Статья «Методические аспекты работы с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в Доме ребенка»
Дом ребенка – учреждение, воспитывающее детей первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшихся без попечения родителей. Основная политика государства направлена на устройство детей, оставшихся без попечения родителей в новую семью (около 70% сирот обретают приемных родителей). Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в данном аспекте приобретает огромное значение и является одной из наиболее актуальных задач современного дома ребенка.
Основная задача дома задача – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию.
Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, отличаются определенной спецификой. Чаще всего это недоношенные дети, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности,неблагоприятную наследственность, социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом.
Вся воспитательная работа в Доме ребенка строится на рекомендациях специалистов: врачей, инструкторов ЛФК, массажистов и т.д. Реабилитация состояния ребенка проводится комплексно. В основе современных методов комплексной реабилитации лежат принципы кондуктивной педагогики, а вернее кондуктивной терапии – единые для реабилитации аномальных детей вне зависимости от нозологических форм и тяжести самого заболевания.
Содержание педагогической работы основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка.
В коррекционно-педагогическую работу с ребенком включен целый комплекс мероприятий: ЛФК и массаж, специальная педагого - логопедическая и психологическая помощь при условии тесного контакта специалистов.
Коррекционное воздействие, направленное на преодоление речевого нарушения осуществляется с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения, биологический анамнез, обще состояние здоровья ребенка и его характерологические особенности.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, с учетом результатов комплексной диагностики. В ходе динамического наблюдения проводится корректировка программы с акцентом на выявление психических новообразований, появляющихся в результате комплексного целенаправленного лечебно-педагогического воздействия.
Правильная организация педагогической работы предполагает рациональное возрастное и количественное комплектование групп и своевременный перевод детей из одной группы в другую.
Задачи специального дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного обучения и воспитания детей в норе. Однако, содержание каждого раздела программы является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются замедленный темп развития, отклонения в физическом и психическом развитии детей. В содержание обучения вводятся не только общие возрастные, но и коррекционные задачи.
Особое внимание уделяется охране здоровья детей, в частности их нервной системы, что является основой для обеспечения развития движений, речи, памяти, внимания, мышления, сенсорного развития, игры и т.д.
Вся воспитательно-образовательная работа в Доме ребенка проводится в повседневной жизни и на организованных занятиях.
При организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, воспитывающимися в Доме ребенка важное значение имеет создание эмоционального климата, при котором ребенок постоянно чувствует внимание, заботу о себе со стороны взрослого.
В процессе обучения используются словесные и практические методы, но ведущими являются наглядные и практические.
Воспитатель и логопед должны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Для этого им необходимо совместно изучать содержание программы обучения и воспитания в специализированном Доме ребенка. Совместно составлять перспективный план работы. Логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь, воспитатель обязательно должен знать содержание тех видов работы, которые проводит логопед.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Таким образом, работа с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в Доме ребенка, заключается в:
- комплексной диагностике ребенка;
- совместной разработке индивидуальной программы развития ребенка с учетом результатов комплексной диагностики, рекомендациях специалистов;
- выделение ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии;
- проявлении особого внимания на здоровье детей, в частности нервной системы;
- проведение воспитательно-коррекционной работы в повседневной жизни и на организационных занятиях;
- создании благоприятного эмоционального климата и полноценного социального развития.