«Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Академик Д.С. Лихачев
В ФГОС НОО, обозначен, как нам известно, портрет выпускника начальной школы, любящего свою Родину и свой народ. Краеведческая работа в школе способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Программа воспитания и социализации обучающихся «Родная сторона» имеет краеведческую направленность. Она поможет обучающимся расширить свои знания о родном крае, его истории и достопримечательностях, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.
Данная программа является логическим продолжением краеведческой работы, проводившейся с обучающимися на протяжении всего периода их обучения в школе, начиная с 1 класса.
Реализации программы призвана помочь достаточная ресурсная база школы: актовый зал, кабинет хореографии, спортивные залы и площадки, типография, кабинет 3D, школьный музей, медиацентр, конфернц-зал, информационно-библиотечный центр, гончарная мастерская. В школе оборудована безбарьерная среда для реализации возможностей каждого ребенка. Для каждого обучающегося разработан и действует индивидуальный образовательный маршрут. Помимо занятий в школе, дети посещают различные объединения внеурочной деятельности: «Лаборатория юного исследователя», «С любовью к родному городу», «Удивительное рядом», «Выразительное чтение», «Робототехника». Многие обучающиеся посещают объединения Дома Детского Творчества: «Бисероплетение», «Гончарная мастерская»; секции детско-юношеской спортивной школы: футбол, баскетбол; занимаются в физкультурно-оздоровительном комплексе «Звёздный». Несколько обучающихся состоят в скаутском отряде духовно-нравственного центра МБОУ Бутурлиновская СОШ «У истоков добра».
Именно в начальных классах закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе. Происходит становление человека как гражданина и патриота, стремящегося к использованию своих знаний с пользой для себя и окружающих. Программа воспитания «Родная сторона» дает возможность систематизировать краеведческую работу.
Структура воспитательной работы краеведческой направленности в 4 «В» классе МБОУ Бутурлиновская СОШ
Программа воспитания «Родная сторона» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы воспитания МБОУ Бутурлиновская СОШ, утверждённой приказом № 75 от 25.08.2020 г.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) (приказы Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 897, от 16.10.2009 г. № 73, от 17.05.2012 г. № 413);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторский коллектив: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996р);
План воспитательной работы МБОУ Бутурлиновская СОШ на 2020/2021 учебный год.
Правильно организованная краеведческая работа — одно из важнейших условий и средств для решения задачи по всестороннему развитию школьника.
Краеведческая работа с детьми очень важна в начальных классах. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению малой Родины.
Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствуется, наблюдается повышение интереса к воспитанию подрастающего поколения в краеведческой деятельности. Краеведческая работа в классе проводится на уроке и во внеурочное время. Если раньше эта работа носила эпизодический характер, сейчас я привожу работу в систему. Одним из самых больших достоинств краеведческой работы является возможность реализации абсолютно всех направлений воспитания. Как любая воспитательная система, школьное краеведение представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, которые отражают цели и принципы его организации, содержание, формы и методы проведения краеведческой работы, планирование и руководство. Под школьным краеведением понимается изучение силами учащихся под руководством учителя природы, населения, хозяйства, истории и культуры близлежащей местности, своего района, области. Школьное краеведение позволяет теснее связать воспитание и образование детей с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения.
Цель и основные задачи программы воспитания и социализации обучающихся «Родная сторона»
Цель программы воспитания: формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, способствовать воспитанию патриотических чувств, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежского края, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи программы в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной деятельности
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций
- формирование нравственного смысла учения, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей
- Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Задачи программы в области формирования социальной культуры: - формирование основ гражданской идентичности - формирование патриотизма и гражданской солидарности
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих вопросов
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России
Задачи программы в области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе Российского общества
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
- знакомство обучающегося с культурно – историческими и этническими традициями российской семьи
Ценностные установки и основные направления воспитания и социализации обучающихся (национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся)
Программа направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования.
Ценностные ориентиры данной программы отражают целевые установки начального образования, а именно, формирование:
- Патриотизма (любови к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- Социальной солидарности (свободы личной и национальной; доверия к людям, справедливости, милосердия);
- Гражданственности
- Человечности
Ребёнок в начальной школе наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Необходимо воспитывать свободную, творческую, инициативную, развивающуюся личность.
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: классных часов, праздников, викторин, выставок, игр, просмотра слайд-фильмов, чтения книг.
Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Задача формирования базовых национальных ценностей, в том числе и семьи, решается средствами всех учебных предметов.
При изучении русского (родного) языка целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения способствует усвоению базовых национальных ценностей.
Литературное чтение обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия, наследия предков, наследия семьи. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Курс математики дает возможность усилить общекультурное звучание математического образования и повысить его значимость для формирования личности ребенка. Содержание материала с позиций формирования базовых национальных ценностей позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Предлагаемые практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющих применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину мира.
Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Ценностные установки и основные направления воспитания и социализации обучающихся (национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся)
Программа направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования.
Ценностные ориентиры данной программы отражают целевые установки начального образования, а именно, формирование:
- Патриотизма (любови к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- Социальной солидарности (свободы личной и национальной; доверия к людям, справедливости, милосердия);
- Гражданственности
- Человечности
Ребёнок в начальной школе наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Необходимо воспитывать свободную, творческую, инициативную, развивающуюся личность.
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: классных часов, праздников, викторин, выставок, игр, просмотра слайд-фильмов, чтения книг.
Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Задача формирования базовых национальных ценностей, в том числе и семьи, решается средствами всех учебных предметов.
При изучении русского (родного) языка целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения способствует усвоению базовых национальных ценностей.
Литературное чтение обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия, наследия предков, наследия семьи. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Курс математики дает возможность усилить общекультурное звучание математического образования и повысить его значимость для формирования личности ребенка. Содержание материала с позиций формирования базовых национальных ценностей позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Предлагаемые практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющих применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину мира.
Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся.
Данная программа основывается на следующих принципах организации воспитания и социализации обучающихся:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Принцип диалогического общения. Организация воспитательного процесса на диалогической основе означает: признание и безусловное уважение права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную; выбор средств равноправного межсубъектного общения.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Воспитание является педагогической поддержкой процесса развития личности, осуществляемой в ходе совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Системно-деятельностная обеспечивает полноценную и своевременную социализацию детей.
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.
Особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Целенаправленная социальная деятельность обучающихся обеспечивается сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Формирование особого нравственного уклада школьной жизни включает в себя:
Учебную / урочную деятельность. В содержании учебных предметов важное место теперь играют воспитательные задачи.
Внеурочную деятельность (культурные, социальные и культурные практики Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, военно-патриотические мероприятия, экологические, благотворительные акции организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.
Программа предполагает проведение краеведческой работы по пяти направлениям:
1.Мой дом. Родословная семьи.
2.Родная школа. Ее история и традиции.
3.Бутурлиновка: прошлое, настоящее, перспективы развития.
4.История района.
5.История края.
Участие обучающихся 4 «В» класса в мероприятиях краеведческой
и социальной направленности:
Помимо участия обучающихся в различных мероприятиях, программа предполагает проведение занятий с обучающимися по следующему плану:
Планирование программы воспитания «Родные истоки» в 4 «В» классе
на 2020/2021 учебный год
№ | Тема занятия | Дата | Формы организации образовательного процесса | ||
План | Факт | ||||
1 | С чего начинается Родина? | 01.09. | | Заочное путешествие | |
2 | Происхождение моей фамилии | 08.09. | | Круглый стол | |
3 | О чём рассказала старая фотография? | 15.09. | | Круглый стол | |
4 | Священные места нашего города | 22.09. | | Мультимедиа - занятие | |
5 | Культурное наследие нашего города | 29.09. | | Литературная гостиная | |
6 | В доме старого бутурлиновца. Вещь – семейная реликвия. | 06.10 | | Заочное путешествие | |
7 | Памятники Бутурлиновки. | 13.10 | | Круглый стол | |
8 | В гармонии с природой. Экология родного города | 20.10. | | Круглый стол | |
9 | Они прославили наш город | 10.11. | | Мультимедиа - занятие | |
10 | Наш город в годы ВОВ | 17.11. | | Мультимедиа - занятие | |
11 | Наш город в послевоенное время | 24.11. | | Круглый стол | |
12 | Что даёт стране наш город? | 01.12 | | Заочное путешествие | |
13 | Встреча с интересным человеком | 08.12. | | Встреча | |
14 | Экскурсия по родному городу | 15.12. | | Экскурсия | |
15 | Проект «Уголок народного быта русская изба» | 22.12. | | Проект | |
16 | Проект «Уголок народного быта русская изба» | 12.01. | | Проект | |
17 | Проект «Уголок народного быта русская изба» | 19.01. | | Творческая мастерская | |
18 | Карта Воронежской области. Географическое положение, размеры и территория области. | 26.01. | | Работа с картой | |
19 | Природные особенности Воронежского края. Особенности климата, растительности, животного мира | 02.02. | | Мультимедиа - занятие | |
20 | Виды глин в Воронежской области Свойства глины. Применение в народном хозяйстве. | 09.02. | | Мультимедиа - занятие | |
21 | Природное богатство края. Мел. | 16.02. | | Круглый стол | |
22 | Понятие минеральных вод, местонахождение, их особенности. | 02.03. | | Устный журнал | |
23 | Природное богатство края. Реки. | 09.03. | | Круглый стол | |
24 | Экскурсия к реке. Охрана водных богатств. | 16.03. | | Экскурсия | |
25 | Растительность леса. | 23.03. | | Экскурсия | |
26 | Знакомство с преобладающими деревьями и кустарниками Воронежской области. | 01.04. | | Круглый стол | |
27 | Растительность целинных земель. Ковыль, полынь, воронец. | 07.04. | | Круглый стол | |
28 | Растительность поля. | 14.04. | | Мультимедиа - занятие | |
29 | Зерновые и овощные культуры. Понятия «озимая пшеница», «яровая пшеница». Роль полей в жизнеобеспечении человека. | 21.04. | | Круглый стол | |
30 | Полезащитные полосы. Экскурсия. | 28.04. | | Экскурсия | |
31 | Что такое заповедники, заказники, заповедные зоны? | 05.05. | | Круглый стол | |
32 | Лес - дом для зверей и птиц. | 12.05. | | Экскурсия | |
33 | Охрана природы | 17.05. | | Мультимедиа - занятие | |
34 | Сделаем наш город лучше»! | 24.05. | | Итоговая конференция |
Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся
Общепризнано, что взаимодействие семьи и школы — важнейшее условие эффективной деятельности в решении задач краеведческого воспитания школьников. Гармоничное развитие школьников без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Включение родителей в образовательный процесс обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его формировании. Необходимость тесного сотрудничества с семьей декларируется почти во всех нормативно-правовых и методических документах. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. К сожалению, в связи с постоянной занятостью родителей, семья часто выступает в качестве наблюдателя, а не участника образовательного процесса. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В нашем классе работа по вовлечению родителей в деятельность по краеведению началась с выявления потребностей родителей в краеведческом воспитании и образовании детей (использование информационно-аналитических форм: социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями. Постоянно проводится педагогическое просвещение родителей (использование коллективных и индивидуальных форм: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми). Наиболее активных, заинтересованных родителей и детей награждаем дипломами, грамотами, благодарственными письмами, которые вручаем в праздничной обстановке на родительских собраниях, праздниках, помещаем в родительский уголок. С большим желанием и интересом дети участвуют в городских и областных акциях, выставках, конкурсах. И получают награды различного уровня. Такая форма работы повышает мотивацию и эффективно влияет на воспитание любви к родному краю.
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
На протяжении всего периода обучения отслеживается результативность программы. Способами проверки результатов являются контрольные просмотры выполненных работ (презентаций, выставок, рисунков, выступлений) по окончанию освоения каждой темы; просмотры работ в конце учебного года, а также участие обучающихся в конференциях. Текущая проверка результативности усвоения программы осуществляется в процессе выполнения детьми работ по заданной теме, а также в форме зачета по пройденным темам. Требования к организации контроля: - индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов работы каждого обучающегося; - систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; - разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции; - объективность; - дифференцированный подход, учитывающий особенности учебного курса. Прогнозируемая результативность программы: в течение учебного года обучающимися разрабатывается тематические презентации и экспозиции, дети принимают участие в отчётной конференции, участвуют в мероприятиях различного уровня. Программа предусматривает наблюдение за развитием личности детей, осуществляющееся в ходе анкетирования и формами промежуточной и итоговой просмотров, основанные на принципах добровольности. Анкеты воспитанников позволяют лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и провести воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности; подведением итогов занятия служат просмотры, где дается анализ работам, учащиеся учатся сами анализировать свои работы. Немаловажным условием оценки результативности работы является участие учащихся в традиционных мероприятиях: просмотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках, выставках. Поощрением воспитанников являются благодарственные письма, грамоты; важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, которые помогают корректировать содержание программы в конце учебного года. Результатом обучения, получением свидетельства об окончании обучения по данной программе является итоговая конференция по краеведению, аттестация обучающихся по их проектным работам.
Мониторинг эффективности воспитательной работы классного руководителя Тищук Марины Юрьевны и достижения обучающихся
Почётные грамоты | |||
1 | Почётная Грамота Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 17.08.2020г №179-лс за значительные успехи в совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников и многолетний плодотворный труд | ||
2 | Грамота за 3 место в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2020». Приказ отдела по образованию и молодёжной политике №50 от 14.02.2020г. | ||
3 | Почётная грамота администрации Бутурлиновского муниципального района от 19.08. 2015г. №292-р за многолетний и добросовестный труд, достигнутые профессиональные успехи и большой личный вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения | ||
4 | Почётная грамота отдела по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района от 19.09. 2013 г. №256 за добросовестный труд в обучении и воспитании подрастающего поколения | ||
Благодарственные письма | |||
2 | Благодарность отдела по образованию и молодёжной политике администрации Бутурлиновского муниципального района учителю начальных классов МБОУ Бутурлиновской СОШ Тищук Марине Юрьевне за организацию и участие в районном конкурсе детского декоративно-прикладного творчества в рамках празднования «Дня охотника». Номинация «Кормушка для птиц». | Руководитель отдела по образованию и молодёжной политике Л. П. Подповетная. Приказ №298 от 19.12.2018г. | |
3 | Благодарственное письмо учителю Тищук Марине Юрьевне от иерея Бутурлиновского церковного округа Александра Горденина за активное участие в организации и проведении интеллектуально-познавательной игры «Брейн-ринг»-«Святая Русь», посвящённой Дню Православной книги. | Благодарственное письмо от 15.03.2017г. от иерея Бутурлиновского церковного округа иерея Александра Горденина | |
Общественная деятельность | |||
- Член партии «Единая Россия». Удостоверение, 2001 г. - Государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Областной молодёжный центр». Удостоверение добровольца. | |||
Выступления на региональных семинарах | |||
4 | Очный региональный семинар для педагогов начального общего образования по теме: «Формы краеведческой работы в начальной школе». Выступление по теме «Проектно-исследовательская деятельность как эффективная форма краеведческой работы в начальной школе». | Выступление | Сертификат, приказ №01-03/223 от 25.09.2018г. |
5 | Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования». Постоянно действующий семинар учителей ОРКСЭ и ОДНКНР «Проектная деятельность в рамках предметов духовно-нравственной направленности». Посещение мастер-класса «Учебный сетевой проект» (МБОУ гимназия №9). | Участие | Приказ №135/01-06 от 24.02.2016г. |
6 | Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт современного образования» семинар «Роль классного руководителя в школьной медиации: возможности и перспективы». Воронеж-2016. | Участие | Сертификат |
7 | Региональный семинар 12 декабря 2019 г в МБОУ Бутурлиновской СОШ «Индивидуальная образовательная траектория: конструирование будущего». Занятие «12 декабря – День Конституции Российской Федерации». | Участие | |
Участие в муниципальных семинарах | |||
8 | Муниципальный семинар «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО» в МКОУ Клёповской ООШ. | Участие | |
9 | Муниципальный семинар «Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО» в МКОУ Бутурлиновской ООШ №4. | Участие. | |
Наставничество | |||
10 | Производственная практика студентов Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО Губернский педагогический колледж «Осуществление воспитательной работы классного руководителя» в 2018/2019 учебном году и в 2019/2020 учебном году во 2 «В» классе (на протяжении всего учебного года) и в 3 «В» классе МБОУ Бутурлиновской СОШ (на протяжении всего учебного года). | | |
11 | Показательные уроки и классные часы для студентов 23 группы специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК» в рамках учебной практики «Проведение уроков и занятий». | | Справка №273 от 29.05.2018 г. |
Прочее | |||
13 | Ежегодно с 2014 года являлась членом жюри на муниципальных турах олимпиады по основам православной культуры. | ||
14 | С 2017 года являюсь главным редактором газеты начальной школы «Весёлый муравейник» МБОУ Бутурлиновской СОШ. | ||
Участие в проектах различного уровня | |||
15 | Международный дистанционный модульный социально-образовательный проект «Социальное здоровье нации» (Модуль «Единая программа антибуллинговой политики образовательной организации»). | Международный | Сертификат АВ-1№66-13 |
16 | Всероссийская образовательная акция «Урок цифры» | Всероссийский | Сертификат участника |
17 | Большой этнографический диктант 01.11.2019 г. | Всероссийский | Сертификат участника |
18 | Всероссийский полиатлон-мониторинг «Политоринг» 02.03.2016г. | Всероссийский | Сертификат |
ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |||
19 | Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» 2016 год. | Всероссийский | Пономарёва София -призёр муниципального тура. |
20 | Конкурс чтецов «Город, сердцу дорогой», посвящённый 100-летию города Бутурлиновка. 2017 год. | Муниципальный | Лисина Анастасия – 2 место. |
21 | Конкурс рисунков, посвящённый Дню охотника 2016 год | Муниципальный | Андреева Татьяна-3 место. |
22 | Муниципальная научно-практическая конференция «Школьная исследовательская инициатива». 2018 год. | Муниципальный | Паньковец Константин, Никульшина Дарья, 2 «В» класс, участие. |
23 | Школьный этап метапредметной олимпиады для обучающихся начальных классов образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования на территории Воронежской области. | Паньковец Константин-2 место. Приказ №218 от 11.11.2019г. | |
24 | Муниципальный конкурс рисунков и декоративно-прикладного творчества по мотивам русских народных сказок в рамках областного детского фестиваля «Старая, старая сказка» | | Савченко Юлия, Мельник Владислав, Ковалёв Вячеслав – участники. |
25 | Фестиваль проектов и исследовательских работ в МБОУ Бутурлиновская СОШ 21.12. 2016 г. Представление проектов "Бутурлиновка в числах и величинах", «Газета начальной школы «Муравейник». | Муниципальный | Лисина Анастасия, Бочарникова Арина, , участие. |
26 | Районный конкурс детского декоративно-прикладного творчества в рамках празднования «Дня охотника». Номинация «Кормушка для птиц». | Муниципальный | Сертификат участника. Приказ №298 от 19.12.2018г. |
27 | Благодарность 3 «В» классу за участие в благотворительной акции «Добрый букет» 2019 г. | Муниципальный | Благодарность |
28 | Конкурс рисунков «Портрет мамы» 2018г. | Муниципальный | Сопова Мария |
Приложение.
Фото «Уголок народного быта «Русская изба» в 4 «В» классе»
Страница Тищук Марины Юрьевны на сайте образовательная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/
Выпуски газеты начальной школы «Весёлый муравейник» МБОУ Бутурлиновская СОШ (главный редактор Тищук Марина Юрьевна) можно посмотреть здесь: https://but.voronezhschool.ru/?section_id=32
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (с
изменениями от 22.08.2004 г.);
4. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) (приказы Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 897, от 16.10.2009 г. № 73, от 17.05.2012 г. № 413);
5.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761);
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторский коллектив: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.);
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996р);
8. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);
9. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);
Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
10. Скривел В. И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. - №5. – с. 22-25.
11. Тонков В. О. Никитин и народное творчество. – Воронеж, 1949.
12. Тонков В. О. О Кольцове. – Воронеж, 1953.
13. Тонков В. О. Кольцов и фольклор. – Воронеж, 1960.
14. Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.
15. Петров В.Н., Гришина Л.А. Зимние (весенние) праздники, игры и забавы для детей. М. – 2001.
16.Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М.: ВЛАДОС. – 2004. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа. - №1 2006.
17. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Начальная школа. - №3 2007.
18.Панова В.И. История Воронежского края: Учебн.-методич.пособие. 3-е изд., доп.-Воронеж: «Родная речь», 1997.
19. Чекменев А.Н., Федотов В.И., Маликов В.С. Природное наследие Воронежского края. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005.
20. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
21. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.
22. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж, 1989
23. Саплин А.И., Саплина Е.В. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. – М, 2000.
24. Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. – М, 1999.
25. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала. (Составители Л. А. Обухова, Н. С. Махина). – Воронеж, 2006.
26. Чубуркин П.Ф. Земля Воронежская. – Воронеж, 1984.
27. Гринько А. В боях за Воронеж. Воронеж, 1985.
28. Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Воронеж, 1996.
Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие/
29. Коллектив авторов, науч. Ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.
30. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
31. Коренева А.В. Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века / А.В. Коренева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История, политология, экономика». – Белгород, 2007. – № 8.