Урок географии в 8 классе «Природно-хозяйственные зоны России»

3
0
Материал опубликован 22 February 2021

Тезисы

Тема:  Природно-хозяйственные зоны - обобщающее повторение, 8 класс

Урок составлен на основе учебника географии для 8 класса "Природа и население", часть 1 под ред. А.И.Алексеева, Дрофа, 2019 г. и проводится в форме игры-КВН.

При проведении урока закрепляются полученные знания по теме, а также развиваются навыки публичного представления результатов своей работы, развивается мышление обучающихся, их коммуникации в совместной работе над полученными заданиями.
















Кострицына Зинаида Михайловна

учитель географии высшей категории,

МБОУ «СШ №14» Красноярский край, г. Норильск,

Урок составлен на основе учебника географии для 8 класса "Природа и население", часть 1 под ред. А.И.Алексеева, Дрофа, 2019 г.

Тема:  Природно-хозяйственные зоны - обобщающее повторение, 8 класс

Планируемые образовательные результаты:

предметные – закрепить полученные знания и определить уровень их усвоения обучающимися по теме “Природно-хозяйственные зоны России”,

метапредметные – содействовать формированию навыков работы с дополнительными источниками информации и самостоятельного составления характеристики ПХЗ, навыков публичного представления результатов своей работы; развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над полученными заданиями.

личностные – воспитывать чувство бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере природно – хозяйственных зон России.

Оборудование:  карта природных зон России, картины с изображением пустыни и степи,  карточки, панно с ошибками, часть рисунков с изображением животных,  фломастеры, медиапроектор, презентация

Тип урока: повторение и обобщение знаний

Форма урока: групповая работа

Урок проводится в форме игры-КВН. Предварительно класс делится на 2 команды, которые будут соревноваться друг с другом. Каждая команда выбирает капитана, который будет координировать работу в своей группе и оценивать работу каждого члена команды с целью выставления объективной оценки за работу во время игры.  Роль жюри играет учитель и 2 его помощника из учащихся класса или учащихся параллельных классов.

Х О Д   У Р О К А

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ

       а) объявление темы и цели урока

       б)  задания капитанам (за правильный ответ 1 балл, подсчет общего количества и

             оценка каждому члену группы)

      в)  результаты в конце урока

II.  ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ

I . Конкурс – разминка (вопросы задаются командам поочередно)

 Перечислить природно-хозяйственные зоны при движении с юга на север (полу-

пустыни, пустыни, субтропики; степи и лесостепи, смешанные широколиственно-хвойные леса, тайга, лесотундра и тундра, арктическая пустыня)

 Как называются почвы тундры и лесотундры? (тундровые глеевые)

 Почему в тундре и лесотундре корни кустарников и деревьев разветвлены? (преобладает вечная мерзлота, которая не дает возможность расти корням вглубь)

 В каком районе России грибы выше деревьев? (на севере России в зоне тундры)

 Почему южная граница тундры в европейской части России проходит севернее, чем в азиатской? (в европейской части вдоль побережья проходит теплое течение, поэтому климат теплее, а дальше на восток становится намного холоднее и граница опускается южнее)

 К хвойным или лиственным породам принадлежит лиственница,  почему вы так считаете? (к хвойным, так как у неё вместо листьев – иголки)

 Почему нет лесов в степях? (из-за недостатка влаги, а деревьям нужно её много)

 Почему степи зеленеют только весной? (после таяния снега в почве сохраняется влага, которой достаточно для травяного покрова)

 Какое значение имеет листопад в жизни деревьев? (он дает возможность деревьям перезимовать, т.к. уменьшается испарение)

 Какая природно-хозяйственная зона занимает наибольшую площадь в России и почему? (тайга)

  I I. Конкурс художников (команда выдвигает одного игрока, умеющего рисовать)

            Задание - выберите лист с изображением части какого-то животного, определите, что это за животное, в какой природно-хозяйственной зоне обитает, и дорисуйте недостающие части (см. приложение 1 и 2).

III. Конкурс путешественников- (домашнее задание, которое команды получили за неделю до урока), а на уроке отчет в виде рассказа с показом презентации из 5 слайдов

Задание – совершить воображаемое путешествие по: 1 команда – тайге

                                                                                         2 команда – степи

IV. Конкурс “Определи природную зону»

 Задание -  Поочередно каждой команде показывается слайд с изображением природной зоны, а команда должна назвать природную зону и объяснить по каким признакам они определили зону. (учитель может использовать диапозитив, фото, рисунок, слайд)

V. Конкурс “Географический бой»

Задание – Один из членов команды задает конкретному члену другой команды вопрос, на который он должен ответить. Идет «перестрелка» - правильно ответил – жив – 1 балл, ответ частичный – ранен - 0,5 балла; ответа нет – убит – 0 баллов.

VI. Конкурс капитанов (вопросы задаются учителем и отвечают без подготовки)

Задание – 1. Где среди тайги встречаются заросли бамбука? (о.Сахалин)

                 2. Назовите тайгу на территории России, которая напоминает тропические  джунгли. (уссурийская тайга)

                 3. Какое дерево, растущее в сибирской тайге, называют ореховой сосной? (кедр)

                 4. В какой природной зоне хорошо развита травянистая, преимущественно   злаковая растительность? (степь)

              5. В какой природной зоне почвы почти не развиты, растений очень мало? (полупустыня)                

 6. О каком хвойном растении идет речь: «Корни располагаются в поверхностном  слое почвы, сбрасывает хвою на зиму»?   (лиственница)

VII. Конкурс ландшафтоведов

 Задание – определите по описанию природную зону.

                 1 команда – Белый мох на скале, а в расщелине лед.

                                      Старый снег залежался, не тает.

                                      Дикий камень везде черной массой встает,

                                      Да поток по ущелью стекает.

                                      А по скалам кругом все-то птицы во мгле,

                                     Все-то серые гаги рядами.  (арктическая пустыня)

                2 команда – Кавказ подо мною. Один в вышине

                                     Стою над снегами у края стремнины;

                                     Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

                                     Парит неподвижно со мной наравне.

                                     Отселе я вижу потоков рожденье

                                     И первое грозных обвалов движенье.

                                     Здесь тучи смиренно идут подо мной… (высотная поясность)

VIII. Конкурс “Найди ошибку»  

  1.  Каждая команда получает одно панно с изображением природной зоны и основными компонентами природы, но с допущенными ошибками (в качестве примера приложение 3)

Задание – Найдите ошибки и объясните их.

 2. Команды получают одинаковый текст с допущенными географическими ошибками.

Задание – найдите допущенные ошибки. Побеждает команда, нашедшая правильно наибольшее  количество ошибок.

Текст: Два охотника рассказывали, дополняя друг друга, как они охотились за тигром: «Это было в пустыне. Три дня мы гонялись за зверем, изнемогая от жажды и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду, мучившую нас, и. скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать, что делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксауловых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения…»

Ошибки:   1. Тигры не водятся в пустыне.

                 2. За три дня верблюды не могут пасть от недостатка воды.

                 3. На берегу реки саксаул не растет.

                 4. Саксаул без листьев, поэтому тени не дает.

                 5. Ствол у саксаула корявый, и бревна не сделать.

                 6. Древесина саксаула тяжелее воды и плот мог пойти ко дну.

III. Подведение  итогов.

Учитель благодарит учащихся за участие в конкурсах,  а капитаны сообщают об оценках, которые они поставили членам своей команды. Учитель вносит свои коррективы.


Информационные ресурсы

Алексеев А.И. и др. География. Россия: природа и население. Дрофа, Москва, 2019

 Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы,    

     Москва "Глобус", 2009 г.

 Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 классы, Дрофа, Москва, 2002

 Якуш Г.Н. Занимательная география, изд-во "Народная асвета", 1974
























Приложения


t1613966849aa.jpg

t1613966849ab.jpg


t1613966849ac.jpgt1613966849ad.jpgt1613966849ae.jpg



Получает большое количество тепла; осадков – 400 мм; температура января -200; температура июля +250; полярная ночь – 60 суток; много болот и озёр;

почвы – чернозёмы.

t1613966849af.jpgt1613966849ag.jpgt1613966849ah.jpgt1613966849ai.jpg




Дополнительные задания

1. Капитаны получают список вопросов одинаковых, но иллюстрации разные.

Вопросы: 1. В какой природной зоне растут эти растения? Что вы знаете о них?

2. В какой природной зоне обитают эти животные? Что вы знаете о них?

3. Какая природная зона изображена на слайде, и по каким признакам вы её определили?

2. Конкурс капитанов.

1. На скорость написать названия всех природных зон России в направлении с севера на юг (капитан 1 команды) и с юга на север

(капитан 2 команды).

2. Чем смешанный лес отличается от широколиственного леса?

3. Что общего у тундры и степи?

4. Чем степь отличается от пустыни?

3. Конкурс «Кто быстрее и больше»

На доске написать как можно больше названий растений и животных к предложенной природной зоне. Участие принимают все члены команды поочередно. При одном выходе можно написать только одно название.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.