Интегрированное занятие с детьми старшей и второй младшей логопедической группы «Роль пчелы в жизни человека»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 34 « Сказка»
Методическая разработка
«Роль пчелы в жизни человека»
Интегрированное занятие с детьми
старшей логопедической группы и
II младшей группы.
Каваносян Каринэ Апетовна
Воспитатель высшей категории
Ашхамафова Галина Леонидовна
Воспитатель первой категории
г. Майкоп
2018г
Образовательная область: Познавательное развитие
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения пчеловодства, с пчелой-плотником, занесенной в Красную книгу России.
Продолжить знакомство с продуктами пчеловодства и их пользой.
Закрепить и обобщить знания детей о пчеле.
Формировать интерес к насекомым, обитающим на территории Адыгеи, России.
Обогащать речь детей словами: энтомолог, энтомология, бортник, пасечник, прополис, воск, пчеловод, пасека.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к редким видам насекомых, занесенных в Красную книгу.
Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: заучивание стихов, п./г «Пчелка», п/игра «Веселые пчелки», занятия, наблюдения за насекомыми на прогулке, чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», детской энциклопедии , рисование иллюстраций к сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха», оригами «Бабочка», прослушивание музыки П.И. Чайковского «Полет шмеля».
Материал: проектор, слайды: «дикие пчелы - пчела-плотник; домашние - медоносная пчелиная семья; улей, пасека, соты, растения медонос.: травы, цветы, кустарники, деревья, продукты пчеловодства: заготовки игрушки-пчелы; разовая посуда, обручи, шапочки пчелок, шмеля.
Ход занятия
Дети входят в зал, встают полукругом, берутся за руки.
I.Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте! Как хорошо, что нас много и мы вместе. Поприветствуем друг друга.
Дети поднимают руки вверх и пропивают слово «Здравствуйте».
Воспитатель: - Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем разговор?
Дети: - О насекомых. Слайд 1.
Воспитатель: - Верно, насекомые - самая большая и разнообразная группа животных. Их так много, что сосчитать все виды просто невозможно. Куда бы вы не пошли: в сад, на луг, в лес, к водоему, в горах, в пустыне, в степи - всюду вас окружают насекомые, наши маленькие незаметные соседи.
-Дети, кто знает, как называется наука, изучающая насекомых?
Воспитатель: - На языке древних греков насекомое называлось энтомоз. Поэтому слову науку о насекомых назвали энтомологией, а ученых - энтомологами.
- Дети, каким образом ученые изучали насекомых? (ответы детей)
-Верно, они наблюдают за жизнью насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом, как они устроены. О том, что увидели и узнали, рассказывают нам.
-Ребята, что общего между всеми насекомыми?
Дети:- У них есть голова, на голове глаза, усики; туловище, которое состоит из грудки и брюшка, 6 лапок, крылья.
Слайд 2
II. Игра «Собери насекомое»
/ под музыку выкладывают жука, стрекозу
Воспитатель: Дети, отгадав мою загадку, вы узнаете, с каким насекомым мы познакомимся более подробно.
III Загадка: Труженица и хозяйка
Она летает над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
/Ответы детей/
/Звучит музыка. В зал залетают дети младшей группы./
Воспитатель: - Мы маленькие детки из группы «Пчелки»
-Шли наши ножки, по лугу, по дорожке,
Шли, не устали, пчелками мы стали.
Утром пчелки проснулись.
Улыбнулись, потянулись
Раз - росой они умылись,
Два - изящно покружились,
Три - нагнулись и присели
На четыре - полетели.
Воспитатель: А сейчас присядем и отдохнем.
Воспитатель: - Ребята, к нам на занятие пришли дети младшей группы «Пчелка». Вы обменяетесь с ними своими знаниями.
IV. Разминка со ст.гр. Упражнение «Пчелка».
Воспитатель: - Молодцы! Сейчас мы отправимся на лужок в гости к пчелкам.
Слайд 3 (луг)
- Чем питаются пчелы на лугу? (нектаром)
-Какие растения привлекают пчел? (цветы)
-Где живут пчелы? (в улье)
-Есть ли у них семья? Назовите (матка-царица, папа - трутень, детки, рабочие пчелы)
-Какую пользу приносят растениям?
-Что дают людям? (мед)
- Каким бывает мед? (сладкий, ароматный, вкусный, тягучий, липкий)
Воспитатель:- Мед очень вкусный и полезный продукт. Он помогает лечить многие болезни: при простуде, лечит раны, из меда готовят лекарства.
-Давным-давно дикие пчелы жили в дуплах старых деревьев. Оттягивали соты из воска и заполняли их медом. Дикие пчелы и сейчас живут в природе. Познакомьтесь с редким видом «Пчела-плотник». Она занесена в Красную книгу. Ее надо охранять.
Слайд 4.
-Расскажите, чем отличается пчела-плотник от других пчел?
Дети: - Тело черное, усики красноватые, крылья темные с фиолетовым отливом.
Воспитатель: - Верно, дети. В старину люди находили в лесу дупла с дикими пчелами, залезали на дерево и срезали соты с медом. Человека, который занимался добычей меда диких пчел, называли воротником.
- Какое дикое животное любит лакомиться медом? (медведь)
V. Пальчиковая гимнастика «Пчела». (движения по тексту)
« Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали»
Воспитатель: - Позднее человек приручил пчел. Стал строить для них домики. Как они называются?
Дети: (ульи)
Слайд 5
Воспитатель: - Как называется место, где много ульев с пчелами?
Дети: (пасека) Слайд 6
Воспитатель: - Как называют человека, разводящего пчел?
Дети (пасечник, пчеловод).
Слайд 7
Воспитатель: - Пойду, посмотрю, кто это к нам пришел?
/Воспитатель возвращается с пчеловодом/
Воспитатель: - Здравствуй, пчеловод. Как хорошо, что ты к нам пришел. Мы сегодня с ребятами как раз говорим о пчелах.
Пчеловод : - Это хорошо, что вы о пчелах говорите. Я знаю о пчелах много.
Воспитатель: - Расскажите, почему вы так одеты?
Пчеловод: - Мы носим специальную одежду: халат, сетку, шляпу, чтобы пчелы не жалили. Ребята, чем может быть опасен укус пчелы? Послушайте стихотворение.
1 ребенок: - Села в полдень искристый
Пчелка в клевер душистый
Снял шалун колпачок
И накрыл им цветок.
2 ребенок: - Ну а пчелка мальчонку
Укусила в ручонку.
- Не ломай мой цветок
Дай собрать мне медок
Им ведь всех и тебя
Угощать буду я.
Пасечник: - Почему пчела укусила мальчонку? Что нужно делать, если вас укусила пчела?
Дети: - Нужно сказать взрослым
Пасечник: - Верно, взрослый вынет жало, обработает место укуса, а вот пчела погибнет. Если человека ужалит много пчел, это может быть опасно для жизни. Поэтому рядом с пчелами нужно быть осторожным.
Слайд 8
- Может вы знаете правила поведения на пасеке?
Дети: называют правила.
Не брать пчелу в руки
Не подходить близко к пчелиным ульям
Не махать руками возле ульев
Осматривать одежду после прогулки
3 ребенок: Залетела к нам пчела.
У оконного стекла
Кружится, старается,
Улететь пытается.
Пасечник: - Что нужно сделать, если в дом залетела пчела?
(ответы детей)
4 ребенок: - Я дружить хочу с пчелою,
Я ей форточку открою.
Улетай-ка на свободу,
Принеси на лапках меду.
/ Звучит музыка «Полет шмеля» /
Слайд 9
Воспитатель: - Ребята, пчелка так весело кружится над цветами на лугу.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Веселые пчелки»
VI. Игра «Веселые пчелки» (надевают шапочки, воспитатель раскладывает обручи)
Воспитатель:- Считалка
- 1, 2, 3, 4, 5 – хотят пчелки поиграть, что же делать, как нам быть, будет шмель сейчас водить.
/ Шмель в стороне, пчелы жужжат в обручах
Воспитатель: Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
(летают по залу)
- Шмель летит (пчелы возвращаются, шмель догоняет)
Пасечник: - Молодцы, дети, вы уже знаете, чем опасна пчела для человека, какую пользу приносит пчела растениям и человеку. Сейчас я познакомлю вас с продуктами пчеловодства. У меня на столе различный мед. Давайте определим его вкус.
VII. Игра «Определи вкус»
Пасечник: - Напомните мне, где используется мед?
Дети: - В медицине, кондитерских изделиях. (рассматривают конфеты, торты, пряники). Показывают пчелиный воск, прополис.
Пасечник: - Вот так выглядит пчелиный воск, он используется в медицине, косметике, из воска делают свечи, (показ предметов)
- Еще один продукт пчеловодства - это прополис. Это душистое вещество (дети нюхают) им пчелы заделывают щели в ульях. Его используют в медицине, добавляют в зубную пасту, (показ предметов)
- А еще по поведению пчел можно определить какая будет погода. Может вы знаете эти приметы?
Дети: /Да/
Если пчелы рано вылетают из улья- будет ранняя и теплая весна.
Пчелы летают вблизи улья - к дождю
Улетают далеко в поля – к теплой погоде
На кустах акации много пчел - к дождю
Пасечник: - Вот видите, какие удивительные насекомые - пчелы труженицы. Очень порадовали вы меня своими знаниями.
Воспитатель:- Спасибо, пасечник. А сейчас мы вместе сделаем замечательные игрушки - «пчелки»
- Молодцы, ребята. Вы так дружно работали с малышами. Подарите игрушки-сувениры нашим гостям.
Занятие окончено.