12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габова Полина Николаевна1261
Интересуюсь всем новым в сфере педагогики, психологии, неврологии, педиатрии, психиатрии. Люблю фотографировать обыденные, но такие интересные вещи, упущенные нами в быстром темпе жизни.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Дошкольники»
4

Практический материал «Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (форма)»

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Тема: Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (форма).

Выполнила учитель –логопед:

Габова П.Н.

Сыктывкар 2017

Содержание

Цель, основные задачи, коррекционные задачи (форма )

Методы и приемы работы

Методические требования к оборудованию и материалу

Организация и основные принципы построения занятий

Последовательность проведения занятий по развитию оптических характеристик (форма)

Содержание занятий

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Тема: Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта (пространственных признаков предмета). Форма.

Основные этапы работы.

Цель: формирование категориальной соотнесенности зрительного образа предметов.

Основные задачи:

1.Учить различать форму предметов (элементарный зрительный анализ, кинестетический метод обследования, зрительно-моторное соотнесение, зрительное соотнесение);

2.Стимулировать ребенка в активном исследовании предметов и материалов разными способами.

3.Воспитывать у ребенка желание общаться со взрослым по поводу предметов и действий с ними (ситуативно – деловое общение), доверие ребенка к взрослому;

4.Создание оптимальных условий для эмоционального статуса ребенка;

5. Развивать подражательные способности детей;

6. Воспитывать познавательные потребности.

Коррекционные задачи:

Развитие зрительно-моторной координации;

Развитие пространственной ориентировки (представления);

Совершенствование целенаправленных действий с предметом (движение руки, пальцев ребенка);

Обогащать сенсорный (чувственный) опыт ребенка;

Совершенствовать тактильные ощущения;

Учить соотносить, группировать и чередовать предметы по форме;

Развитие и стимуляция мотивационной сферы ребенка;

Формирование навыков саморегуляции;

Развитие внимания;

Формирование предпосылок развития активной и пассивной речи;

11. Формирование сенсорного эталона, памяти.

Методы и приемы:

Игровые: введение персонажей, эмоционально-экспрессивная речь взрослого, прятание, обыгрывание;

Наглядные: показ, совместные действия взрослого и ребенка, рассматривание, использование разнообразных пособий;

Практические;

Словесные: диалог взрослого и ребенка, словесное описание предмета и действий с ним.

Методические требования к оборудованию и материалу:

Поверхность стола должна быть не скользкой, светлого цвета. Желательно проводить занятия в отдельной комнате. Ребенок должен сидеть спиной или сбоку от окна (дополнительные внешние раздражители).

Наиболее оптимальным материалом для сенсорного развития являются деревянные игрушки, т.к. их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Более удобными для захватывания являются вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша.

Организация и основные принципы построения занятий: на втором году жизни не более двух человек.

Ребенка необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить ребенка.

Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов.

Игровая форма (главное для ребенка – игровая задача, мотивация выполнения деятельности).

Смена видов деятельности (у детей приблизительно до трех лет сосредоточение внимания не более 5 минут, поэтому смена видов деятельности должна быть через каждые 3-4 минуты ).

Повторяемость программного материала.

Перенос полученных знаний, сведений, способов действий из одной ситуации в другую.

Последовательность проведения занятий по развитию оптических характеристик объекта (форма) на втором году жизни :

Знакомство с формой (основная дидактическая задача – накопление сенсорного опыта, возраст – 1 год);

Способ деятельности:

Элементарный зрительный анализ, кинестетическое обследование.

Проталкивание предметов одинаковой формы в соответствующие отверстия (основная задача – соотнесение по форме, возраст – 1 год 2 месяца)

*Раскладывание однородных предметов, контрастных по форме на две группы (основная задача – группирование по форме, возраст – 1 год 5 месяцев)

*Раскладывание однородных предметов похожих по форме, на две группы (задача – та же, возраст – 1 год 6 месяцев)

Способ деятельности:

А) силовой (ребенок действует силой - толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру;

Б) Пробы (ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру);

В) Примеривание (ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его т.з., прорези.

*Размещение контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы (основная задача – соотнесение по форме, возраст – 1 год 9 месяцев)

*Размещение похожих по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы (задача, возраст те же )

Способ деятельности:

Примеривание, зрительное соотнесение (ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигуры при этом производится заранее, в воздухе ).

Содержание занятий ( форма )

Занятие 1

Цели: учить соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование:

Три коробки из плотного материала с крышками разных форм

(круглая, квадратная и треугольная ), мелкие игрушки, объемные геометрические формы ( шар, куб, призма ).

Этапы работы:

  1. Рассматривание коробок и кинестетическое обследование;

    Вкладывание предмета в коробку (для показа можно использовать метод проб и ошибок);

    Путем зрительного соотнесения закрывать крышку.

Ход занятия

Вариант №1

Логопед раскладывает на столе вперемешку коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом ее найти. Затем прячет игрушки и закрывает коробки крышками. Предлагает детям найти игрушки. Далее логопед просит одного из детей спрятать игрушки в коробки, а второму закрыть их крышками.

Вариант №2

Логопед ставит на стол одну из коробок, например с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик, и говорит ребенку, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Предлагает ребенку протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает применить ту или иную форму к отверстию. Затем коробка меняется и производятся те же действия. В конце занятия логопед просит ребенка закрыть двери в домики фигур.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.