12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лаврова Анна Анатольевна2048
Учитель начальных классов
Россия, Челябинская обл., Верхний Уфалей

Тема урока: Приставка как часть слова

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова

Задачи урока:

обобщить знания об известных частях слова, познакомить с приставкой как значимой частью слова, научить выделять её

активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации

работать над формированием коммуникативных УУД, способствовать созданию положительного настроя на уроке

Планируемые результаты:

Личностные: Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи. Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществление контроля по результату и способу действия. Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа. Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения. Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач. Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Владение общим способом решения задач. Установление причинно-следственных связей, аналогий. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Построение монолога, владение диалогической формой речи. Точная и последовательная передача необходимой информации. Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности. Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра. Формулирование собственного мнения и позиции.

Предметные: ученик получит знания о приставке как значимой части слова; научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки

Средства обучения:

С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 1. . - М.: «Вентана-Граф», 2016 г., 2 класс;

презентация к уроку;

мультимедийная установка;

карточки для групповой и индивидуальной работы.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

(1 – 2 мин.)

Цель этапа:

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 

Снова прозвенел звонок-

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем

Организует мотивирование к учебной деятельности.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке.

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”)

 

2. Актуализация и фиксирование знаний

(4 – 5 мин.)

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

 

1)Минутка чистописания:

-Найдите закономерность и определите, какую букву мы будем писать сегодня

t1574272519aa.pngt1574272519ab.pngt1574272519ac.png

 

(п)

Продолжите закономерность

Пп ППп ПППп

Словарный диктант

 

2) Актуализация знаний:

- Что записали?

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

 

-Назовите части слова.

-Какими знаками принято обозначать эти части?

 

 

Кластер «Части слова»

- Как вы думаете – может ли быть слово без корня?

- А без суффикса?

- Что такое суффикс?

- Какая часть слова называется окончанием?

-Чему мы учились на уроках русского языка?

-Как будем рассуждать, чтобы определить из каких частей состоит слово? (Алгоритм)

 

 

2. - Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы.

-Подберите однокоренные слова к слову снег (Запись на доске: снежный, снежинка, подснежник)

Разбор по составу снежный

(хором по алгоритму).

 

Разбор по составу снежинка (самостоятельно с проговариванием)

 

-Отгадайте загадку

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и вмиг

Получился ...

-Найдите в тексте загадки однокоренное слово к слову снеговик.

Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию.

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивация к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 

3. Выявление места и причины затруднения

(3 – 4 мин.)

Цель этапа:

выявление и фиксация места и причины затруднения

Как называются цветы, которые потребовала маленькая королева к Новому году в сказке 12 месяцев?

(Подснежники)

Является ли это слово однокоренным к нашей группе? Докажите

Задание.

Разберите по составу слово подснежники

- Достаточно ли тех знаний, что мы имеем?

Организует выявление учащимися места и причины затруднения.

1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

(4 – 6 мин.)

Цель этапа:

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

 

Что вы заметили?

- Почему осталась невыделенная часть слова?

- Какой у вас возникает вопрос? (как называется эта часть и как выделяется)

- А есть ли желание у вас узнать? (да)

- Тогда поставьте задачу на урок.

Узнать, как называется часть, которая стоит перед корнем и как обозначается

- Мы сегодня будем работать ещё с одной частью слова.

Определим её место и роль в слове, узнаем обозначение и значение.

Организует постановку цели. (На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов).

 

 

В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели.

5. Реализация построенного проекта.

(5 – 8мин.)

Цель этапа:

построение и фиксация нового знания

-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами выполним следующее задание

Допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой

бежал за угол

бежал из дома

бежал первым

бежал через дорогу

бежал от края

Подсказка:

За - вы - при - пере - от - про –

Какую работу выполняли с подсказками? (приставляли)

Чем стала являться подсказка? (частью слова)

Где стоит эта часть слова?

Для чего она служит?

Как бы вы назвали часть слова, которую приставляем к корню, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?

Так что же такое приставка?

Как бы вы обозначали приставку?

- Откройте учебник на стр.128 и прочитайте статью из рубрики «Тайны языка»(дети читают)

Мы с вами правильно сформулировали понятие приставка?

-Что же это за часть слова?

- Тема нашего урока «Приставка как часть слова»

Осуществляет реализацию построенного проекта: обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(4 – 6 мин.)

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях

Найдите место приставке в схеме КЛАСТЕР

(хором правило)

Выполнение Упр.4 с.45

 

Связь с жизнью.

- Выполните следующие действия

Запись на доске: открыть-закрыть(книгу)

выйти-зайти (ученик)

налей-вылей

Что вам помогло правильно выполнить действия?

Приставки помогают в жизни выполнить правильно действия. Значит нам их надо уметь находить. АЛГОРИТМ

А как же найти приставку в слове. Давайте расставим по порядку рассыпавшийся алгоритм нахождения приставки. В какой последовательности нужно выполнить действия?

Выдели корень.

Назови часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.

Назови приставку.

Подбери однокоренные слова.

Проверьте себя по учебнику (стр.145)

 

3) Давайте определим в какой последовательности будем разбирать слова по составу

Разбор по составу слова ЗАМОРОЗКИ (по алгоритму)

 

Организует парную, групповую работу.

В форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(3 – 5 мин.)

Цель этапа:

самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

 

-Ребята, посмотрите, у вас на партах карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания вам предлагается выполнить.

Зелёная  карточка

«Вставь приставку»: 
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить

Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить  чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Проверка фронтальная.

Самооценка

Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение. (5 - 8 мин.) Цель этапа:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Игра «Хлопки»

- Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы не хлопаете

делать, сделать,

вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил.

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

( 2 – 3 мин.)

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 

1. Разрешение проблемы

-Давайте ещё раз посмотрим на задание, которое мы не выполнили в начале урока.

-Можете выделить оставшуюся часть слова? (подснежники)

2. Прием «Кубик» Продолжите предложения

На гранях куба: приставка-это.., приставка стоит…,

приставка служит…,

обозначается…,

имеет…,

чтобы найти приставку….

Какие вы запомнили приставки?

- Что нового узнали из этого урока?

- Что такое приставка?

- Где она стоит?

- Для чего они служат?

- Имеет ли приставка значение?

3. Лесенка

На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?

- Всё понятно на уроке, затруднений нет.(верхняя ступенька)

- Ничего не понятно.(нижняя ступенька)

- Хочу знать больше. (средняя ступенька)

3.Домашнее задание

по выбору упр 4. или упр. 5 и правило на стр.128

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию, даёт задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.