12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тедеева Тамара Ботазовна75 |
Конспект урока на тему «Природа и музыка»
Средняя общеобразовательная муниципальная школа №44 им. В.Кудзоева г.Владикавказ, РСО-Алания
Конспект урока по музыке
для 2 классов
«Природа и музыка»
подготовила
учитель музыки высшей категории
МБОУ СОМШ № 44 им. В. Кудзоева
Тедеева Тамара Ботазовна
г. Владикавказ
Тема | «Природа и музыка» | 1 слайд |
Цель | Увлечь учащихся музыкой, вызвать у них интерес к ней, а так же интерес к поэзии и живописи, бережное их отношение к окружающему миру. Помочь учащимся увидеть и услышать художественное богатство, возможности искусства. Прививать любовь к нашей прекрасной Родине. | 2 слайд |
Оборудование | Конспект, наглядность, грамзапись |
|
Организация | Ввожу учащихся в класс под музыку, дослушаю до конца. Жестом предлагаю тихонечко сесть. Ребята, сегодня у нас урок будет немного необычный. Мы будем присутствовать на встрече Природы с Музыкой, Поэзией и Живописью. - Кто из вас знает стихи о Родине? - А кто может сейчас прочитать такие стихи? Дети читают стихи. - А помните еще в «Родной речи» было стихотворение «Родина». На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной С каждым годом все краше Дорогие края… Лучше родины нашей Нет на свете, друзья. Каждый поэт по - своему прославляет Родину. И каждый из них старается показать людям самое дорогое, самое прекрасное, чем славится его родной край. Но не только поэты воспевали в стихах Родину. Вы, наверное, бывали в музеях и видели картины, где художники тоже воспроизводили образ Родины. Посмотрите на эти картины. - А как вы думаете, с помощью чего композиторы изображают картины природы? - Правильно, композиторы тоже раскрывают нам красоту и прелесть природы. Только пользуются они для этого своими средствами – музыкальными звуками. |
3 слайд
4 слайд
5 слайд |
Слушание и исполнение | Сядьте, ребята, удобно. Послушайте внимательно. После слушания буду задавать вопросы. Звучит «Наш край». -Кто знает это произведение – подпевайте. О чем поется в этой песне? - Каков характер музыки? - А что можно сказать об исполнителях? Песня «Наш край» написана в 1949 году. Дмитрий Борисович Кабалевский находился в Доме творчества композиторов Рух. Ребята из соседнего лагеря узнали об этом и пришли к Кабалевскому в гости. Они попросили композитора написать к лагерному празднику песню. Дмитрий Борисович дал согласие. Он отобрал из имеющихся у него в папках стихов понравившиеся ему стихи Антона Пришельца. Уже на следующий день песня была готова, чтоб проверить, как примут ее пионеры. Песня ребятам очень понравилась. Ребята разучили ее быстро, и в день, когда в лагерь приехала новая смена, старожилы встречали их песней «Наш край». С тех пор эту песню поют все ребята. Кабалевский придал песне покойный, раздумчивый характер, подчеркивающийся трехдольным вальсовым ритмом. Звуки мелодии льются широко и свободно, словно ласково, нежно рассказывают нам о березках и рябине… вместе с композитором мы идем по дорогам, он показывает нам, как хороши цветущие сады и залитые солнцем долины – и невольно рождается мысль: Край родной, навек любимый, Где найдешь еще такой! На уроках родного языка и природоведения вы узнаете, какие признаки характерны для различных времен года. - Ребята, а сколько времен года? - А какое время года сейчас? - А что характерно этому времени? По природоведению вы знаете, что осень по календарю начинается с 1 сентября. Лес одевается в осенний разноцветный убор. Появляются золотые листья на березе, желтые и багряные на осине… - Ребята, а что еще характерно осени? Земля покрывается разноцветным ковром. Леса и сады украшаются гроздьями рябины… - А что происходит с птицами в октябре? (Улетают грачи, утки, гуси, журавли, скворцы. надвигается ненастье) «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет», - говорит народная присказка. Посмотрите на репродукцию замечательного русского художника Левитана «Золотая осень». Художник рассказал про осень красками. А как может передать свои впечатления композитор? Правильно – звуками! Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский в сборниках «Детский альбом», «16 детских песен» и «Времена года» немало произведений посвятил при |
6 слайд
7 слайд
8 слайд |
Слушание | - Ребята, вслушайтесь в музыку «Осенней песни» Чайковского. В этом произведении идет сопоставление мажора и минора (тени и света) и вспомните, как красива природа, когда заходит солнце. В этой музыке мажор словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи, но музыка все же остается минорной (грустной), а настроение печальным. Скучная картина! Тучи без конца, |
9 слайд
|
Разучивание песни | - Как вы считаете, осень только грустная пора? - Да, грустная, но красивая! - А музыка Петра Ильича какая? (грустная, но красивая). Ребята, примите позу слушателя. Сейчас прозвучит песня Томары Попатенко «Скворушка прощается». Вступление. - А как вы думаете, какая эта песня по характеру? - О чем говорится в этой песне? Разучиваю по фразам как звучит 1 куплет. Добиваюсь методически верного пения… |
10 слайд |
Итог | - Что нового узнали на уроке? - Какие произведения мы с вами послушали? - Какой настроение появилось у вас после слушания? - А почему настроение грустное? Прокомментировав – выставляю оценки. Использую игровой момент. |
11 слайд
|
Список использованной литературы
Наш край, Сборник «Пионерские песни», CD, 2004 г.
Осенняя песня, Антология русской симфонической музыки. Глазунов, Чайковский, CD, 2004 г.
Скворушка прощается , Тамара Потапенко, CD
Интернет-источники
Сайт для учителей музыки
Страничка учителя музыки
Источники иллюстраций
Фотография «Звуки природы»:
Фотографии берез:
Картины великих русских художников:
Чайковский. Сборник для детей:
Портрет П.И. Чайковского: