Программа воспитания и социализации учащихся

6
0
Материал опубликован 7 November 2017 в группе

Программа воспитания и социализации учащихся

Программа воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей Российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, творчество и труд, наука, искусство, природа, человечество, развитие и направлена на воспитание компетентного гражданина России,    принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Программа направлена на:

освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

формирование готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

формирование экологической культуры.


Программа обеспечивает:

формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности учащихся и их родителей (законных представителей);

усвоение учащимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

социальную самоидентификацию учащихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

участие учащихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, культурных и социальных потребностей их семей;

формирование у учащихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям учащихся;

создание условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность учащихся с родителями (законными представителями);

информирование учащихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

использование средств психолого-педагогической поддержки учащихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала учащихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

осознание учащимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

осознанное отношение учащихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

формирование готовности учащихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

осознание учащимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Этапы реализации Программы

I этап – подготовительный (2015-2016 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

II этап – практический (2015-2018 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

III этап – обобщающий (2018-2020 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

  • Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся:

освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

формирование готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

формирование основ коммуникативной, экологической, эстетической культуры личности школьников.

Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации учащихся - базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» (ФЗ № 273), в тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл.1, ст.1);

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл.1,

ст.2);

«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл.1, ст.7);

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл.1, ст.8);

«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». (Гл.1, ст. 17).

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» (ФЗ № 273):

«...гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

...демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

...недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

...сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (Ст. 3).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет базовые национальные ценности российского общества в виде перечня так: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет базовые национальные ценности российского общества в формулировке личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:

«...усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

...формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания...».

2. Направления деятельности по развитию духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации учащихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры учащихся

Программа  направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную и внеурочную деятельность, основанного на системе базовых национальных ценностей.

Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни учащихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Важнейшей функцией уклада школьной жизни является передача духовно-нравственных ценностей. Успешность выполнения функции по передаче духовно-нравственных ценностей определяется тем, насколько открытым и нравственным этот уклад является.

Основными направлениями деятельности школы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации учащихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры учащихся являются:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека,

Воспитание социальной ответственности и компетентности,

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания,

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни,

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии,

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

3.Содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Содержание:

общее представление об устройстве российского государства, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России,

понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок,

осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины,

системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны,

знание национальных героев и важнейших исторических событий страны,

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к антиобщественным поступкам.

Ценности:

- любовь к Родине, своему народу, краю,

- свобода личная и национальная,

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,

- социальная солидарность,

- многообразие и уважение культур и народов,

- мир во всем мире.

Виды деятельности:

Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).

Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Формы занятий:

- тематические классные часы, беседы,

- экскурсии,

- изучение учебных дисциплин,

- просмотр кинофильмов,

- участие в подготовке и проведению мероприятий, посвященных государственным праздникам,

- встречи и беседы с представителями общественных организаций,

- участие в социальных проектах,

- конкурсы и спортивные соревнования.

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Содержание:

осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения,

освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в современном обществе,

формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Ценности:

- правовое, демократическое государство,

- социальное государство,

- закон и правопорядок,

- социальная компетентность и ответственность,

- служение Отечеству,

- ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Виды деятельности:

Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение учащимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т.д.

Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

Формы занятий:

- беседы, классные часы,

- творческие мероприятия,

- праздники, экскурсии,

- проектная деятельность,

- рейды,

- изучение учебных дисциплин,

- презентации.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Содержание:

сознательное принятие базовых национальных ценностей,

любовь к России, своему краю, школе, народу, героическому прошлому и настоящему Отечества,

понимание высокой ценности человеческой жизни,

понимание значений религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения,

умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков,

стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания,

понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи в жизни человека,

отрицательное отношение к аморальным поступкам, нарушениям общественного порядка.

Ценности:

- нравственный выбор,

-жизнь и смысл жизни,

- справедливость,

- милосердие,

- честь, достоинство,

- уважение родителей,

- уважение достоинства другого человека,

- свобода совести,

- свобода вероисповедания,

- толерантность,

- представление о светской этике, вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения,

- духовно-нравственное развитие личности.

Виды деятельности:

Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.

Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.

Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций.

Формы занятий:

- классные часы, беседы,

- встречи,

- субботники,

- социальные проекты,

- концерты,

- творческие конкурсы,

- соревнования,

- экскурсии,

- просмотр кинофильмов,

- изучение учебных дисциплин,

- беседы о семье.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

Содержание:

умение придавать экологическую направленность любой деятельности,

демонстрировать экологическую грамотность в разных формах деятельности,

понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека,

осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья: физического, психического, физиологического, социально-психологического, духовного и их зависимости от экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни,

интерес к подвижным играм, спортивным соревнованиям, занятиям в спортивных секциях, туристические походы,

способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека,

опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, экологическую безопасность,

знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований,

развитие экологической грамотности родителей , населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности,

устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, рациональной организации режима дня и питания,

опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях,

негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков, психоактивных веществ (ПАВ).
 

Ценности:

-ценность во всех ее проявлениях,

-экологическая безопасность,

-экологическая грамотность,

-экологическая культура,

-экологически целесообразный здоровый безопасный образ жизни,

-ресурсосбережение,

-экологическая ответственность,

-социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды,

-устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

Виды деятельности:

Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).

Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.

Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).

Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических агитбригад, походов по родному краю.

Участвуют в практической природоохранительной деятельности.

Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.

Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).

Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.

Формы занятий:

-беседы,

- просмотр учебных фильмов,

- практические занятия,

- экологические акции,

- изучение учебных дисциплин,

- конкурсы, проекты,

- беседы с педагогами, школьным психологом, медицинским работником,

- беседы с родителями.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Содержание:

понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества ,

осознание нравственных основ образования,

осознание нравственной природы труда , его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ,

умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу,

сформированность позитивного отношения к учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, выполнять работы по графику и в срок,

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу,

готовность содействовать в благоустройстве школы,

знакомство с трудовым законодательством.

 

Ценности:

-научное знание,

-стремление к познанию и истине,

-интеллектуальное развитие личности,

-уважение к труду,

-нравственный смысл труда, творчество и созидание,

-настойчивость и целеустремленность,

-бережливость,

-выбор профессии.

Виды деятельности:

Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов.

Участвуют в экскурсиях на промышленные предприятия, в учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.

Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Моя трудовая семья».

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, конкурсы и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, других трудовых и творческих общественных объединений, как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.).

Формы занятий:

- изучение учебных дисциплин,

- предметные олимпиады, конкурсы, викторины,

- классные часы,

- семейные праздники,

- субботники,

- трудовые акции.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

Содержание:

ценностное отношение к прекрасному,

эстетическое восприятие предметов и явлений действительности,

развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте, общественной жизни,

представление об искусстве народов России.

 

Ценности:

-красота,

-гармония,

- духовный мир человека,

- самовыражение личности в творчестве и искусстве,

- эстетическое развитие личности.

Виды деятельности:

Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий в художественный музей, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение художественных мастерских, тематических выставок).

Знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах, обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.

Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.

Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.

Формы занятий:

- изучение учебных дисциплин,

- встречи с представителями творческих профессий,

- просмотр учебных фильмов,

- экскурсии ,

- конкурсы, тематические выставки.

Формирование мотивов и ценностей учащихся в сфере отношения к России как Отечеству предполагается осуществлять в ходе воспитательных мероприятий, в составе коллектива ученического самоуправления, организаторами являются педагоги школы и классный руководитель.

Деятельность по формированию у учащихся компетенций в сфере общественной самоорганизации организована в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских организациях, через приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в деятельности благотворительных организаций, в экологическом просвещении сверстников, в благоустройстве класса, школы, города.

При формировании ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности используются различные формы внеурочной деятельности , дополнительного образования.

Формирование мотивов и ценностей учащихся в сфере отношений с другими людьми предусматривает использование внеурочной деятельности, развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся в семье.

Формирование мотивов и ценностей учащихся в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии осуществляется через работу педагогов, психологов, сотрудничество с центрами профориентационной работы, совместную деятельность учащихся с родителями (законными представителями), информирование учащихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности.

В создании условий для самопознания , самоопределения, самореализации, самосовершенствования ведущая роль принадлежит классному руководителю, в решении данной задачи задействованы возможности дополнительного образования.

Формирование здорового образа жизни происходит через изучение предметной области "Физическая культура" и" Основы безопасности жизнедеятельности", через различные формы внеурочной деятельности.

Мотивы и ценности в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей "Физическая культура" и" Основы безопасности жизнедеятельности", "Естественно научные предметы", различные формы внеурочной деятельности.

Реализация задач развития эстетического сознания возложена на уроки предметной области "Искусство", различные формы внеурочной деятельности.

Задача по формированию целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики , возложена на уроки предметных областей "Естественно научные предметы", "Общественно-научные предметы", различные формы внеурочной деятельности.


 

5.Этапы организации социализации учащихся в совместной деятельности школы с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами

Достижение результатов социализации учащихся в совместной деятельности школы с различными социальными субъектами , с одной стороны, обеспечивается организацией взаимодействия школы с общественными организациями, организациями дополнительного образования и т.д., а с другой стороны - вовлечением учащихся в социальную деятельность.

Организация взаимодействия школы с общественными организациями, организациями дополнительного образования и иными социальными субъектами может быть представлена как реализация следующих этапов:

- моделирование взаимодействия школы с различными социальными субъектами,

- проектирование партнерства школы с различными социальными субъектами,

- осуществление социальной деятельности в процессе договоров школы с социальными партнерами и планов работы,

- формирование атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт учащихся ,

- организация рефлексии социальных взаимодействий и взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений,

- обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию , формам организации, общественная активность,

- обеспечение социальной деятельности учащихся укладом школьной жизни , стимулирование общественной самоорганизации учащихся, поддержка общественных инициатив школьников.

6.Основные формы педагогической поддержки учащихся, формы участия социальных партнеров по социальному воспитанию учащихся

Основными формами педагогической поддержки учащихся являются: психолого-педагогическое консультирование, метод организации развивающих ситуаций, ролевые игры и т.д.

Психолого-педагогическая консультация в качестве основной формы организации педагогической поддержки учащихся предполагает - идентификацию проблемной ситуации учащегося , определение ресурсов и способов для самостоятельного разрешения проблемы. Целью консультации является создание у учащегося представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации.

Организация развивающих ситуаций предполагает, что педагог осуществляет поддержку в решении учащимся значимой для него проблемной ситуации. При организации развивающих ситуаций педагог может использовать и комбинировать разнообразные педагогические средства, вовлекать учащегося в различные виды деятельности.

Ситуационно-ролевые игры позволяют совершенствовать способы межличностного взаимодействия. В рамках ролевой игры ученик действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, планируя собственную деятельность, взаимодействуя с другими игроками.

Основными формами участия специалистов и социальных партнеров по социальному воспитанию учащихся являются: беседы, встречи, организация и проведение совместных мероприятий и другие.

Социальные партнеры

Формы участия

(совместная деятельность)

Дворцы культуры

Операция "Досуг"

Липецкий государственный академический театр драмы им.Л.Н.Толстого

Просмотр спектаклей

Липецкий драматический театр

Просмотр спектаклей

Липецкая областная филармония

Организация и проведение концертов

Липецкий областной краеведческий музей

Организация экскурсий, посещение выставок

Областная детская библиотека

Организация экскурсий, посещение выставок

Экологический центр МБОУ ДОД ЭЦ "ЭкоСфера"

Организация и проведение экологических мероприятий

Отдел полиции

Встречи с работниками отдела, беседы на правовые темы

ГУЗ" Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями"

Беседы по по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями

ГУЗ "Липецкий областной наркологический диспансер"

Беседы по профилактике употребления ПАВ

Липецкий областной Совет ветеранов войны и труда

Встречи, беседы, организация совместных мероприятий

7.Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

Деятельность школы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни способствует формированию у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умению вести здоровый и безопасный образ жизни.

Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам в соответствии с СанПиН, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся и сотрудников,

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания учащихся , для хранения и приготовления пищи,

- организация качественного горячего питания учащихся,

- оснащенность кабинетов, спортивного зала необходимым оборудованием и инвентарем,

- наличие помещений для медицинского персонала,

- наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов , обеспечивающих работу с учащимися,

- наличие пришкольного участка, зеленых зон для экологического образования учащихся.

Модель обеспечения рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды предусматривает объединение педагогического коллектива в вопросе рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды освоение педагогами образовательной организации совокупности соответствующих представлений , экспертизу и взаимную экспертизу рациональности организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды.

Сферами рационализации учебно-воспитательного процесса являются:

- организация занятий (уроков),

- учет зоны работоспособности учащихся,

- распределение интенсивности умственной деятельности,

- использование здоровьесберегающих технологий.

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения,

- обучение учащихся вариантам рациональных способов и приемов работы с учебной информацией и организации учебного труда,

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов,

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения,

- рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Модель организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы

предполагает формирование групп учащихся на основе их интересов в сфере физической культуры и спорта, организацию тренировок в секциях, подготовку и проведение спортивных соревнований.

Формами физкультурно-спортивной и оздоровительной работы являются:

- спартакиада,

- спортивные мероприятия,

- спортивные праздники.

Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы:

- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья,

- рациональная и соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям развития учащихся организация уроков физической культуры,

- организация динамических пауз, физкультминуток на уроках,

- регулярное проведение спортивных мероприятий,

- взаимодействие со специалистами медицинских учреждений,

- встречи, беседы учащихся со специалистами медицинских организаций.

Модель профилактической работы предусматривает выявление учащихся , вызывающих наибольшее опасение, разработку и реализацию комплекса адресных мер. Чаще всего профилактика связана с употреблением психоактивных веществ , с проблемами детского дорожно-транспортного травматизма.

Организация профилактической работы:

- выявление учащихся группы риска по медицинским, социальным, поведенческим, учебно-познавательным критериям,

- взаимодействие со специалистами медицинских, правоохранительных, социальных организаций,

-встречи, беседы со специалистами медицинских, правоохранительных, социальных организаций,

- профилактика употребления ПАВ,

- работа Совета профилактики.

Модель просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса рассчитана на большие, нерасчлененные на большие, устойчивые группы , и не оформленные ( официально не зарегистрированные) аудитории, может быть:

- внешней (предполагает привлечение возможностей других учреждений и организаций),

- внутренней (получение информации организуется в школе ),

- программной (служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает межпредметные связи),

-стихийной (осуществляется ситуативно, как ответ на возникшие проблемные ситуации, вопросы, затруднения).

Организация просветительской и методической работы:

- лекции, беседы, семинары, консультации,

- приобретение научно-методической литературы,

- совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, профилактики вредных привычек и др.,

- экскурсии,

- концерты,

- библиотечные выставки.

8.Описание деятельности в области непрерывного экологического здороввьесберегающего образования учащихся

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает в себя несколько комплексов мероприятий:

Первый комплекс мероприятий формирует у учащихся:

способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Второй комплекс мероприятий формирует у учащихся:

представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля предусмотрена интеграция с курсом физической культуры.

Третий комплекс мероприятий формирует у учащихся:

навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;

навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;

владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;

навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;

представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;

навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

В результате учащиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

Четвертый комплекс мероприятий формирует у учащихся:

представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате учащиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).

Пятый комплекс мероприятий формирует у учащихся:

формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;

ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

10.Критерии, показатели эффективности деятельности школы в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся

Критерий 1- степень обеспечения в школе жизни и здоровья учащихся , формирование здорового и безопасного образа жизни выражается в следующих показателях:

- уровень информированности педагогов о состоянии здоровья учащихся, о посещении спортивных секций,

- реалистичность количества и достаточность мероприятий ,

- согласованность мероприятий, обеспечивающих жизнь и здоровье учащихся, формирование здорового и безопасного образа жизни, с медиками и родителями учащихся.

Критерий 2 - степень обеспечения в школе позитивных межличностных отношений учащихся выражается в следующих показателях:

- уровень информированности педагогов о состоянии межличностных отношений учащихся,

- степень конкретности и измеримости задач по обеспечению в школе позитивных межличностных отношений учащихся , уровень дифференциации работы исходя из социально-психологического статуса отдельных категорий учащихся,

- степень корректности и корректности правил работы педагогов по обеспечению позитивных межличностных отношений учащихся,

- реалистичность количества и достаточность мероприятий ,

- согласованность мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения учащихся.

Критерий 3 - степень содействия учащимся в освоении программ общего и дополнительного образования выражается в следующих показателях:

- уровень информированности педагогов об особенностях содержания образования в реализуемой образовательной программе, степень информированности педагогов о возможностях и проблемах освоения учащимися данного содержания образования,

- степень конкретности и корректности правил педагогического содействия учащимся в освоении программ общего и дополнительного образования,

- реалистичность количества и достаточность мероприятий ,

- согласованность мероприятий содействия учащимся в освоении программ общего и дополнительного образования выражается с учителями-предметниками и родителями учащихся.

Критерий 4 -степень реализации задач воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны выражается в следующих показателях:

- уровень информированности педагогов о предпосылках и проблемах воспитания у учащихся патриотизма, гражданственности, экологической культуры,

- степень конкретности и корректности методических правил по реализации задач патриотического, гражданского, экологического воспитания учащихся,

- реалистичность количества и достаточность мероприятий ,

- согласованность мероприятий патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания с родителями учащихся .

11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся

Мониторинг духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации школой Программы воспитания и социализации учащихся.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются экспертные суждения (родителей, партнёров лицея), анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности, различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста, самооценочные суждения детей.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания учащихся выступают:

-особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.

- социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

- особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся:

принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития учащихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации учащихся;

-принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации учащихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

-принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию учащихся;

принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик учащихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации учащихся путём анализа результатов и способов выполнения учащимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:

анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и учащимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации учащихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов учащихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации учащихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания учащихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с учащимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации учащихся.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации учащихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации учащихся:

Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.

Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе.

Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.

В соответствии с Требованиями к основной образовательной программы (на различных ступенях общего образования): результатам освоения ООП в части воспитания Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися

- личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку учащихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности. Поэтому оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в лицее и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

- соблюдении норм и правил поведения, принятых в лицее;

- участии в общественной жизни школы и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

-прилежании и ответственности за результаты обучения;

-готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана;

-ценностно-смысловых установках учащихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития учащихся.

12.Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Каждое из основных направлений программы воспитания и социализации учащихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности учащихся распределяются по трем уровням:

I уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни;

II уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

III уровень результатов — получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.

По каждому из направлений программы воспитания и социализации учащихся могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Планируемые результаты:

ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание социальной ответственности и компетентности Планируемые результаты:

позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество города, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

-умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

ценностное отношение к мужскому или женскому тендеру (своему социальному полу).

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Планируемые результаты:

представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным российским религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в своем коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Планируемые результаты:

ценностное отношение к природе;

опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на школьном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору

профессии

Планируемые результаты:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

трудолюбие;

элементарные представления о различных профессиях;

навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

Планируемые результаты:

умения видеть красоту в окружающем мире;

умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.