Урок русского языка во 2 классе на тему «Приставка и предлоги»
Цель | Задание | Методические комментарии | Ответы |
Узнавание | |||
Создание условий для закрепления умения писать слова с приставками и предлогами. | Спиши, раскрывая скобки. (В)лез (в)окно; (за)крыл (за)собой дверь; (во)двор (во)шёл; (про)шептал (про)себя; лодку (от)толкнули (от)берега; (по)плыли (по)реке. | Индивидуальная работа на этапе актуализации знаний (так как дети уже могут самостоятельно применить полученные ранее знания по данной теме). Проводится проверка с педагогом по эталону (быстрый и оперативный способ проверки). Критерии оценивания: 2 балла – все скобки раскрыты верно. 1 балл – было сделано 6 ошибок при раскрытии скобок. 0 баллов – сделано более 6 ошибок при раскрытии скобок. | Влез в_окно; закрыл за_собой дверь; во_двор вошёл; прошептал про_себя; лодку оттолкнули от_берега; поплыли по_реке. |
Прочитай текст, чего в нём не хватает? Спиши, вставь нужные по смыслу приставки и предлоги, выдели их. …дула зима …полю холодом. … бежали морозы …озёрам и рекам. …кинулись холода …зверей. …валило снегом поля. | Индивидуальная работа на этапе актуализации знаний (позволит вспомнить раннее пройденное и закрепить правила написания). Для проверки проводится фронтальный опрос педагогом (способ для определения, как дети уяснили тему) Критерии оценивания: 3 балла – правильно подобраны все приставки и предлоги в тексте. 2 балл – в некоторых моментах при написании допущены ошибки (1-3 ошибки) 1 балл – допущено более, чем половина ошибок в тексте. (4-5 ошибок) 0 баллов – в тексте все приставки и предлоги, либо почти все, написаны с ошибками. (6-7 ошибок) | В тексте не хватает предлогов и приставок в некоторых словах. Задула зима по_полю холодом. Побежали морозы по_озёрам и рекам. Накинулись холода на_зверей. Завалило снегом поля. | |
Запиши слова в 2 столбика. По какому принципу вы разделили слова? (За)горой, (на)доске, (за)бежать, (с)вернула, (на)резать, (от)валилась, (с)улицы, (по)бумаге, (на)чертили; (от)игрушки. | Групповая работа (оптимальный вариант для развития КУУД; поддержания мотивации и интереса к теме) на этапе актуализации знаний (узнавание раннее пройденного материала). Осуществляется взаимопроверка между группами (возможность проверить своё понимание задания, сравнить знания). Критерии оценивания: 1 балл – все слова распределены правильно на две группы. 0 баллов – слова в группах напутаны. | 1 столбик: за горой, с улицы; на доске; по бумаге; от игрушки 2 столбик: забежать свернула; нарезать; начертили; отвалилась | |
Воспроизведение | |||
Создание условий для закрепления знания, как пишутся, и умения писать слова с приставками и предлогами. | Измени словосочетания. Выдели приставки, подчеркни предлоги. Образец: Нарукавная повязка – повязка на рукав. Настенный календарь – … Подземный переход – … Загородная экскурсия – … Приморский край – … Довоенные события – … | Индивидуальная работа на этапе актуализации знаний (так как дети уже могут самостоятельно применить полученные ранее знания по данной теме). Проводится выборочная проверка педагогом (проверка усвоения знаний). Критерии оценивания: 1 балл – все словосочетания преобразованы по образцу, без ошибок. 0 баллов – в преобразовании словосочетаний присутствуют ошибки. | Настенный календарь – календарь на стену. Подземный переход – переход под землей. Загородная экскурсия – экскурсия за город. Приморский край – край при море. Довоенные события – события до войны. |
Найди слова с приставками. Выпиши их и выдели приставки. Закружила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька теплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. | Индивидуальная работа на этапе актуализации знаний (применение раннее изученных правил). Проводится выборочная проверка педагогом (проверка усвоения знаний). Критерии оценивания: 1 балл – найдены все слова в тексте, выполнено без ошибок. 0 баллов – пропущены слова, допущены ошибки. | Закружила, поспешила, забралась, прикрылась. | |
Выпиши предложения с правильным употреблением предлогов и приставок. Выдели приставки и предлоги. 1.Солнце за шло за горизонт, и вокруг стало темно. 2.Товар загрузили на пароход и доставили до места назначения. 3.Мальчик на писал письмо для дедушки и отправил его почтой. 4.Мама довела дело до конца и пошла отдыхать. | Парная работа на этапе вторичного закрепления (закрепление полученных знаний и развитие КУУД). Проводится фронтальная проверка педагогом (для выявления усвоения темы) Критерии оценивания: 2 балла – найдены 2 предложения без ошибок. 1 балл – найдено только 1 предложение без ошибок. 0 баллов – не удалось найти предложения без ошибок вовсе. | Ошибки: 1 предложение: солнце за шло – солнце зашло. 3 предложение: мальчика на писал – мальчик написал. Предложения без ошибок: 2. Товар загрузили на_пароход и доставили до_места назначения. 4. Мама довела дело до_конца и пошла отдыхать. | |
Понимание | |||
Создание условий для закрепления знания правила написания приставок и предлогов. | Выпиши предложения, где «по» является приставкой. Машина едет (по)дороге. Собака (по)бежала за палкой. (По)небу плывут облака. Девушка (по)бледнела от испуга. Рабочие (по)красили стену. | Индивидуальная работа на этапе вторичного закрепления знания (закрепление изученного правила). Проводится фронтальный опрос педагогом. Критерии оценивания: 1 балл – все предложения подобраны правильно. 0 баллов – присутствуют ошибки. | Собака побежала за палкой. Девушка побледнела от испуга. Рабочие покрасили стену. |
Измени слова так, чтобы однокоренное слово было с приставкой. Ветер – … Завтрак – … Осина – … Дар - … Бег - … | Индивидуальная работа на этапе вторичного закрепления знания (закрепление изученного правила). Проводится фронтальный опрос педагогом (для выяснения осознанности темы). Критерии оценивания: 1 балл – от каждого слова образована пара. 0 баллов – не все слова преобразованы. | Примерные варианты: Ветер – безветренный Завтрак – позавтракать Осина – подосиновик Дар – подарок Бег – забег | |
Найди и выпиши словосочетания с предлогами. Осень пришла и подарки всем раздала. Позолотила листья на березке. На ветках рябины развесила яркие бусы. Гриб под осиной спрятала для белки. Покрыла землю пестрым ковром. | Индивидуальная работа на этапе актуализации знаний (дети уже могут самостоятельно применить полученные ранее знания). Проводится проверка с педагогом по эталону (быстрый и оперативный способ проверки). Критерии оценивания: 2 балла – все словосочетания определены верно. 1 балл – найдены не все словосочетания или допущены ошибки (1-2 ошибки) 0 баллов – не найдено ни одного словосочетания или допущено много ошибок. | Листья на_берёзке. На_ветках рябины. Гриб под_осиной. Спрятала для_белки. | |
Применение в знакомых условиях | |||
Создание условий для развития умения применять правило написания приставок и предлогов со словами. | Спиши, исправив ошибки. По дула зима холодом. Со рвала листья с лесов, дубрав и раз метала их подорогам. Стали птицы стаями со бираться. Со брались и по летели завысокие горы, засиние моря в тёплые страны. | Индивидуальная работа на этапе актуализации знаний (самостоятельное применение знаний). Проводится проверка с педагогом по эталону. Критерии оценивания: 1 балл – исправлены все ошибки. 0 баллов – не все ошибки исправлены. |
Подула зима холодом. Сорвала листья с лесов, дубрав и разметала их по_дорогам. Стали птицы стаями собираться. Собрались и полетели за_высокие горы, за_синие моря в тёплые страны. |
Составь рассказ, используя словосочетания. (в)лесу, (по)крыто снегом, (над)пушистым ковром, (за)качались ветки, (по)сыпался снег. | Индивидуальная работа на этапе самостоятельной работы (закрепление полученных знаний). Проводится фронтальный опрос педагогом (способ для определения, как дети уяснили тему) Критерии оценивания: 2 балла – составлен текст с использованием всех словосочетаний, без ошибок. 1 балл – использованы не все словосочетания, присутствуют ошибки. 0 баллов – текст не составлен. | Примерный текст: В_лесу всё покрыто снегом. Над_пушистым ковром кружатся оставшиеся на зиму птицы. От сильного ветра закачались ветки. С них посыпался снег. | |
Выдели в словах приставки, подчеркни предлоги. Петя и Илья спустились с горы и пошли по тропинке. Вскоре они добрались до моря. Долго мальчики рассматривали очертания отплывающего от берега корабля. | Индивидуальная работа на этапе первичного закрепления знаний (задание на воспроизведение правила и осознание написания приставок и предлогов). Проводится проверка с педагогом по эталону (быстрый и оперативный способ проверки). Критерии оценивания (за слово): 2 балла – найдены и правильно определены все предлоги и приставки в тексте. 1 балл – не найдено несколько слов или сделаны ошибки. (4-5 слов/ошибок) 0 баллов – в тексте не найдено больше половины слов, допущено много ошибок (5 и более). | Петя и Илья спустились с_горы и пошли по_тропинке. Вскоре они добрались до_моря. Долго рассматривали мальчики очертания отплывающего от_берега корабля. | |
Применение в новых условиях | |||
Создание условий для формирования умения письма предлогов и приставок со словами. | Составь с данными словами словосочетания при помощи предлогов. Загорать, солнце Знакомиться, местность Залезть, одеяло Встать, кресла | Индивидуальная работа на этапе первичного закрепления знаний (отработка полученных знаний). Фронтальная проверка педагогом. Критерии оценивания: 2 балла – составлены словосочетания со всеми парами. 1 балл – не со всеми словами составлены словосочетания. 0 баллов – словосочетания не составлены. | Загорать на солнце Знакомиться с местностью Залезть под одеяло Встать с кресла |
Составь по два-три слова с приставками. с на по под за | Парная работа (развитие КУУД) на этапе вторичного закрепления знаний (закрепление знания правила). В качестве проверки – фронтальный опрос учителем (возможность проверить своё понимание задания, сравнить знания). Критерии оценивания: 2 балла – образовано по 3 слова с каждой из приставок. 1 балл – образовано по 2 слова с каждой из приставок. 0 баллов – образовано меньше, чем по 2 слова, с каждой из приставок. | Примерные ответы: с: сходить, сдать, сделать на: набрать, наехать, написать по: подорожник, полёт, поездка под: подъезд, подосиновик, подмешать за: заманить, закрасить, заснул | |
Соедини по элементу из двух столбцов. Приставка по Замах Предлог за Сделка Приставка с По горам Приставка за Побег Предлог по С маком Предлог с За море | Индивидуальная работа на этапе первичного закрепления знаний (отработка полученных знаний). Педагог проводит фронтальный опрос. (проверка осознания темы) Критерии оценивания: 1 балл – пары подобраны верно. 0 баллов – есть ошибки . | Приставка по – побег Предлог за – за море Приставка с – сделка Приставка за – замах Предлог по – по горам Предлог с – с маком |