12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каваносян Каринэ Апетовна29
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 34 « Сказка»


Методическая разработка

 «Роль пчелы в жизни человека»

Интегрированное занятие с детьми

старшей логопедической группы и

II младшей группы.

 

Каваносян Каринэ Апетовна

Воспитатель высшей категории

Ашхамафова Галина Леонидовна

Воспитатель первой категории


 


 


 

г. Майкоп

2018г

Образовательная область: Познавательное развитие

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения пчеловодства, с пчелой-плотником, занесенной в Красную книгу России.

Продолжить знакомство с продуктами пчеловодства и их пользой.

Закрепить и обобщить знания детей о пчеле.

Формировать интерес к насекомым, обитающим на территории Адыгеи, России.

Обогащать речь детей словами: энтомолог, энтомология, бортник, пасечник, прополис, воск, пчеловод, пасека.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к редким видам насекомых, занесенных в Красную книгу.

Развивать мелкую моторику.

Предварительная работа: заучивание стихов, п./г «Пчелка», п/игра «Веселые пчелки», занятия, наблюдения за насекомыми на прогулке, чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», детской энциклопедии , рисование иллюстраций к сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха», оригами «Бабочка», прослушивание музыки П.И. Чайковского «Полет шмеля».

Материал: проектор, слайды: «дикие пчелы - пчела-плотник; домашние - медоносная пчелиная семья; улей, пасека, соты, растения медонос.: травы, цветы, кустарники, деревья, продукты пчеловодства: заготовки игрушки-пчелы; разовая посуда, обручи, шапочки пчелок, шмеля.

Ход занятия

Дети входят в зал, встают полукругом, берутся за руки.

I.Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте! Как хорошо, что нас много и мы вместе. Поприветствуем друг друга.

Дети поднимают руки вверх и пропивают слово «Здравствуйте».

Воспитатель: - Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем разговор?

Дети: - О насекомых. Слайд 1.

Воспитатель: - Верно, насекомые - самая большая и разнообразная группа животных. Их так много, что сосчитать все виды просто невозможно. Куда бы вы не пошли: в сад, на луг, в лес, к водоему, в горах, в пустыне, в степи - всюду вас окружают насекомые, наши маленькие незаметные соседи.

-Дети, кто знает, как называется наука, изучающая насекомых?

Воспитатель: - На языке древних греков насекомое называлось энтомоз. Поэтому слову науку о насекомых назвали энтомологией, а ученых - энтомологами.

- Дети, каким образом ученые изучали насекомых? (ответы детей)

-Верно, они наблюдают за жизнью насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом, как они устроены. О том, что увидели и узнали, рассказывают нам.

-Ребята, что общего между всеми насекомыми?

Дети:- У них есть голова, на голове глаза, усики; туловище, которое состоит из грудки и брюшка, 6 лапок, крылья.

Слайд 2

II. Игра «Собери насекомое»

/ под музыку выкладывают жука, стрекозу

Воспитатель: Дети, отгадав мою загадку, вы узнаете, с каким насекомым мы познакомимся более подробно.

III Загадка: Труженица и хозяйка

Она летает над лужайкой

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела)

/Ответы детей/

/Звучит музыка. В зал залетают дети младшей группы./

Воспитатель: - Мы маленькие детки из группы «Пчелки»

-Шли наши ножки, по лугу, по дорожке,

Шли, не устали, пчелками мы стали.

Утром пчелки проснулись.

Улыбнулись, потянулись

Раз - росой они умылись,

Два - изящно покружились,

Три - нагнулись и присели

На четыре - полетели.

Воспитатель: А сейчас присядем и отдохнем.

Воспитатель: - Ребята, к нам на занятие пришли дети младшей группы «Пчелка». Вы обменяетесь с ними своими знаниями.

IV. Разминка со ст.гр. Упражнение «Пчелка».

Воспитатель: - Молодцы! Сейчас мы отправимся на лужок в гости к пчелкам.

Слайд 3 (луг)

- Чем питаются пчелы на лугу? (нектаром)

-Какие растения привлекают пчел? (цветы)

-Где живут пчелы? (в улье)

-Есть ли у них семья? Назовите (матка-царица, папа - трутень, детки, рабочие пчелы)

-Какую пользу приносят растениям?

-Что дают людям? (мед)

- Каким бывает мед? (сладкий, ароматный, вкусный, тягучий, липкий)

Воспитатель:- Мед очень вкусный и полезный продукт. Он помогает лечить многие болезни: при простуде, лечит раны, из меда готовят лекарства.

-Давным-давно дикие пчелы жили в дуплах старых деревьев. Оттягивали соты из воска и заполняли их медом. Дикие пчелы и сейчас живут в природе. Познакомьтесь с редким видом «Пчела-плотник». Она занесена в Красную книгу. Ее надо охранять.

Слайд 4.

-Расскажите, чем отличается пчела-плотник от других пчел?

Дети: - Тело черное, усики красноватые, крылья темные с фиолетовым отливом.

Воспитатель: - Верно, дети. В старину люди находили в лесу дупла с дикими пчелами, залезали на дерево и срезали соты с медом. Человека, который занимался добычей меда диких пчел, называли воротником.

- Какое дикое животное любит лакомиться медом? (медведь)

V. Пальчиковая гимнастика «Пчела». (движения по тексту)

« Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали»

Воспитатель: - Позднее человек приручил пчел. Стал строить для них домики. Как они называются?

Дети: (ульи)

Слайд 5

Воспитатель: - Как называется место, где много ульев с пчелами?

Дети: (пасека) Слайд 6

Воспитатель: - Как называют человека, разводящего пчел?

Дети (пасечник, пчеловод).

Слайд 7

Воспитатель: - Пойду, посмотрю, кто это к нам пришел?

/Воспитатель возвращается с пчеловодом/

Воспитатель: - Здравствуй, пчеловод. Как хорошо, что ты к нам пришел. Мы сегодня с ребятами как раз говорим о пчелах.

Пчеловод : - Это хорошо, что вы о пчелах говорите. Я знаю о пчелах много.

Воспитатель: - Расскажите, почему вы так одеты?

Пчеловод: - Мы носим специальную одежду: халат, сетку, шляпу, чтобы пчелы не жалили. Ребята, чем может быть опасен укус пчелы? Послушайте стихотворение.

1 ребенок: - Села в полдень искристый

Пчелка в клевер душистый

Снял шалун колпачок

И накрыл им цветок.

2 ребенок: - Ну а пчелка мальчонку

Укусила в ручонку.

- Не ломай мой цветок

Дай собрать мне медок

Им ведь всех и тебя

Угощать буду я.

Пасечник: - Почему пчела укусила мальчонку? Что нужно делать, если вас укусила пчела?

Дети: - Нужно сказать взрослым

Пасечник: - Верно, взрослый вынет жало, обработает место укуса, а вот пчела погибнет. Если человека ужалит много пчел, это может быть опасно для жизни. Поэтому рядом с пчелами нужно быть осторожным.

Слайд 8

- Может вы знаете правила поведения на пасеке?

Дети: называют правила.

Не брать пчелу в руки

Не подходить близко к пчелиным ульям

Не махать руками возле ульев

Осматривать одежду после прогулки

3 ребенок: Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Кружится, старается,

Улететь пытается.

Пасечник: - Что нужно сделать, если в дом залетела пчела?

(ответы детей)


 

4 ребенок: - Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою.

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках меду.

/ Звучит музыка «Полет шмеля» /

Слайд 9

Воспитатель: - Ребята, пчелка так весело кружится над цветами на лугу.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Веселые пчелки»

VI. Игра «Веселые пчелки» (надевают шапочки, воспитатель раскладывает обручи)

Воспитатель:- Считалка

- 1, 2, 3, 4, 5 – хотят пчелки поиграть, что же делать, как нам быть, будет шмель сейчас водить.

/ Шмель в стороне, пчелы жужжат в обручах

Воспитатель: Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

(летают по залу)

- Шмель летит (пчелы возвращаются, шмель догоняет)

Пасечник: - Молодцы, дети, вы уже знаете, чем опасна пчела для человека, какую пользу приносит пчела растениям и человеку. Сейчас я познакомлю вас с продуктами пчеловодства. У меня на столе различный мед. Давайте определим его вкус.

VII. Игра «Определи вкус»

Пасечник: - Напомните мне, где используется мед?

Дети: - В медицине, кондитерских изделиях. (рассматривают конфеты, торты, пряники). Показывают пчелиный воск, прополис.

Пасечник: - Вот так выглядит пчелиный воск, он используется в медицине, косметике, из воска делают свечи, (показ предметов)

- Еще один продукт пчеловодства - это прополис. Это душистое вещество (дети нюхают) им пчелы заделывают щели в ульях. Его используют в медицине, добавляют в зубную пасту, (показ предметов)

- А еще по поведению пчел можно определить какая будет погода. Может вы знаете эти приметы?

Дети: /Да/

Если пчелы рано вылетают из улья- будет ранняя и теплая весна.

Пчелы летают вблизи улья - к дождю

Улетают далеко в поля – к теплой погоде

На кустах акации много пчел - к дождю

Пасечник: - Вот видите, какие удивительные насекомые - пчелы труженицы. Очень порадовали вы меня своими знаниями.

Воспитатель:- Спасибо, пасечник. А сейчас мы вместе сделаем замечательные игрушки - «пчелки»

- Молодцы, ребята. Вы так дружно работали с малышами. Подарите игрушки-сувениры нашим гостям.

Занятие окончено.

Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.