехминутный мультфильм: «Ракета. Большая сборка», который предложил к просмотру Артем П., не просто заинтересовал ребят, а открыл множество технических секретов.[3]

Рефлексия:

Участники мероприятия представили пять выступлений о том, что для каждого из них оказалось наиболее важным, интересным, значимым. Это были информационные листки и рисунки, стихи и загадки, макеты и модели, интересные сообщения космической тематики.

Осталось десять минут на обсуждение информации, оценке его подготовки. Ребята обсуждали услышанное, высказывали свои мнения, желание продолжить изучение материалов по авиационно-космической тематике.

Оценки о конференции: хорошо и отлично.

Вот так прошло 12 апреля 2021 года внеклассное мероприятие «Космос – это мы» для учащихся 5 – 6 классов лицея № 64 г. Краснодара.

Завершило конференцию фото на память:


r1622518998.jpg

Источники информации:

1.Видеофрагмент «Наша история. Полет Гагарина в космос» https://youtu.be/IiBJ1fINRYs

2.Статья https://topwar.ru/156693-den-kosmonavtiki-nasha-strana-kosmicheskaja-derzhava-i-jetim-stoit-gorditsja.html

3. Мультфильм «Ракета. Большая сборка.» Ссылка на видеофрагмент: https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=46c675ad314803a080e6f85b252ab97f


n1622519072.jpg
ПРиложение 1. Сетка чайнворда
​​​​​​​
h1622519125.jpg
ПРиложение 2. Чайнворд "Один виток вокруг Земли"
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, что делитесь опытом!

1 June 2021

Решение о том, что основой конференции должны стать индивидуальные рассказы пятиклассников было принято ведущими. Они сочли необходимым дать детям возможность донести информацию для слушателей вербальными способами. Узнала от ребят, что такого общения им не хватает, особенно в последнее время. Задумалась о "панацее" дистанционных технологии в общем образовании.

1 June 2021

Спасибо. Опыт ценный!

1 June 2021

Благодарю за интересную работу! Молодцы,ребята! Устные рассказы необходимы! Речь детей необходимо развивать. Это сейчас ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА!!!

1 June 2021

Согласна, Марина Юрьевна, не просто проблема, а проблема, имеющая предпосылки перерасти в филологическую катастрофу.

1 June 2021