Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

4
0
Материал опубликован 3 August в группе

Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни,

воспитывающихся в доме ребенка

Габова П.Н., логопед ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», г.Сыктывкар

Cписок ключевых слов: принципы, методы обучения, возрастные и индивидуальные

особенности ребенка.

Краткая аннотация: в статье представлен ряд коррекционно-педагогических принципов,

обоснована необходимость их применения при построении занятий с детьми раннего

возраста. Материал будет полезен для воспитателей, логопедов, дефектологов, работающих в

дошкольных образовательных учреждениях.

В педагогической науке принципы — это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности (в том числе и к коррекционнопедагогической), определяются направления, конечная цель и результат деятельности.

Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в

целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению

задач коррекционно-педагогического процесса. Цели и задачи педагогического процесса

должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к

деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, то

есть на педагогические принципы. [1 ,11]

Любое занятие с ребенком должно опираться на определенные принципы. С одной

стороны, при проведении занятий педагог имеет право на творчество, а с другой – он должен

придерживаться принципов построения и проведения занятий с детьми первого и второго

года жизни.

Так, специфика обучения в специализированном доме ребенка заключается не только в

том, как используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но и в самой

организации учебного процесса.

Поступательное прогрессивное психическое развитие и формирование личности ребенка

возможны только при общении со взрослыми и осуществляются прежде всего в той

деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей, т.е. в ней создаются

наиболее благоприятные условия для формирования у личности психологических

новообразований возраста. При наличии определенных, строго продуманных условий жизни

и деятельности ребенка все дети обнаруживают способность к развитию, которое в

значительной степени определяется особенностями обучения, воспитания, общения.

При построении занятий с детьми данного возраста немаловажным является

повторяемость программного материала. Неблагоприятный анамнез (социальный и

биологический), особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в доме ребенка

влияет на объем внимания, его устойчивость, память и восприятие. Поэтому занятия должны

строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий проходило в новых ситуациях, на

новых предметах. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и

для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации.

Важным условием правильной организации занятий на первых годах обучения является

игровая форма занятий. Играя, ребенок воспринимает впечатления от окружающего его

мира, перерабатывает их и реагирует на них движениями, выражением чувств, голосом.

Таким образом, игра – это способ восприятия и изучения ребенком мира [4, 5].

На занятиях с детьми необходима смена видов деятельности, чтобы не переутомлять

ребенка, сохранить интерес к занятию. Важен учет общего (физического, соматического) состояния ребенка, его характерологических особенностей. При работе с детьми учитывается ведущая деятельность возраста. Темпы перехода от одного вида деятельности к другому зависят от уровня речевого развития.

Речь ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми и для

каждого этапа взаимодействия характерна та деятельность, которая связана с развитием

речи.

Одним из принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с

детьми, является применение наглядности в сочетании со словом, так как в раннем возрасте

дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления

опыта. Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности на занятиях, необходимо

показывать в действии, движении, сочетать наглядные приемы с двигательной активностью

самого ребенка.

Следующим является принцип онтогенетического развития. Коррекционное воздействие

должно быть направлено на преодоление речевых нарушений с опорой на уровень развития,

достигнутый ребенком к моменту обучения. Определяет последовательность предъявления

языкового материала в соответствии с той последовательностью, с которой он проявляется в

онтогенезе.

Принцип комплексного воздействия реализуется по 2-м направлениям:

1) предполагает включение в работу целого комплекса мероприятий: массаж, специальной

педагогической помощи при условии тесного контакта специалистов

(мультидисциплинарный подход), скоординированное взаимодействие специалистов разного

профиля по следующим направлениям:

разработка индивидуальной программы ребенка с учетом результатов комплексной

диагностики, корректировка этой программы в ходе динамического наблюдения;

совместное тематическое планирование по различным видам деятельности;

использование методов и приемов смежных дисциплин, их включение в структуру

работы каждого специалиста;

2) позволяет учитывать состояние двигательных функций, интеллектуальной и речевой

деятельности ребенка, когда в процессе занятия реализуется комплекс задач.

Необходимо применять принцип двигательно-кинестетической стимуляции (Е.М.Ластюкова). Он включает положение о регулирующей функции двигательно - кинестетического анализатора. Используются комплексы упражнений, направленные на

развитие речевого механизма с опорой на движения.

При построении занятий с детьми первого и второго года жизни важно учитывать

принцип генетического подхода, единства возрастного и индивидуального в развитии

ребенка, поскольку ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано

на важнейших закономерностях психического развития, к которым относить развития,

наличия «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны

индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных

ситуаций и т.д. [3, 22].

Принцип единства сознания и деятельности предполагает, часто сознание в

деятельности формируется, проявляется, функционирует. Поэтому успешность занятий

зависит от специально организованной деятельности ребенка.

Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно

этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике

изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с

учетом ведущего нарушения развития, времени го возникновения, причины и механизма, а

также сохранных функций и компенсаторных возможностей [2, 136].

Занятия необходимо проводить с постепенным усложнением материала и каждодневно,

при этом особое внимание уделять:

созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;

развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных

форм его поведения;

формированию психологической базы речи;

развитию познавательной деятельности;

развитию у ребенка продуктивных видов деятельности.

Таким образом, при построении занятий с детьми 0-2 лет, воспитывающихся в Доме

ребенка используются ряд принципов, помогающих эффективно развивать и проводить

коррекцию речи детей.

При этом в работе используются особые приемы и методы с опорой на различные виды

деятельности: предметно-практическую, игровую.

В зависимости от состояния ребенка дифференцируется структура занятий.

Учитывается структура ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений, а

также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка, его возраст.

Занятия составляются и проводятся индивидуально с учетом медицинских показаний,

структуры ведущего нарушения, нервно-психического развития ребенка, его

индивидуальных и характерологических черт.

Литература:

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина - 2-е

изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам

и родителям по подготовке и обучению с особыми проблемами в развитии. – М.: Владос,

1997. – 304 с.

3. Психокоррекция: учебное пособие / С. Л. Колосова. - Сыктывкар : КГПИ, 2001. - 165 с.

4. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д., Кудрявцева И.И. Коррекционно-развивающие занятия с

детьми раннего возраста. – М.: Развитие и коррекция, 1998.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации