12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габова Полина Николаевна1261
Интересуюсь всем новым в сфере педагогики, психологии, неврологии, педиатрии, психиатрии. Люблю фотографировать обыденные, но такие интересные вещи, упущенные нами в быстром темпе жизни.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Дошкольники»
5

Применение технологий «Методические аспекты работы с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка, включение в работу здоровьесберегающих технологий»

Методические аспекты работы с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка, включение в работу здоровьесберегающих технологий.

Дом ребенка – учреждение, воспитывающее детей первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшихся без попечения родителей. Основная политика государства направлена на устройство детей, оставшихся без попечения родителей в новую семью (около 70% сирот обретают приемных родителей). Комплексная медико - психолого-педагогическая реабилитация детей в данном аспекте приобретает огромное значение и является одной из наиболее актуальных задач современного дома ребенка.

Основная задача дома задача – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию. Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, отличаются определенной спецификой. Чаще всего это недоношенные дети, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность, социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом. Практически все дети в доме ребенка отстают в своем психофизическом развитии, имеют задержку в речевом развитии, проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Все дети ослаблены соматически, снижена сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Вся коррекционно-педагогическая работа в Доме ребенка строится на рекомендациях специалистов: врачей, инструкторов ЛФК, массажистов и т.д. Реабилитация состояния ребенка проводится комплексно. В основе современных методов комплексной реабилитации лежат принципы кондуктивной педагогики, а вернее кондуктивной терапии – единые для реабилитации аномальных детей вне зависимости от нозологических форм и тяжести самого заболевания.

Один из вариантов перевода термина звучит как «сопровождающее воспитание». Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия, стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В основе «кондуктивного» подхода лежит концепция, в соответствии с которой мозг ребенка развивается и совершенствуется, «обучаясь» руководить удовлетворением биологических и социальных потребностей индивида, т.е. адаптацией к окружающей среде. Все приемы кондуктивной педагогики основаны на игровых моментах, при этом очень важно вызвать у ребенка произвольный интерес к занятиям (мотивацию), а не автоматическое повторение заученных упражнений. Основной целью кондуктивной терапии является интеграция ребенка с ограниченными возможностями в обычное общество и жизнь.

Используются здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. К комплексным мерам относятся:

Условия, обеспечивающие коррекционно-развивающий процесс в кабинете логопеда – это организация санитарно-гигиенической среды согласно СанПиНа 2.4.1.2660-10, которые регулируют деятельность дома ребенка.

Микроклимат помещения:

- Соблюдение температурного режима. У детей раннего возраста функция терморегуляции имеет свои особенности – теплопотеря идет в основном через голову:

-Соблюдение влажности в кабинете обеспечивает увлажнитель воздуха. Влажность позволяет поддерживать слизистую ребенка в норме.

-Соблюдение режима проветривания позволяет совершать воздухообмен в кабинете. В душном помещении, где содержание кислорода оказывается низким, у детей появляются вялость, повышенная утомляемость, повышается возбудимость нервной системы, снижается работоспособность, замедляется мыслительный процесс.

- Соблюдение режима обеззараживания воздуха в кабинете позволяет обеспечивать ультрафиолетовый бактерицидный рециркулятор «Дезар».

- Соблюдение цветового оформления кабинета (стены, потолок, мебель) имеет оптимальную цветовую гамму, состоящую из средней части цветового спектра.

- Соблюдение равномерной общей освещенности кабинета естественным и искусственным светом. Недостаточность освещения приводит к нарушению зрения, способствует утомляемости, снижению работоспособности.

- Соблюдение чистоты кабинета. Влажная уборка с применением моющих средств в местах скопления пыли и пылесосом ковровых изделий на полу ежедневно. Генеральная уборка с отодвиганием мебели и применением моющих средств один раз в месяц.

Содержание педагогической работы основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка.

В коррекционно-педагогическую работу с ребенком включен целый комплекс мероприятий: ЛФК и массаж, специальная педагого - логопедическая и психологическая помощь при условии тесного контакта специалистов.

Коррекционно-оздоровительные формы и виды деятельности коррекционно-оздоровительные на коррекционно-развивающих занятиях логопеда в условиях дома ребенка подбираются с учетом речевого нарушения осуществляется с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения, биологический анамнез, обще состояние здоровья ребенка и его характерологические особенности. Продолжительность занятий составляет в возрасте с 2-х месяцев до 1,5 лет – 3-5 мин., от 1,5 до 3-х лет – 8-10 мин., дети 4-го года жизни занимаются 15 мин., 5-го года жизни – 20 мин.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, с учетом результатов комплексной диагностики. В ходе динамического наблюдения проводится корректировка программы с акцентом на выявление психических новообразований, появляющихся в результате комплексного целенаправленного лечебно-педагогического воздействия.

Правильная организация коррекционно-педагогической работы предполагает рациональное возрастное и количественное комплектование групп и своевременный перевод детей из одной группы в другую.

Особое внимание уделяется охране здоровья детей, в частности их нервной системы, что является основой для обеспечения развития движений, речи, памяти, внимания, мышления, сенсорного развития, игры и т.д.

Вся воспитательно-образовательная работа в Доме ребенка проводится в повседневной жизни и на организованных занятиях.

 

При организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, воспитывающимися в Доме ребенка важное значение имеет создание эмоционального климата, при котором ребенок постоянно чувствует внимание, заботу о себе со стороны взрослого.

Виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, используемые на коррекционно-развивающих занятиях логопеда:

дыхательная гимнастика

Речь ребенка невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания ребенка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека. Дыхание ребенка раннего возраста имеет слабый выдох; выдох неэкономичный может осуществляться через рот и нос одновременно. Для того чтобы ребенок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть приемами правильного дыхания. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание. В норме речевое дыхание окончательно формируется к 10 годам.

Работа над дыханием является важной в речевом развитии ребенка, но это и профилактика простудных заболеваний, а так же с дыханием связаны кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Цель – увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха.

От 2-3 недель до 5-6 месяцев.

Исходное положение: вертикально на руках, голову к своему плечу, прислушиваемся к ритму его дыхания и ладонной стороной руки надавливаем на спинку, постепенно ведем сверху вниз (1 прохождение – 1 раз).

Исходное положение: ребенок на спине. Ритмично надавливаем на боковую поверхность, обходя грудину обеими руками, в соответствии с его дыханием.

Поочередно выкладываем ребенка на правый и левый бочок, надавливаем ладонями на задние боковые поверхности грудной клетки, обходя грудину.

Исходное положение: лежа на животе обеими руками ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.

От 1 месяца до 5-6 месяцев

Исходное положение: лежа на спине, берем руки ребенка, легко их отводим, скользя ими по столу, разводим, вверх, а затем прижимаем к груди (вдох - разводим, выдох – нажимаем) 3-4 р.

Исходное положение: ребенок на боку. Поочередно на правом и левом боку. Поднимаем согнутую ручку сначала вверх (вдох), опускаем и прижимаем согнутую ручку резко (выдох) 3-4 раза.

От 4-5 месяцев до 12 месяцев

Показатель: расслабление ребенка, одновременное ритмичное сжимание ног и прижимание к животу.

От 6-7 месяцев

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимаем руки за голову через стороны (вдох), опускаем – выдох.

Исходное положение: лежа на спине поднимаем руки ребенка, разводим их в стороны, возвращаем в передние отделы грудной клетки.

От 11,5 месяца -12 месяцев

Исходное положение: Сидя или стоя. Поднимаем руки в стороны и вверх, опускаем, прижимаем, попеременно (одна внизу, другая вверх).

Исходное положение: ребенок сидит на стульчике - поднимаем руки вверх - полетели (вдох). Расслабились – выдох. Опустили, покачали.

От 12 месяцев

Исходное положение – сидя или стоя. По просьбе взрослого ребенок поднимает руки вверх (вдох), затем опускает их и обнимает грудную клетку (выдох).

Исходное положение – лежа на спине или сидя со спущенными ногами.

Ребенок поднимает руки вверх (вдох) – "понюхали цветочек", опускаем руки (выдох) - "подули на одуванчик".

Дыхательная гимнастика с использованием различных игрушек или предметов различной степени тяжести, которые помещаются на живот (подышим, поднимем животик, чтобы игрушка высоко поднялась);

Игры с водой (в таз с водой пускаются различные шарики, кораблики – дети должны дуть);

Игры с песком: в коробочку или тарелку с рисунком на дне засыпается песок – ребенок дует и видит изображение;

Сдувание различных предметов со стола, игра в «футбол».

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполняемых движений, быстроту переключения с одного движения на другое. Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), уменьшает спастичность артикуляционных органов.

Цель – активизация мышц языка, губ, нижней челюсти, выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

С 2-3 недель до 2,5-3 мес. – упражнения, основанные на безусловных рефлексах.

а) Стимуляция хоботкового рефлекса. Легкое надавливание или похлопывание пальцами по губам ребенка – вызываем вытягивание губ вперед.

б) Стимуляция поискового рефлекса. Попеременное надавливание пальцем на угол рта (левый и правый)

Пассивная артикуляционная гимнастика (от 2-3 недель до 12 месяцев).

Губы:

Оттягивание нижней губы с обнажением десен.

Поднимание верхней губы с обнажением десен.

Большой и указательный пальцы правой руки и большой и указательный палец левой руки за середину губ – оттягивать вперед – одновременно и отпускать.

Большим и указательным пальцами захватить среднюю часть верхней губы и сделать круговые движения по часовой стрелке 1-2-3 и против часовой стрелки.

То же самое с нижней губой.

Растягивание губ в улыбку.

Собирание губ в хоботок.

Для языка: (от 2-3 недель)

В положении на животе – захватить в салфетку язык ребенка и производить качающие движения языком на счет 1-2-3 (2-3 раза).

Надавливание на кончик языка шпателем, вызывая его продвижение кзади и подъем спинки.

Отклонять язык из стороны в сторону от средней линии шпателем.

Поднимание языка кверху шпателем под язык 2-3 р.

Для активизации мышц глотки:

И.п. – ребенок на животе.

Закрыть ребенку нос, глубокий вдох через рот сильной струей толкает небную занавеску.

Расслабление мышц языка:

Вибрирующий массаж в подчелюстной ямке (5 сек).

Вибрирующий массаж по углам челюсти двумя указательными пальцами (5 сек).

Похлопывание, поглаживание кончика языка шпателем (5 сек).

Укрепление язычной мускулатуры:

От середины спинки языка к кончику - поглаживание шпателем, щеткой, пальцем.

Ритмичное надавливание шпателем или пальцем для укрепления вертикальной мышцы языка.

Горизонтальные движения шпателем по языку.

Толкание языка из стороны в сторону.

Покалывание краев языка зубной щеткой; не задевая слизистой.

Пассивная артикуляционная гимнастика

с сопротивлением (от 6 месяцев)

Для губ:

Сблизить губы в «трубочку» – позу держать до оказания ребенком сопротивления.

Растянуть губы в «улыбке» – позу держать до оказания ребенком сопротивления.

Для языка:

Шпателем надавить на кончик языка, вызывая его продвижение сзади и подъем спинки языка – позу держать до сопротивления.

Шпателем отклонить язык вправо – позу держать до сопротивления, затем влево.

Шпателем подвести под язык, поднять его кверху – позу держать до сопротивления.

Артикуляционная гимнастика с предметами (от 10-11 мес.)

Захват трубок разного диаметра (от 3 до 5 раз).

Выталкивать салфетку из-за щек (3-4раз).

От 11 месяцев – игра с различными шариками, пуговицами, пробками.

Активная артикуляционная гимнастика

с пищевым подкреплением (от 6 месяцев)

Для губ:

Побуждать тянуться к соске, пище, шпателю с вареньем (3-5 раз).

Для языка:

Слизывать сироп с нижней губы, верхней тянуться к шпателю с сиропом, находить справа, слева (3-5 раз).

Для небно-глоточного затвора (от 4 мес.) Маленькие глотки питья из чашки, ложки. развитие тактильного восприятия и мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, массаж, су-джок терапия.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Игра с пальчиками стимулирует клетки головного мозга. Развитие мелкой моторики благоприятно складывается на развитии речи ребенка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Эти игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Популярность занятий обьясняется их оздоравливающим эффектом: улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

Условие выполнения пальчиковой гимнастики: фиксация начала и конца движения в соответствии с продолжительностью фонации.

Ритуал «Привет»- ребёнка взять одной рукой за локтевой сгиб, другой отводить большой палец влево, вправо ( произносим при этом «при- вет»).

« Пальчики танцуют»-крутим каждый пальчик ребёнка по часовой стрелке и против с фонацией и с полным объёмом движений.

Большой палец - ПА

Указательный - ТА

Средний – КА

Безымянный – ЛЯ

Мизинец - МА

Упражнение «О – па» - противопоставление, растяжение пальцев ( начиная с большого и указательного пальцев). Разводим в стороны и пропеваем «О», затем сводим их и говорим «па». Так со всеми пальчиками.

Упражнение «Ку – ку» - сворачиваем каждый пальчик поочерёдно пофалангово. Свернули и произносим «ку – ку», развернули – «вот он». Начинать следует с большого пальца.

Упражнение «Топ» - на тыльной стороне ладони производим спиралевидные движения двумя руками. Правая рука всегда работает с большим пальцем ребёнка, левая с остальными. Спиралевидные движения от начала кисти к концам пальцев с фиксацией на концах.. С большим пальцем ребёнка работаем постоянно, остальные пальцы попеременно. С фонацией на каждый пальчик – «То-о-о-оп».

«Топ» - тоже, только с ладонной стороны. Спиралевидные движения на «Ох» или «Ах».

Упражнение «С горки на горку» - производим скользящие движения вдоль каждого пальца ребёнка и произносим «С горки» - движение вниз и «На горку» - движение вверх. Движения проводим ребром ладони.

Упражнение «Круть – верть» - Рука взрослого: указательный и средний пальцы крючком. Далее захватываем палец ребёнка «крючками» и прокручиваем по часовой стрелке и против. Произносим по часовой – «Круть», обратно – «Верть».

«Капуста» - движения производит сам ребёнок ( сначала при помощи взрослого, затем сам ). Движения прямыми ладонями вверх – вниз, потирать кулачёк о кулачёк, поглаживание подушечек пальцев, сжимать и разжимать кулачки ( каждое упражнение на строчку стихотворения).

МЫ КАПУСТУ РУБИМ – РУБИМ,

МЫ МОРКОВКУ ТРЁМ – ТРЁМ,

МЫ КАПУСТУ СОЛИМ – СОЛИМ,

МЫ КАПУСТУ ЖМЁМ – ЖМЁМ.

«На лужок» - сгибание пальцев в кулачёк в режиме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.

НА ЛУЖОК ПРИШЛИ ЗАЙЧАТА,МЕДВЕЖАТА, БАРСУЧАТА,

ЛЯГУШАТА И ЕНОТ.

НА ЗЕЛЁНЫЙ НА ЛУЖОК

ПРИХОДИ И ТЫ ДРУЖОК!

«Поиграем в пальчики» - загибать по очереди все пальцы на обейх руках. На последних строчках – шевелить пальцами обеих рук.

БОЛЬШАКУ ДРОВА РУБИТЬ,

А ТЕБЕ ВОДЫ НОСИТЬ,

А ТЕБЕ ПЕЧЬ ТОПИТЬ,

А ТЕБЕ ТЕСТО МЕСИТЬ,

МАЛЫШКЕ ПЕСНИ ПЕТЬ.

ПЕСНИ ПЕТЬ ДА ПЛЯСАТЬ,

РОДНЫХ БРАТЬЕВ ПОТЕШАТЬ.

«Пальчик – мальчик» - на первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.

Можно взять одну ручку ребёнка и на каждую строчку производить круговые движения пальцами поочерёдно, начиная с большого.

ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ

С ЭТИМ БРАТЦЕМ В ЛЕС ХОДИЛ,

С ЭТИМ БРАТЦЕМ ЩИ ВАРИЛ,

С ЭТИМ БРАТЦЕМ КАШУ ЕЛ,

С ЭТИМ БРАТЦЕМ ПЕСНИ ПЕЛ.

«Прятки» - ритмично сгибать и разгибать пальцы в кулачёк.

В ПРЯТКИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ,

И ГОЛОВКИ УБИРАЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК,

И ГОЛОВКИ УБИРАЛИ.

«Повстречались» - на каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой руки. Начиная с мизинца. На последней строчке показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ ДВА КОТЁНКА : «МЯУ – МЯУ»,

ДВА ЩЕНКА: «АВ – АВ»,

ДВА ЖЕРЕБЁНКА: «ИГО – ГО»,

ДВА ТИГРЁНКА: «Р –Р –Р»,ДВА БЫКА: «МУ – У».СМОТРИ КАКИЕ РОГА!

МАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЧИКОВ.

Цель: формировать двигательную активность, мышечные кинестезии, вызывать эмоционально-положительный отклик.

Способ выполнения:

раскрыть всю ладонь и собрать пальчики в кулак,

погладить ладонь, начиная с внутреннего ребра,

зажимая кисть руки в кулак поочередно то прячем, то показываем большой палец,

раскрыть каждый пальчик, начиная с мизинца, и собрать в кулак,

поглаживаем каждый пальчик,

растираем каждый пальчик,

поочередно сдавливаем подушечки пальцев,

выполняем круговое движение каждым пальчиком,

сгибание большого пальца к ладони, к указательному,

выполняем круговое вращение всей ладони,

соединяем большой палец поочередно с остальными

прикосновение ладоней зажатых в кулаки,

прикосновение разжатых ладошек,

хлопки в ладоши,

растирание ладоней,

потирать тыльной стороны одной ладони о другую

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом, оставляя на воде колечки.

"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Обучение детей способам сенсорного обследования проводится с опорой на кожно-кинестетическую афферентацию. Включая ее в построение многочисленных межанализаторных связей, добиваемся возможности управлять движениями. В то же время каждый сенсорный компонент этих связей – зрительный, слуховой, вестибюлярный, обеспечиваясь движениями, становится значимым для ребенка. При обследовании предмета активизируются проприоцептивные ощущения за счет использования различных поверхностей и наполнителей.

Включает развитие тактильных представлений и способов тактильного восприятия.

Задачи развития тактильных представлений:

Познакомить ребенка с собственным телом;

Выявить интерес ребенка к человеку или предмету через осязание;

Выявить интерес к активному исследованию.

Задача развития способов тактильного восприятия: стимулировать ребенка в исследовании предметов и материалов разными способами (хватание, отпускание, хлопанье, бросание, открывание, стучание, сжимание и др.)

Упражнение для развития

телесно-тактильного восприятия

Пассивные действия.

1. Цель: Формирование непроизвольного сосредоточения на телесных ощущениях.

Выкладывание и укрывание ребенка тканью различной фактуры (пеленка, тканое покрывало, одеяло, ворсистая поверхность, клеенка, полотенце и т.п.).

2.Цель: Формирование телесных ощущений на основе пассивных мышечных изменений.

Ребенок не должен быть все время спеленан. Надо организовать свободные движения малыша. В тоже время пеленание по желанию взрослого может стать игрой для младенца. Сколько удовольствия получает кроха выбравшись "на свободу", преодолев преграды пеленки, затратив при этом столько эмоциональных и физических усилий.

3.Цель: Учить удерживать позу в измененном статическом положении. Положение малыша в кроватке должно быть различно: на спине, на животе, на боку, ближе или дальше к рейкам кроватки. Прикасаясь рукой или ногой к рейке, ребенок накапливает сенсорные ощущения.

4. Цель: Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка на основе манипуляций с телом малыша.

Свою любовь к малышу выражаем через прикосновения, поглаживания, похлопывания, потряхивания ручек и ножек. Хорошо, если прикосновение к малышу, будут сочетаться с ласковой и нежной интонацией голоса.

- Поглаживание – протяжные, напевные интонации

- Похлопывание – в интонациях выдерживается ритм

- Потряхивание рук или ног – эмоционально-насыщенные интонации.

5. Цель: Локализация тактильных ощущений на отдельных участках тела. Дополнительные сенсорные ощущения создадут предметы, положенные в кроватку ребенка: бумага, целлофан, грелка (пустая, наполненная теплой водой), поролон, вшитые в свернутую пеленку плоские пуговицы, мешочек с горохом (бисером) и т.п. предметы твердые и мягкие, теплые – холодные, сухие - влажные, гладкие – шершавые. Малыш может сначала случайно прикоснуться к предмету рукой или ногой, затем Вы заметите, как ребенок захватывает, ощупывает, изучает "случайный" предмет.

 

Активные действия.

6. Цель: Знакомство с собственным телом на основе визуальных, кинестетических и визуально-кинестетических ощущений.

Выкладывание ребенка в часы бодрствования без предметов позволяет заниматься изучением собственного тела: захватить руками ноги, рассматривать движения рук над лицом, притянуть ко рту руки или даже ноги.

7.Организация действий в самостоятельной деятельности малыша с разнородными предметами.

криомассаж

Криомассаж – это массаж с использование льда и горячей воды.

Цель – уменьшение напряженности мышц, снижение тонуса.

Данный метод прост в использовании и практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения необходимо: две емкости (тазики). Один с теплой водой, другой с прохладной. Для повышения познавательного интереса в тазики кладут различные пластмассовые игрушки, фигурки, заливают пенку, подкрашивают воду.

Проведение

Сначала ручки ребенка опускаем в прохладную воду, затем в теплую. После этого, ребенку предлагается переложить игрушки из одного тазика в другой.

Вся процедура проходит эмоционально, весело для ребенка. Затем ручки хорошенько встряхиваем и вытираем полотенцем. Продолжительность не более 5 минут

 

Упражнения для развития

мануально-тактильного восприятия

(особенно важно при работе с детьми с ДЦП, синдромом Дауна, нарушением зрения)

1.Цель: Накопление кинестетических ощущений.

Вкладывание в руку ребенка предметов различной формы, величины, фактуры, температурных показателей (шары, палочки, ленты, шнурки с узелками, обшитая проволока и п.п.).

Подкручивание предметов в ладони малыша.

Раскатывание предметов по ладони.

Прикосновение с выделением определенных участков на предмете.

Прикосновение с выделением определенных участков на руке малыша.

1.Различные материалы: кусочки ковровой ткани, вельвет, мех, шерсть, кожа, нейлон, хлопок, пластик.

Положить материалы на стол или поднос и дать ребенку потрогать, изучить их. Через некоторое время можно присоединиться к ребенку, показать, что можно делать с этими материалами.

2."Туалетные принадлежности".

Оборудование: пена для бритья, крем для рук, тальк, гель для волос, мусс.

Нанести немного пены на стол, дать ребенку засунуть руки внутрь пены и самостоятельно исследовать ее.

Варианты: "Игра со спагетти", "Игра – моделирование" (тесто, пластилин и т.д. + формочки).

3."Шумные предметы".

Оборудование: шуршащая бумага, фольга и т.д. Перед ребенком положить шуршащую бумагу, дать ребенку потрогать ее, прошуршать, порвать, помять, показать, какие еще действия можно совершать: подбрасывать, сдувать и т.п.

4."Воздух".

Оборудование: веер, воздушные шары, собственное дыхание.

Ребенок сидит или лежит. Машем веером около его ручек, сперва плавно, чтобы ребенок не испугался. Скорость варьируем, веер держим то ближе, то дальше от ребенка. Можно попробовать обмахивать другие части тела.

5."Брызги".

Оборудование: бутылочка – разбрызгиватель, полотенце, вода (цветная, с пузырями).

Начинаем с теплой воды, брызгая на ручки ребенка. Передвигаем брызгалку то ближе, то дальше от ребенка, меняем количество разбрызгиваемой воды, скорость. Можно брызгать на другие части тела ребенка, менять температуру

6."Кисточка".

Оборудование: большая кисточка для макияжа (кусочки кожи, ткань, вата, пальцы).

Легко поглаживаем кисточкой тыльную сторону руки ребенка. Затем гладим ладони, каждый пальчик отдельно, промежутки между пальцами.

Поглаживаем, меняя скорость, надавливая с разной степенью.

7. "Липкий материал".

Оборудование: желе, тесто, паста, глина, пластилин, мокрый песок или мука.

Кладем небольшое количество желе на руки ребенка, если ему нравиться, тогда можно опустить ручку ребенка в банку с желе.

                                                            АКВАТЕРАПИЯ

Задачи:

Развитие зрительно-моторной координации;

нормализация мышечного тонуса;

вызывание положительных эмоциональных реакций ребенка.

Необходимо: небольшой тазик с теплой водой; шампунь, пищевые красители, пластмассовые игрушки, шарики, пуговки и т.д.

Проведение:

Ребенок усаживается перед тазиком, берем его ручки и кладем в воду, показываем, что можно сделать с игрушками и другими предметами. Когда ребенок вылавливает предмет, его рассматриваем.

Занятие проводится в течение 3-5 минут.

Действия ребенка: бульканье, брызганье, стряхивание, наливание воды в емкости и выливание из них.

Игра с мыльной водой В емкость для воды добавляется пенящийся состав, в процессе игры ребенок наблюдает за образованием мыльных пузырей . Действия с мыльной пеной:

- набрать в ладошку;

- переложить из одной руки в другую;

- разбросать пену или стряхнуть;- дуть на пену.

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ

Одной из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий является Су – Джок терапия.

В переводе с корейского «Су» - кисть, «Джок» -стопа. Создатель этого метода – южно –корейский профессор Пак Чжэ Ву. По его мнению кисти и стопы являются 

«Пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и частям тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека.

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:

Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.

Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.

Повысить иммунную защиту организма.

Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.

Подготовить руку будущего школьника к письму.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.

Рассмотрим несколько примеров Су-Джок терапии:

1. Массаж. «Ежик, ежик, мудрый еж, на клубочек ты похож (дети катают массажер ладошками). На спине иголки – очень-очень тонкие (трогают шипы всеми пальчиками). Хоть и ростом ежик мал (сжимают мячик в ладошке) – нам колючки показал (подбрасывают и ловят)».

Упражнения на развитие мелкой моторики. Малыши раскручивают шарики су-джок, из получившихся половинок выкладывают различные фигурки, строят пирамидки, надевают массажные колечки, прячут их под колючие скорлупки – словом, выполняют руками тонкие движения, требующие большой скоординированности действий.

2.Пальчиковая гимнастика. Несколько раз прокатывают колечко по каждому из пальчиков.

1. «Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Ну а этот пальчик – я. Все мы – дружная семья». 

2.«Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Это пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Этот шарик не простой,-(смотрим на шарик на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. – (Накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть-(Катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем –(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем (катаем шарик в центре ладошки круговыми движениями)

Сильней на шарик нажимаем.

(выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмем,

В кулачок его сожмем.

(выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмем,

В кулачок его сожмем.

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясем свои ладошки.

Можно использовать сказки и песни совместно с приемами Су-Джок терапии, ведь творческий подход способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

На развитие фонематического слуха ребенка, умение воспринимать и дифференцировать звуки.

1.Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке. 2.Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове. 3.В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).

Конечно, су-джок  –  отличное средство развития способностей ребенка, которое разнообразит занятия, делая их необычными и увлекательными. Но не стоит забывать о том, что дети дошкольного возраста часто болеют, ведь их иммунная защита находится пока в стадии формирования. В этом случае терапия су-джок поможет бережно оказать первую помощь заболевшему малышу и предупредить развитие осложнений. Кашель лечат, прикрепив горчичник, перцовый пластырь или семя гречихи к точке в области межфалангового сустава большого пальца. 

От насморка можно избавиться, если несколько раз в день массировать точку в центре подушечки большого пальца кисти или стопы. 

Боль в горле снимают, прорабатывая точки на указательном пальце, связанные с гортанью и миндалинами. 

От жара избавляются, надавливая на верхушку второго пальца или прикладывая холод к линии между ногтевой пластиной и серединой первой фаланги указательного пальца. 

Шла большая черепаха (дети катают мячик ладонью по столу)

И кусала всех от страха: Кусь, кусь, кусь, кусь – (надавливают пальчиками на иголочки)

Никого я не боюсь.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Чт

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем,

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты пальчик мой,

И дружи всегда со мной.


 

Надеваем и

Отработка ручного захвата на основе действий с предметами.

Оборудование: предметы разной формы, величины и фактуры.

Подаем ребенку предметы под различными углами захвата. Ответная реакция проявляется в виде предварительной готовности руки к захвату.

Вариант

Вывешиваем предметы для захвата на ленте различной длины и на резинке.

Цель: Формирование мышечной памяти на основе накопленного двигательного и сенсорного опыта.

Оборудование: механические игрушки (заводные, кнопочные, рычажные и т.п.).

Первоначально показываем способы действий с предметами, затем организуем самостоятельную деятельность ребенка. Это может быть открывание замков, нажимание кнопок, отвертывание, застегивание молнии и т.п.

.Цель: Развитие координации действий обеих рук.

Поочередное бросание, правой и левой рукой, мелких предметов в емкость и доставание их оттуда.

Цель: Развитие зрительно-двигательной координации при выполнении соотносящих действий.

Бросание предметов в емкости разной формы.

Усложнение: предметы, как и емкости, могут быть большие и маленькие.

1. Варианты игры с монетками (шариками, пуговицами). Предметом надо попасть не на ладонь, а в стаканчик, в кольцо из большого и указательного пальцев. Как только полетел предмет можно резко убрать ладонь, эмоционально восклицая.

2. Пытаться попасть указательным пальцем в прорезь в бумаге (можно использовать картон, цветную бумагу, салфетку), в последнем случае попросить ребенка подуть на салфетку, самому побыть «ветром». Можно указательными пальцами вращать бумажку.

3. Используем пальчиковые куклы: побуждать ребенка захватить палец с игрушкой, потыкать пальцем в мордочку (лицо персонажа), покачать пальцем как головой, двигая рукой в различных направлениях побуждать ребенка поймать палец.

4. Надуть щеки, указательными пальцами их сдувать (вариант: сдувать попеременно, сдувать щеки взрослого). Можно играть пальцами, проводя ими по губам и произнося звук.

5. На руке нарисовать солнышко, глазки и ротик, различные геометрические фигуры. Пусть ребенок указательным пальцем проводит по их контуру.

6. Своей ладонью ловить пальчик ребенка.

7. В емкость с теплой водой капнуть немного краски, пусть ребенок самостоятельно размешивает ее по кругу, наблюдая за процессом (если ребенку не удается, то взять его за ручку, выделить указательный палец и поиграть совместно).

Самостоятельные действия малыша с предметами

Взрослый организует действия ребенка.

1. Касания.

Касания рукой/ногой предметов, различных по форме, фактуре, величине, температурным параметрам.

2.Захват предмета.

- Случайный, без контроля со стороны зрения.

- осознанный.

- Из различных положений: лежа на спине, лежа на животе, сидя, стоя.

- Захват предмета, находящегося в непосредственной близости.

- Захват предмета дистантно удаленного.

- Захват предмета без учета его формы.

- Готовность руки к захвату предмета.

3.Действия с одним предметом.

- Моторные: захватывает, размахивает и бросает.

- Сенсорные: ощупывает, тянет в рот, рассматривает.

- Моторно-сенсорные, стучит, размахивает, разглядывает, теребит, рвет.

- Сенсорно-моторные: крутит, поворачивает в руках, берет в рот, нажимает.

4. Действия с двумя предметами поочередно.

Ребенок действует с одним предметом, взрослый дает или вносится в поле зрения ребенка другой предмет. Внимание малыша переключается, первый предмет забыт, все действия переносятся на второй.

5. Действия с двумя предметами одновременно.

- Вкладывание второго предмета в свободную руку младенца.

- Взрослый одновременно подает ребенку два предмета.

- Последовательное принятие второго предмета: ребенок действует одним предметом, в ответ на предложенный второй не отказывается от первого. Взрослый демонстрирует образцы действий с 2 предметами.

6.Виды действий с предметами.

- Неспецифические: постучать, потереть, бросить и т.п. Предметы используются различной формы, величины, веса – для того, чтобы ребенок мог совершать действия одной рукой и двумя.

- специфические: мяч – катают, кольца – надевают и снимают, волчок – крутят, раскачивают подвешенные игрушки, катают мяч по желобу, скидывают шары в коробку и т.п.

- соотносящиеся: собирать пирамидку, закрывать коробочки и т.п. Речедвигательная ритмика

Речедвигательная ритмика— это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Задачи:

- совершенствование речевого дыхания: темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;

-формирование мелодико-интонационной стороны речи;

-формирование способности выделять заданный звук в речевом потоке (на материале слогов, слов, словосочетаний и текста);

-развиваются неречевые процессы: слуховое внимание и память, произвольное внимание, пространственные представления, общая и мелкая моторика, координация движений, мимическая мускулатура;

-речедвигательные упражнения могут проводиться в помещении или на улице, индивидуально или с подгруппой детей;

-методика подходит для детей разных возрастов с особенностями развития;

-особых условий для проведения занятий не требуется (например, музыкального сопровождения, специального оборудования);

речедвигательная ритмика может проводиться в виде системы упражнений, а при желании могут использоваться её элементы — на занятиях, в организационных моментах, динамических паузах, играх.

Данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.

Методика описана в книге А.Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика», М., изд-во «Астрель», 2009.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВИДЫ, ПРИЕМЫ

В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько, 1989).

Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда логопедических технологий, среди которых логопедический массаж занимает одно из значимых мест.

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при речевых нарушениях применяется относительно давно. Ряд авторов (Архипова Е.Ф. 1997, Правдина О.В., 1973, Семенова К.А., 1972 и др.) указывают на необходимость использования массажа в логопедической практике. Правдина О.В. в своих работах указывала на то, что методика логопедической работы при дизартрии складывается из дифференцированного массажа, логопедической гимнастики, а также выработки и автоматизации навыков артикуляции. (О.В. Правдина, 1973). Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Становится ясно, что логопедический массаж как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звукопроизношения у ребенка, подростка или взрослого. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков(Л.И. Белякова//Школьный логопед, №3,2007).

Массаж - это совокупность приемов механически дозированного воздействия в виде трения, вибрации, давления, проводимых непосредственно на поверхность тела человека (общий, местный, ручной, аппаратный).

Выполнение приемов логопедического массажа требует четкой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции (языка, губ, щек), но также мышц лица. В последнее время приобрел широкую известность метод логопедического массажа не только среди специалистов России, но и за рубежом.

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы (М.Е. Хватцев).

Выделяют следующие разновидности лечебного массажа:

Классический. Он отличается от других видов: проводится на поврежденном участке или вблизи от него без учета рефлекторного воздействия. Классический массаж проводится с использованием основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация)

Движения различаются по силе воздействия: седативные – глубокие и медленные, тонизирующие – поверхностные и быстрые.

Массажные манипуляции проводят по направлению тока лимфы по лимфатическим путям к лимфоузлам;

2. Точечный. Производится специальное воздействие на биологически активные точки. Данный вид относится к методам рефлексо-терапии. Биологически активные точки (БАТ) – это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации.

Метод точечного массажа, или прессация (акупрессура) – это воздействие на точки акупунктуры пальцами. Широкому распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж, его эффективность, отсутствие вредных влияний.

Критерием попадания в БАТ является появление предусмотренных субъективных ощущений (неинтенсивная боль, ломота, распирание, онемение, эффект электрического тока), тогда как рядом находящиеся области при воздействии на них не дают подобных ответных реакций;

3.Сегментарно-рефлекторный-строится на том, что тело человека делится на сегменты;

4. Зондовый массаж.

Одним из видов лечебного логопедического массажа является зондовый массаж по методике Е.В.Новиковой, который применяется при различных речевых нарушениях.

Е.В. Новикова создала комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. С помощью этих зондов производят различные движения в виде скольжения, давления, отодвигания, перетирания мышц.

Проведение зондового массажа нормализует спастическое или паретическое состояние различных групп мышц.

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В. Новиковой).

Логопедический массаж выполняется в области мышц периферического речевого аппарата. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.

Логопедический массаж рекомендуется делать всем детям с расстройствами речи. Массаж можно проводить на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

Тем детям, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность.

Основные цели логопедического массажа:

-нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

-уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

-снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

-стимуляция проприорецептивных ощущений;

-увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

-активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

-формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Таким образом, логопедический массаж, являясь частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений. Он особенно необходим при работе с детьми с перинатальным поражением ЦНС различной степени, детям с ДЦП, с синдромом Дауна, т.к. у них детей отмечается мышечная гипотония, гипертония или дистония мимической и артикуляционной мускулатуры, тремор и гиперкинезы артикуляционной мускулатуры, недостаточность произвольных и координированных движений органов артикуляции и т. д., что приводит к задержке формирования речедвигательных навыков, соответственно активной речи в целом.

 

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие – ведущий психический процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия.

Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор (Базарный В.Ф.Зрение у детей. - Новосибирск: Наука, 1991,190).Зрительное восприятие, как и другие виды восприятия, предполагает прием и переработку информации, отражение или запечатление ее в виде образа, который в дальнейшем подвергнется сличению, распознаванию. Задача взрослого состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих его предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, рвётся, льётся и так далее), о материалах, из которых они сделаны.

Вот здесь-то всему этому и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания. В свою очередь умственное воспитание в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Задачи:

Стимулировать ребенка и расширить его представления о его зрительном восприятии.

Способствовать развитию пространственных представлений.

Развитие зрительного контакта между ребенком и его педагогом; создание основ для коммуникативного общения.

Формирование представления о предметах.

Обогащение словаря.

Гимнастика для глаз для детей представляет собой комплекс упражнений, подобранный в соответствии с возрастными особенностями. Проводят упражнения, координирующие работу глазных мышц, которые также улучшают кровообращение, снимают утомление и вызывают расслабление.

 

Ребенок произносит звуки и слова так, как он их слышат. Поэтому, чтобы малыш научился четко и ясно говорить, нужно развивать его слуховое восприятие. Но данный процесс включает развитее восприятия не только речевых звуков, но и неречевых. Ведь последние помогают ориентироваться в окружающем мире. При их изучении специалисты рекомендуют придерживаться следующей последовательности:

-звуки природы (шелест листьев, шум дождя, журчание воды);

-звуки, которые издают животные (мяуканье кошки, лай собаки);

-звуки, которые издают предметы или материалы (звон бокалов, тиканье часов, шорох пересыпаемой крупы);

-транспортные шумы (скрип тормозов, сигналы автомобилей);

-звуки музыкальных игрушек (барабан, колокольчик, гармошка).

ФИТБОЛГИМНАСТИКА.

 

Специалисты дома ребенка и логопед должны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Для этого им необходимо совместно изучать содержание программы обучения и воспитания в специализированном Доме ребенка. Совместно составлять перспективный план работы. Логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь, воспитатель обязательно должен знать содержание тех видов работы, которые проводит логопед.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Таким образом, логопедическая работа с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка строится посредством постановки основных коррекционно-развивающих задач:

Обеспечение своевременного и полноценного нервно-психического развития детей раннего возраста.

Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Преодоление и предупреждение у детей Дома ребенка вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Формирование доступных способов усвоения детьми раннего возраста социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

Формирование у детей познавательного интереса и устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

Развитие у детей высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности и речи.

Базисные направления коррекционно-развивающей работы для детей младенческого возраста (от рождения до 1 года):

эмоционально-личностное и эмоционально-деловое общение;

развитие перцептивно-моторной деятельности;

становление предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности ребенка;

удовлетворение потребности ребенка в движении;

формирование начальных ориентировочных реакций;

становление элементарных зрительно-двигательных координаций;

понимание обращенной речи и стимуляция гуления и лепетной активности;

активизация познавательного интереса к окружающим людям и предметам.

Базисные направления коррекционно-развивающей работы для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет):

смена ведущих мотивов деятельности;

развитие эмоционально-делового и предметного общения;

развитие и активизация общих движений;

развитие предметных действий и предметной деятельности;

развитие наглядно-действенного мышления;

интенсивное накопление пассивного словаря и стимуляция активной речи;

овладение различными навыками в процессе подражания;

становление представлений о себе;

формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности;

активизация самостоятельности в быту и закрепление навыков самообслуживания;

Базисные направления коррекционно-развивающей работы для детей младшего дошкольного возраста (в доме ребенка – от 3-х до 4-х лет):

смена ведущих мотивов;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов;

формирование системы сенсорных эталонов;

развитие элементов наглядно-образного мышления;

формирование представлений об окружающем;

расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

овладение диалогической речью;

овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;

овладение коммуникативными навыками;

становление сюжетно-ролевой игры;

развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;

становление продуктивных видов деятельности.

Реабилитационно - коррекционный процесс в первую очередь направлен:

На детей, у которых обнаружено отставание в развитии: различных форм интеллектуально-познавательной деятельности, речевых, двигательных, социальных и эмоциональных показателях.

Детей, живущих в физических и психических условиях высокой вероятности задержки нервно-психического развития, возможности возникновения депривационного синдрома и вторичных отклонений.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (1)

Илья Андреевич, 26.03.19 в 14:47 0Ответить Пожаловаться
Достойная работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.