Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ

4
0
Материал опубликован 7 February 2016 в группе

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ

Принципы:

принцип систематичности, комплексности и системности;

принцип развития;

принцип индивидуального и личностного подхода;

принцип объективности и научности;

принцип системности;

принцип единства сознания и деятельности;

принцип эффективности;

принцип гуманизма и педагогического оптимизма;

принцип природосообразности;

принцип культуросообразности.

Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка с ОВЗ должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности. Для получения полной информации о развитии ребенка с ограниченными возможностями нужно также использовать результаты клинических исследований нарушенных функций и данные об особенностях развития вторичных нарушений.

Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. Процесс становления личности ребенка может быть правильно понят, если он рассматривается в непрерывном движении, с учетом постоянных количественных и качественных изменений, как процесс и результат деятельности.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принцип объективности и научности акцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов.

Принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся с ОВЗ, в качестве составных (системных) элементов общего процесса их воспитания и социализации.

Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.

Принцип эффективности предполагает, что весь комплекс педагогических и медицинских мер (коррекционных, учебных, воспитательных, реабилитационных) обязательно должен быть полезным для ребенка, которому они предназначены.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в

ребенка с ОВЗ, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь. Данный принцип предполагает, что результаты должны свидетельствовать не только о достигнутом уровне развития, но и выявлять резервы, определять не только негативные моменты в развитии личности ребенка, но и положительные свойства, на которые можно опереться в процессе его социальной реабилитации.

Принцип природосообразности воспитания – предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя. В соответствии с принципом природосообразности у ребенка с ОВЗ необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, его месте в этом мире, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

Принцип культуросообразности воспитания – в современной трактовке

предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, специфическими особенностями, присущими традициям нашего региона, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В организации содержания воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ

необходимо выделяет следующие направления воспитания:

- духовно-нравственное

- гражданско-патриотическое

- художественно-эстетическое и экологическое

- спортивно-оздоровительное

- общественно-полезная деятельность (трудовое)

- познавательно-информационное.

Комментарии

Уважаемая Татьяна Владимировна! Спасибо за публикацию в группе. Только общими усилиями мы сделаем группу интересной и полезной.

9 February 2016