Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни,
воспитывающихся в доме ребенка
Габова П.Н., логопед ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», г.Сыктывкар
Cписок ключевых слов: принципы, методы обучения, возрастные и индивидуальные
особенности ребенка.
Краткая аннотация: в статье представлен ряд коррекционно-педагогических принципов,
обоснована необходимость их применения при построении занятий с детьми раннего
возраста. Материал будет полезен для воспитателей, логопедов, дефектологов, работающих в
дошкольных образовательных учреждениях.
В педагогической науке принципы — это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности (в том числе и к коррекционнопедагогической), определяются направления, конечная цель и результат деятельности.
Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в
целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению
задач коррекционно-педагогического процесса. Цели и задачи педагогического процесса
должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к
деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, то
есть на педагогические принципы. [1 ,11]
Любое занятие с ребенком должно опираться на определенные принципы. С одной
стороны, при проведении занятий педагог имеет право на творчество, а с другой – он должен
придерживаться принципов построения и проведения занятий с детьми первого и второго
года жизни.
Так, специфика обучения в специализированном доме ребенка заключается не только в
том, как используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но и в самой
организации учебного процесса.
Поступательное прогрессивное психическое развитие и формирование личности ребенка
возможны только при общении со взрослыми и осуществляются прежде всего в той
деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей, т.е. в ней создаются
наиболее благоприятные условия для формирования у личности психологических
новообразований возраста. При наличии определенных, строго продуманных условий жизни
и деятельности ребенка все дети обнаруживают способность к развитию, которое в
значительной степени определяется особенностями обучения, воспитания, общения.
При построении занятий с детьми данного возраста немаловажным является
повторяемость программного материала. Неблагоприятный анамнез (социальный и
биологический), особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в доме ребенка
влияет на объем внимания, его устойчивость, память и восприятие. Поэтому занятия должны
строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий проходило в новых ситуациях, на
новых предметах. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и
для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации.
Важным условием правильной организации занятий на первых годах обучения является
игровая форма занятий. Играя, ребенок воспринимает впечатления от окружающего его
мира, перерабатывает их и реагирует на них движениями, выражением чувств, голосом.
Таким образом, игра – это способ восприятия и изучения ребенком мира [4, 5].
На занятиях с детьми необходима смена видов деятельности, чтобы не переутомлять
ребенка, сохранить интерес к занятию. Важен учет общего (физического, соматического) состояния ребенка, его характерологических особенностей. При работе с детьми учитывается ведущая деятельность возраста. Темпы перехода от одного вида деятельности к другому зависят от уровня речевого развития.
Речь ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми и для
каждого этапа взаимодействия характерна та деятельность, которая связана с развитием
речи.
Одним из принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с
детьми, является применение наглядности в сочетании со словом, так как в раннем возрасте
дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления
опыта. Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности на занятиях, необходимо
показывать в действии, движении, сочетать наглядные приемы с двигательной активностью
самого ребенка.
Следующим является принцип онтогенетического развития. Коррекционное воздействие
должно быть направлено на преодоление речевых нарушений с опорой на уровень развития,
достигнутый ребенком к моменту обучения. Определяет последовательность предъявления
языкового материала в соответствии с той последовательностью, с которой он проявляется в
онтогенезе.
Принцип комплексного воздействия реализуется по 2-м направлениям:
1) предполагает включение в работу целого комплекса мероприятий: массаж, специальной
педагогической помощи при условии тесного контакта специалистов
(мультидисциплинарный подход), скоординированное взаимодействие специалистов разного
профиля по следующим направлениям:
− разработка индивидуальной программы ребенка с учетом результатов комплексной
диагностики, корректировка этой программы в ходе динамического наблюдения;
− совместное тематическое планирование по различным видам деятельности;
− использование методов и приемов смежных дисциплин, их включение в структуру
работы каждого специалиста;
2) позволяет учитывать состояние двигательных функций, интеллектуальной и речевой
деятельности ребенка, когда в процессе занятия реализуется комплекс задач.
Необходимо применять принцип двигательно-кинестетической стимуляции (Е.М.Ластюкова). Он включает положение о регулирующей функции двигательно - кинестетического анализатора. Используются комплексы упражнений, направленные на
развитие речевого механизма с опорой на движения.
При построении занятий с детьми первого и второго года жизни важно учитывать
принцип генетического подхода, единства возрастного и индивидуального в развитии
ребенка, поскольку ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано
на важнейших закономерностях психического развития, к которым относить развития,
наличия «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны
индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных
ситуаций и т.д. [3, 22].
Принцип единства сознания и деятельности предполагает, часто сознание в
деятельности формируется, проявляется, функционирует. Поэтому успешность занятий
зависит от специально организованной деятельности ребенка.
Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно
этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике
изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с
учетом ведущего нарушения развития, времени го возникновения, причины и механизма, а
также сохранных функций и компенсаторных возможностей [2, 136].
Занятия необходимо проводить с постепенным усложнением материала и каждодневно,
при этом особое внимание уделять:
− созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;
− развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных
форм его поведения;
− формированию психологической базы речи;
− развитию познавательной деятельности;
− развитию у ребенка продуктивных видов деятельности.
Таким образом, при построении занятий с детьми 0-2 лет, воспитывающихся в Доме
ребенка используются ряд принципов, помогающих эффективно развивать и проводить
коррекцию речи детей.
При этом в работе используются особые приемы и методы с опорой на различные виды
деятельности: предметно-практическую, игровую.
В зависимости от состояния ребенка дифференцируется структура занятий.
Учитывается структура ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений, а
также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка, его возраст.
Занятия составляются и проводятся индивидуально с учетом медицинских показаний,
структуры ведущего нарушения, нервно-психического развития ребенка, его
индивидуальных и характерологических черт.
Литература:
1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина - 2-е
изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам
и родителям по подготовке и обучению с особыми проблемами в развитии. – М.: Владос,
1997. – 304 с.
3. Психокоррекция: учебное пособие / С. Л. Колосова. - Сыктывкар : КГПИ, 2001. - 165 с.
4. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д., Кудрявцева И.И. Коррекционно-развивающие занятия с
детьми раннего возраста. – М.: Развитие и коррекция, 1998.