12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тедеева Тамара Ботазовна75

Средняя общеобразовательная муниципальная школа №44 им. В.Кудзоева г.Владикавказ, РСО-Алания

Конспект урока по музыке
для 2 классов


«Природа и музыка»


                                                        подготовила

учитель музыки высшей категории

МБОУ СОМШ № 44 им. В. Кудзоева

Тедеева Тамара Ботазовна


г. Владикавказ


 

Тема

«Природа и музыка»

1 слайд

Цель

Увлечь учащихся музыкой, вызвать у них интерес к ней, а так же интерес к поэзии и живописи, бережное их отношение к окружающему миру.

Помочь учащимся увидеть и услышать художественное богатство, возможности искусства.

Прививать любовь к нашей прекрасной Родине.

2 слайд

Оборудование

Конспект, наглядность, грамзапись

 

Организация

Ввожу учащихся в класс под музыку, дослушаю до конца. Жестом предлагаю тихонечко сесть.

Ребята, сегодня у нас урок будет немного необычный. Мы будем присутствовать на встрече Природы с Музыкой, Поэзией и Живописью.

- Кто из вас знает стихи о Родине?

- А кто может сейчас прочитать такие стихи?

Дети читают стихи.

- А помните еще в «Родной речи» было стихотворение «Родина».

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной

С каждым годом все краше

Дорогие края…

Лучше родины нашей

Нет на свете, друзья.

Каждый поэт по - своему прославляет Родину. И каждый из них старается показать людям самое дорогое, самое прекрасное, чем славится его родной край. Но не только поэты воспевали в стихах Родину. Вы, наверное, бывали в музеях и видели картины, где художники тоже воспроизводили образ Родины. Посмотрите на эти картины.

- А как вы думаете, с помощью чего композиторы изображают картины природы?

- Правильно, композиторы тоже раскрывают нам красоту и прелесть природы. Только пользуются они для этого своими средствами – музыкальными звуками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд

 

 

 

 

 

5 слайд

Слушание и исполнение

Сядьте, ребята, удобно. Послушайте внимательно. После слушания буду задавать вопросы.

Звучит «Наш край».

-Кто знает это произведение – подпевайте.

О чем поется в этой песне?

- Каков характер музыки?

- А что можно сказать об исполнителях?

Песня «Наш край» написана в 1949 году. Дмитрий Борисович Кабалевский находился в Доме творчества композиторов Рух.

Ребята из соседнего лагеря узнали об этом и пришли к Кабалевскому в гости. Они попросили композитора написать к лагерному празднику песню. Дмитрий Борисович дал согласие. Он отобрал из имеющихся у него в папках стихов понравившиеся ему стихи Антона Пришельца. Уже на следующий день песня была готова, чтоб проверить, как примут ее пионеры. Песня ребятам очень понравилась.

Ребята разучили ее быстро, и в день, когда в лагерь приехала новая смена, старожилы встречали их песней «Наш край». С тех пор эту песню поют все ребята.

Кабалевский придал песне покойный, раздумчивый характер, подчеркивающийся трехдольным вальсовым ритмом. Звуки мелодии льются широко и свободно, словно ласково, нежно рассказывают нам о березках и рябине… вместе с композитором мы идем по дорогам, он показывает нам, как хороши цветущие сады и залитые солнцем долины – и невольно рождается мысль:

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

На уроках родного языка и природоведения вы узнаете, какие признаки характерны для различных времен года.

- Ребята, а сколько времен года?

- А какое время года сейчас?

- А что характерно этому времени?

По природоведению вы знаете, что осень по календарю начинается с 1 сентября.

Лес одевается в осенний разноцветный убор. Появляются золотые листья на березе, желтые и багряные на осине…

- Ребята, а что еще характерно осени?

Земля покрывается разноцветным ковром. Леса и сады украшаются гроздьями рябины…

- А что происходит с птицами в октябре? (Улетают грачи, утки, гуси, журавли, скворцы. надвигается ненастье)

«В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет», - говорит народная присказка.

Посмотрите на репродукцию замечательного русского художника Левитана «Золотая осень». Художник рассказал про осень красками. А как может передать свои впечатления композитор? Правильно – звуками!

Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский в сборниках «Детский альбом», «16 детских песен» и «Времена года» немало произведений посвятил при

 

 

 

6 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 слайд

 

 

 

 

8 слайд

Слушание

- Ребята, вслушайтесь в музыку «Осенней песни» Чайковского. В этом произведении идет сопоставление мажора и минора (тени и света) и вспомните, как красива природа, когда заходит солнце. В этой музыке мажор словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи, но музыка все же остается минорной (грустной), а настроение печальным.

Скучная картина!

Тучи без конца,
       Дождик так и льется,
       Лужи у крыльца...
       Чахлая рябина
       Мокнет под окном;
       Смотрит деревушка
       Сереньким пятном.
       Что так рано в гости,
       Осень, к нам пришла?
       Еще просит сердце
       Света и тепла!
       Все тебе не рады!
       Твой унылый вид
       Горе да невзгоды
       Бедному сулит.
       Слышит он заранее
       Крик и плач ребят;
       Видит, как от стужи
       Ночь они не спят;
       Нет одежды теплой,
       Нету в печке дров...
       Ты на чей же, осень,
       Поспешила зов?
       Вон и худ и бледен
       Сгорбился больной...
       Как он рад был солнцу,
       Как был бодр весной!
       А теперь-наводит
       Желтых листьев шум
       На душу больную
       Рой зловещих дум!
       Рано, рано, осень,
       В гости к нам пришла...
       Многим не дождаться
       Света и тепла!

 

 

 

 

 

 

 

9 слайд

 

 

 

 

Разучивание песни

- Как вы считаете, осень только грустная пора?

- Да, грустная, но красивая!

- А музыка Петра Ильича какая? (грустная, но красивая).

Ребята, примите позу слушателя. Сейчас прозвучит песня Томары Попатенко «Скворушка прощается».

Вступление.
1. Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев:
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается

2. В путь дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть.

Припев:
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается

3. Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.

Припев:
Ветка чуть качается,
Песенка кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.

- А как вы думаете, какая эта песня по характеру?

- О чем говорится в этой песне?

Разучиваю по фразам как звучит 1 куплет. Добиваюсь методически верного пения…

 

 

 

 

 

 

10 слайд

Итог

- Что нового узнали на уроке?

- Какие произведения мы с вами послушали?

- Какой настроение появилось у вас после слушания?

- А почему настроение грустное?

Прокомментировав – выставляю оценки. Использую игровой момент.

 

 

 

 

 

11 слайд

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы

Масленникова-Золина Л. В. , «Необычные уроки музыки», 1-4 класс., 2010 г.

Надежда Рябенко: Уроки музыки в 1-7 классах. Книга для учителя, 2006 г. Использованные дополнительные материалы

Наш край, Сборник «Пионерские песни», CD, 2004 г.

Осенняя песня, Антология русской симфонической музыки. Глазунов, Чайковский, CD, 2004 г.

Скворушка прощается , Тамара Потапенко, CD

Интернет-источники

Сайт для учителей музыки http://meta-music.ru/

Страничка учителя музыки http://www.openclass.ru/node/50647

Источники иллюстраций

Фотография «Звуки природы»: http://f1.live4fun.ru/pictures/img_13863908_5_4.jpg

Фотографии берез: 1. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=202b131bda24f2eab83170b868e2891e-58-144&n=21

Картины великих русских художников:

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6749665d2a962c34febf13461761011b-103-144&n=21

Чайковский. Сборник для детей: http://edu.vmdaily.ru/photo/vecherka/2013/05/doc69z0rox5eq09zuyaczf_800_480.jpg

Портрет П.И. Чайковского: http://www.sppklin.ru/upload/iblock/b26/chaykovskiy.jpg


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.