Урок русского языка по теме «Многозначные слова. Правописание предлогов и приставок» (2 класс)
Урок по теме: Многозначные слова. Правописание предлогов и приставок.
2 класс УМК Занков, учебник русский язык Нечаева Н.В.
Цель: Познакомиться с многозначными словами и их возможностями в области лексической сочетаемости. Повторить правописание предлогов и приставок.
Планируемые результаты: умение опознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении. Демонстрировать умение находить предлоги и приставки в данном материале, выполнять звукобуквенный разбор слов, определять части речи.
УУД Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности, понимание причин успеха в учебе; интереса к познанию русского языка;
Регулятивные: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять пошаговый контроль по результату деятельности под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных признаков в коллективной и индивидуальной организации деятельности;
Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению; строить понятные для партнера высказывания; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию;
Этап урока |
Содержание урока, направляющая деятельность учителя |
Форма работы, деятельность обучающихся |
I.Организационный момент. |
Наш урок я хочу начать с мудрой русской пословицы «Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет» Внимательно слушайте, дружно работайте и открывайте новые знания. |
Фронтально: Проверяют готовность к уроку. Записывают число |
АОЗ (актуализация опорных знаний) |
Игра «Четвёртый лишний» 1. Тростник, серёжка, лестница, солнце. - Назовите проверочное слово 2. Полянка, река, петушок, река, тропинка. - От какого слова образовано? Каким способом? 3. Банка, чашка, бабочка, тарелка 4. Гладкий, скользкий, золотой, гибкий - Объясните правописание безударных гласных |
Коллективно (выбирают «лишнее» слово, объясняя принцип выбора) |
II. Постановка учебной задачи |
Игра «Найди пару» Приложение 1. - Прочитайте выделенные слова. Определите части речи. Соедините линиями слова с рисунками. Серёжка, петушок, бабочка, золотой - Как называются все эти слова? (многозначные) - Почему? -Определите тему и задачи урока. Тема: Многозначные слова. Задачи: Узнать, что такое однозначные и многозначные слова. Научиться находить многозначные слова.
|
Работа в группах : определяют и принимают задачи урока. |
III. Работа по теме урока |
1. Запишите словосочетания с прилагательным золотой, меняя, где надо форму слова. Какие словосочетания вы записали? От чего зависит изменение формы прилагательного? - Какое словосочетание имеет прямое значение? Объясните лексическое значение остальных словосочетаний. Где можно найти точное лексическое значение слова? (в толковом словаре)
- Итак, по своему значению слова бывают … (однозначные и многозначные) Рассмотрите схему доске: Слова Однозначные Многозначные - Что такое многозначные слова? (Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.) - Что такое однозначные слова? (Однозначные слова имеют только одно значение) 2. На доске записаны слова. Разделите слова на 2 группы и запиши в два столбика: Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, кисть, рис. - На какие 2 группы вы их разделили? (однозначные и многозначные) 3. Промежуточное подведение итога. - Какое новое знание вы открыли? Нарисуйте шкалу Н (новое знание) и отметьте на ней, как вы усвоили новое знание. |
Коллективно Работа в парах |
Физкультминутка |
Коллективно |
|
VI.Работа по теме Правописание предлогов и приставок. Орфографическая работа. упр 313 с 54 |
1)Откройте учебник на стр 54, упр 313. Прочитайте стих Виктора Лунина. (про себя, вслух выразительно) - Объясните заголовок. В каком значении употреблено слово «вежливый»? 2) Во второй строчке и реплике слона обведи предлоги, обозначь приставки. Объясните написание предлогов и приставок. 3) В первых двух строчках найдите орфограммы и объясните их написание. 4) Запишите текст. Не забудьте правила написание стихотворного текста. 5) Найдите пары рифмующихся слов. Выполни звукобуквенный разбор второй пары рифмующихся слов. Муравью – 7 зв, 3 гл.. 4 согл, 7 б Мою - 4 зв, 2 гл, 2 согл, 3 б -Почему в первом случае при йотированной ю в слове количество звуков и букв совпало, а во втором нет? |
Коллективно |
VII. Итог урока. |
- Какие новые знания открыли на уроке на уроке? - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? Оцените свою работу на уроке по шкале Красота Правильность, а внизу нарисуйте при помощи смайлика свое эмоциональное состояние. |
Дают самооценку деятельности |
VIII Д/З |
1) С 56 упр 315 2) составить словосочетания с многозначными словами в прямом и переносном значении (5 – 6) |
Приложение 1
серёжка
петушок
бабочка
золотой