Программа воспитания и социализации обучающихся 5 классов
Программа воспитания и социализации обучающихся 5 классов
на 2016-2017 учебный год
Коротаева К. Н
Глазов 2016
Оглавление
1.Пояснительная записка____________________________________________3
1.1 Нормативно-правовые документы____________________________4
1.2 Цели и задачи_____________________________________________4
1.3 Программа содержит_______________________________________5
1.4 Формы реализации задач___________________________________ 6
1.5 Основные принципы программы воспитания__________________ 6
2. Календарно-тематическое планирование____________________________ 8
2.1 Родительские собрания на тему_____________________________14
3. Работа с учащимися_____________________________________________16
4. Работа с родителями____________________________________________ 18
Литература______________________________________________________ 20
Пояснительная записка
«То, что идет от сердца, до сердца и доходит»
Д. Д. Пайэтт
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.
Классный руководитель имеет дело с целостной личностью, т. е. заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.
Программа рассчитана на период 2016-2017 год. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка
Устав школы
Программа развития школы
Должностная инструкция классного руководителя
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Кандаков, Данилюк, Тишков).
Цели и задачи:
Главная цель (идеальная) воспитательной программы – всестороннее гармоничное развитие личности.
Реальная – разносторонне развитая, счастливая личность.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира
формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Программа содержит
Основу программы системного построения процесса воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов данной концепции В.А. Караковский считает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться именно к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
«Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.
Семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Труд — основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность.
Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя.
Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека.
Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество.
Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы.
Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
Формы реализации задач
изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования)
тематические классные часы
дискуссии, диспуты, конференции
ролевые, деловые, образовательные игры
экскурсии, походы, уроки в школьный музей
соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны
проектные игры
участие в акциях
организация занятости во второй половине дня и т.д.
Основные принципы программы воспитания
1) личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
признание их социальных прав и свобод;
ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;
отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
3) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
4) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
5) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:
— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;
— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;
изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;
построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;
обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;
6) культуросообразность воспитания, т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка
Календарно-тематическое планирование
Система общечеловеческих ценностей |
Сентябрь |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
Тема: Торжественная линейка «Здравствуй, школа» Форма: Классный час Цель: знакомство с новыми учителями-предметниками |
|||||||||
Семья |
Тема: «Мое классное лето в кругу семьи» Форма: конкурс на лучший рисунок Цель: способствовать формированию представлений о прекрасном |
|||||||||
Труд |
||||||||||
Знания |
Тема: «Безопасное колесо» Форма: беседа Цель: Инструктаж по ПДД на маршруте «Дом-школа-дом». |
|||||||||
Культура |
||||||||||
Отечество |
Тема: «Моя малая Родина» Форма: просмотр фильма Цель: способствовать формирование у детей любви к родине |
|||||||||
Мир |
Тема: «Кросс нации» Форма: эстафета Цель: укрепление здоровья детей и проверка выносливости |
|||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Октябрь |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
Тема: «Перемена, перемена» (о поведении на переменах). Форма: беседа Цель: способствовать формированию приличного поведения на переменах |
|||||||||
Семья |
Тема: «Папа, мама, я- спортивная семья » Форма: веселые старты Цель: Укрепление здоровья детей и их родителей. |
|||||||||
Труд |
||||||||||
Знания |
Тема: инструктаж по технике безопасности Форма: урок Цель: создать условия для соблюдения правил техники безопасности |
|||||||||
Культура |
Тема: «день пожилого человека» Форма: беседа Цель: воспитывать уважение к пожилым людям, интерес к истории своей семьи и страны |
|||||||||
Отечество |
||||||||||
Мир |
Тема: «осенний бал» Форма: бал Цель: Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине |
|||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Ноябрь |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
Тема: виртуальность или реальность Форма: диспут Цель: способствовать формированию личной позиции по проблеме и умение её отстаивать |
|||||||||
Семья |
Тема: «материнское сердце» Форма: утренник Цель: воспитание любви и бережного отношения к матери |
|||||||||
Труд |
Тема: «Чистота –залог здоровья» Форма: субботник Цель: способствовать формированию у школьников трудолюбия |
|||||||||
Знания |
||||||||||
Культура |
Тема: «Весёлые переменки» Форма: акция Цель: способствовать формированию поднятие настроения окружающим |
|||||||||
Отечество |
||||||||||
Мир |
||||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Декабрь |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
Тема: Предновогодний вечер Форма: концерт Цель: способствовать формированию праздничное новогоднее настроение |
|||||||||
Семья |
||||||||||
Труд |
||||||||||
Знания |
Тема: Открой в себе учёного Форма: конференция Цель: способствовать формированию умений написания научной работы |
|||||||||
Культура |
Тема: «Ах эта сказка» Форма: посещение театра Цель: способствовать приобщению детей к культуре |
|||||||||
Отечество |
||||||||||
Мир |
Тема: «В резиденции Дедушки мороза» Форма: Конкурс Цель: формирование творческого подхода к данной теме |
|||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Январь |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
Тема: «лыжные гонки» Форма: соревнование Цель: способствовать формированию здорового образа жизни |
|||||||||
Семья |
Тема: «Весёлый снеговик» Форма: конкурс Цель: способствовать формированию совместного творчества с родителями |
|||||||||
Труд |
Тема: «Домики птицам» Форма: акция Цель: способствовать формированию умения создавать что-то своими руками |
|||||||||
Знания |
||||||||||
Культура |
|
|||||||||
Отечество |
||||||||||
Мир |
||||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Февраль |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
||||||||||
Семья |
||||||||||
Труд |
||||||||||
Знания |
Тема: Конкурс чтецов, посвящённый знаменательным датам военной истории Форма: конкурс Цель: способствовать формированию патриотизма |
|||||||||
Культура |
Тема: «Защитники Отечества». Форма: ролевая игра Цель: способствовать формированию положительного отношения |
|||||||||
Отечество |
Тема: «Героические страницы родного края» Форма: классный час Цель: способствовать формированию патриотического отношения родине |
|||||||||
Мир |
Тема: «Зарница» Форма: игра Цель: формирование навыков у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях |
|||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Март |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
Тема: «Мисс Весна». Форма: конкурс Цель: выявление и развитие творческих способностей и задатков у воспитанников путём конкурсной деятельности |
|||||||||
Семья |
Тема: «Милой, любимой, родной…» Форма: праздник Цель: воспитывать доброе, нежное отношения к маме |
|||||||||
Труд |
||||||||||
Знания |
||||||||||
Культура |
Тема: посещение краеведческого музея Форма: экскурсия Цель: формировать понимание единства истории и культуры. |
|||||||||
Отечество |
||||||||||
Мир |
Тема: «Масленица». Форма: ярмарка Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре |
|||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Апрель |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
Тема: «Хорошее настроение» Форма: концерт Цель: способствовать формированию хорошего настроения у учащихся школы, педагогов и родителей. |
|||||||||
Семья |
||||||||||
Труд |
||||||||||
Знания |
Тема: «Моя любимая книга» Форма: Выставка Цель: способствовать формированию любви к книге |
|||||||||
Культура |
||||||||||
Отечество |
Тема: « Я- Личность!» Форма: Конкурс ораторского мастерства Цель: способствовать формированию навыка публичного выступления |
|||||||||
Мир |
Тема: «о дружбе и друзьях» Форма: диспут Цель: способствовать формированию у детей твердого понятия о дружбе |
|||||||||
Система общечеловеческих ценностей |
Май |
|||||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||||||
Человек |
||||||||||
Семья |
|
|||||||||
Труд |
Тема: Школьные соревнования по легкой атлетике. Сдача норм ГТО Форма: соревнование Цель: способствовать формированию здорового образа жизни |
|||||||||
Знания |
Тема: животные вокруг нас Форма: поездка в зоопарк Цель: познание мира животных и птиц |
|||||||||
Культура |
Тема: 9 мая Форма: митинг Цель: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. |
Тема: «Прекрасное в картинах» Форма: посещение выставки Цель: знакомство с миром искусства |
||||||||
Отечество |
Тема: «Герб моей страны, герб моей Форма: выставка Цель: Формирование знаний об истории своей семьи, |
|||||||||
Мир |
Помимо внеурочных, внешкольных мероприятий каждую неделю с учащимися проводятся классные часы, а раз в четверть родительские собрания.
Родительские собрания на тему:
«Давайте познакомимся!» Цель: Знакомство классного руководителя с родительским составом класса, знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся и классным руководителем, определение перспектив развития детского коллектива. Форма проведения: встреча классного руководителя с родителями
Трудности адаптации пятиклассников к школе (приложение 1)
Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника Цель: способствовать формированию значимости выполнения учащимися домашних заданий и рекомендации по контролю за их выполнением. Форма проведения: встреча с учителями – предметниками.
«Компьютер в жизни школьника». Цель: ознакомить родителей с компьютерными возможностями; показать возможности использования компьютерной деятельности в домашних условиях. Форма проведения: встреча. Родители встречаются с учителем информатики и старшеклассниками, занимающимися в кружках .
«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка». Цель: познакомиться поближе с семьями учащихся, их традициями, увлечениями; уточнить некоторые факты из жизни семьи, представляющими интерес для организации внеклассной работы с детьми и родителями класса; развивать познавательную активность и творческое мышление учащихся. Форма проведения: презентация творческих проектов.
Работа с учащимися
Трудный ребенок – это учащийся, у которого в течение длительного времени наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы. Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий). Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Критерии детей |
Направление и форма |
Периодичность |
Дети, оставшиеся без попечения родителей |
Беседы с психологом, тренинги |
1 раз в два месяца |
Вовлечение в кружки по интересам |
В начале учебного года |
|
Дети инвалиды |
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни (Беседы, семинары, публикации в школьной прессе) |
1 раз в месяц |
коррекционно-развивающая работа |
Постоянно |
|
«Здоровье в наших руках» - встреча с врачом |
1 раз в триместр |
|
Для детей – инвалидов, обучающихся на дому, наладить контакт с одноклассниками |
В течение года |
|
Организация летнего отдыха детей |
Летний период |
|
Дети неуспевающие в учебе |
Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: совместное проведение свободного времени, выполнение домашнего задания. |
1 раз в месяц |
Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости |
1 раз в две недели |
|
Работа с психологом |
1 раз в две недели |
|
Дети с девиантным поведением |
Посещение семей с целью контрольного обследования условий жизни и воспитания опекаемых детей. |
1 раз в полгода |
Обеспечение занятости свободного времени |
Контроль в течение года |
|
Индивидуальная работа с учащимися и их родителями |
1 раз в месяц, по мере необходимости |
Работа с родителями
Одна из главных задач классного руководителя — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи со школой. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей, классного руководителя и учителей, которая может быть организована в различных формах.
Цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие обучающихся.
Задачи:
формирование культуры общения у родителей;
оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
выработка совместных требований к обучающимся;
вовлечение родителей в воспитательный процесс:
создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.
Критерии семьи |
Направление и форма |
Периодичность |
Семьи с одним родителем |
Индивидуальная работа: посещение семьи, составление акта, помощь при необходимости |
Постоянно |
тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье |
1 раз в два месяца |
|
Неблагополучные семьи |
Индивидуальная работа: посещение семьи, составление акта |
Постоянно |
тренинги, направленные на преодоление дезадаптации. |
1 раз в месяц |
|
Помощь родительского комитета в работе с неблагополучными семьями. |
1 раз в полгода |
|
Малообеспеченные семьи |
Помощь родительского комитета в работе |
1 раз в полгода |
Охват детей горячим питанием |
постоянно |
|
Организация летнего трудоустройства |
Летний период |
|
Многодетные семьи |
Контрольная проверка жизни в семье |
1 раз в четверть |
Охват детей горячим питанием |
постоянно |
|
Организация благотворительной помощи |
1 раз в полгода |
|
Организация летнего трудоустройства |
Летний период |
Литература
Программа воспитания и социализации школы в условиях ФГОС: теория, методика, практика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Белорыбкина, С.А. Исаева. – Киров: Старая Вятка, 2015. – 77с.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» концепция//Кондаков А.М.,Данилюк А.Я
«Системное построение процесса воспитания» концепция// Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.
Приложение 1
Тема родительского собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
3. Родительский практикум по проблеме.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику
взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Ход собрания
Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.
Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так:
«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок
переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе» Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:
~ изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.
Рекомендации для родителей
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть —, иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.