Урок географии в 8 классе «Природно-хозяйственные зоны России»
Тезисы
Тема: Природно-хозяйственные зоны - обобщающее повторение, 8 класс
Урок составлен на основе учебника географии для 8 класса "Природа и население", часть 1 под ред. А.И.Алексеева, Дрофа, 2019 г. и проводится в форме игры-КВН.
При проведении урока закрепляются полученные знания по теме, а также развиваются навыки публичного представления результатов своей работы, развивается мышление обучающихся, их коммуникации в совместной работе над полученными заданиями.
Кострицына Зинаида Михайловна
учитель географии высшей категории,
МБОУ «СШ №14» Красноярский край, г. Норильск,
Урок составлен на основе учебника географии для 8 класса "Природа и население", часть 1 под ред. А.И.Алексеева, Дрофа, 2019 г.
Тема: Природно-хозяйственные зоны - обобщающее повторение, 8 класс
Планируемые образовательные результаты:
предметные – закрепить полученные знания и определить уровень их усвоения обучающимися по теме “Природно-хозяйственные зоны России”,
метапредметные – содействовать формированию навыков работы с дополнительными источниками информации и самостоятельного составления характеристики ПХЗ, навыков публичного представления результатов своей работы; развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над полученными заданиями.
личностные – воспитывать чувство бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере природно – хозяйственных зон России.
Оборудование: карта природных зон России, картины с изображением пустыни и степи, карточки, панно с ошибками, часть рисунков с изображением животных, фломастеры, медиапроектор, презентация
Тип урока: повторение и обобщение знаний
Форма урока: групповая работа
Урок проводится в форме игры-КВН. Предварительно класс делится на 2 команды, которые будут соревноваться друг с другом. Каждая команда выбирает капитана, который будет координировать работу в своей группе и оценивать работу каждого члена команды с целью выставления объективной оценки за работу во время игры. Роль жюри играет учитель и 2 его помощника из учащихся класса или учащихся параллельных классов.
Х О Д У Р О К А
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
а) объявление темы и цели урока
б) задания капитанам (за правильный ответ 1 балл, подсчет общего количества и
оценка каждому члену группы)
в) результаты в конце урока
II. ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ
I . Конкурс – разминка (вопросы задаются командам поочередно)
Перечислить природно-хозяйственные зоны при движении с юга на север (полу-
пустыни, пустыни, субтропики; степи и лесостепи, смешанные широколиственно-хвойные леса, тайга, лесотундра и тундра, арктическая пустыня)
Как называются почвы тундры и лесотундры? (тундровые глеевые)
Почему в тундре и лесотундре корни кустарников и деревьев разветвлены? (преобладает вечная мерзлота, которая не дает возможность расти корням вглубь)
В каком районе России грибы выше деревьев? (на севере России в зоне тундры)
Почему южная граница тундры в европейской части России проходит севернее, чем в азиатской? (в европейской части вдоль побережья проходит теплое течение, поэтому климат теплее, а дальше на восток становится намного холоднее и граница опускается южнее)
К хвойным или лиственным породам принадлежит лиственница, почему вы так считаете? (к хвойным, так как у неё вместо листьев – иголки)
Почему нет лесов в степях? (из-за недостатка влаги, а деревьям нужно её много)
Почему степи зеленеют только весной? (после таяния снега в почве сохраняется влага, которой достаточно для травяного покрова)
Какое значение имеет листопад в жизни деревьев? (он дает возможность деревьям перезимовать, т.к. уменьшается испарение)
Какая природно-хозяйственная зона занимает наибольшую площадь в России и почему? (тайга)
I I. Конкурс художников (команда выдвигает одного игрока, умеющего рисовать)
Задание - выберите лист с изображением части какого-то животного, определите, что это за животное, в какой природно-хозяйственной зоне обитает, и дорисуйте недостающие части (см. приложение 1 и 2).
III. Конкурс путешественников- (домашнее задание, которое команды получили за неделю до урока), а на уроке отчет в виде рассказа с показом презентации из 5 слайдов
Задание – совершить воображаемое путешествие по: 1 команда – тайге
2 команда – степи
IV. Конкурс “Определи природную зону»
Задание - Поочередно каждой команде показывается слайд с изображением природной зоны, а команда должна назвать природную зону и объяснить по каким признакам они определили зону. (учитель может использовать диапозитив, фото, рисунок, слайд)
V. Конкурс “Географический бой»
Задание – Один из членов команды задает конкретному члену другой команды вопрос, на который он должен ответить. Идет «перестрелка» - правильно ответил – жив – 1 балл, ответ частичный – ранен - 0,5 балла; ответа нет – убит – 0 баллов.
VI. Конкурс капитанов (вопросы задаются учителем и отвечают без подготовки)
Задание – 1. Где среди тайги встречаются заросли бамбука? (о.Сахалин)
2. Назовите тайгу на территории России, которая напоминает тропические джунгли. (уссурийская тайга)
3. Какое дерево, растущее в сибирской тайге, называют ореховой сосной? (кедр)
4. В какой природной зоне хорошо развита травянистая, преимущественно злаковая растительность? (степь)
5. В какой природной зоне почвы почти не развиты, растений очень мало? (полупустыня)
6. О каком хвойном растении идет речь: «Корни располагаются в поверхностном слое почвы, сбрасывает хвою на зиму»? (лиственница)
VII. Конкурс ландшафтоведов
Задание – определите по описанию природную зону.
1 команда – Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает,
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые гаги рядами. (арктическая пустыня)
2 команда – Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной… (высотная поясность)
VIII. Конкурс “Найди ошибку»
1. Каждая команда получает одно панно с изображением природной зоны и основными компонентами природы, но с допущенными ошибками (в качестве примера приложение 3)
Задание – Найдите ошибки и объясните их.
2. Команды получают одинаковый текст с допущенными географическими ошибками.
Задание – найдите допущенные ошибки. Побеждает команда, нашедшая правильно наибольшее количество ошибок.
Текст: Два охотника рассказывали, дополняя друг друга, как они охотились за тигром: «Это было в пустыне. Три дня мы гонялись за зверем, изнемогая от жажды и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду, мучившую нас, и. скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать, что делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксауловых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения…»
Ошибки: 1. Тигры не водятся в пустыне.
2. За три дня верблюды не могут пасть от недостатка воды.
3. На берегу реки саксаул не растет.
4. Саксаул без листьев, поэтому тени не дает.
5. Ствол у саксаула корявый, и бревна не сделать.
6. Древесина саксаула тяжелее воды и плот мог пойти ко дну.
III. Подведение итогов.
Учитель благодарит учащихся за участие в конкурсах, а капитаны сообщают об оценках, которые они поставили членам своей команды. Учитель вносит свои коррективы.
Информационные ресурсы
Алексеев А.И. и др. География. Россия: природа и население. Дрофа, Москва, 2019
Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы,
Москва "Глобус", 2009 г.
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 классы, Дрофа, Москва, 2002
Якуш Г.Н. Занимательная география, изд-во "Народная асвета", 1974
Приложения
Получает большое количество тепла; осадков – 400 мм; температура января -200; температура июля +250; полярная ночь – 60 суток; много болот и озёр;
почвы – чернозёмы.
Дополнительные задания
1. Капитаны получают список вопросов одинаковых, но иллюстрации разные.
Вопросы: 1. В какой природной зоне растут эти растения? Что вы знаете о них?
2. В какой природной зоне обитают эти животные? Что вы знаете о них?
3. Какая природная зона изображена на слайде, и по каким признакам вы её определили?
2. Конкурс капитанов.
1. На скорость написать названия всех природных зон России в направлении с севера на юг (капитан 1 команды) и с юга на север
(капитан 2 команды).
2. Чем смешанный лес отличается от широколиственного леса?
3. Что общего у тундры и степи?
4. Чем степь отличается от пустыни?
3. Конкурс «Кто быстрее и больше»
На доске написать как можно больше названий растений и животных к предложенной природной зоне. Участие принимают все члены команды поочередно. При одном выходе можно написать только одно название.