Урок русского языка на тему «Приставка как часть слова» (2 класс)
Тема урока: Приставка как часть слова
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова
Задачи урока:
обобщить знания об известных частях слова, познакомить с приставкой как значимой частью слова, научить выделять её
активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации
работать над формированием коммуникативных УУД, способствовать созданию положительного настроя на уроке
Планируемые результаты:
Личностные: Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи. Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществление контроля по результату и способу действия. Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа. Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения. Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач. Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Владение общим способом решения задач. Установление причинно-следственных связей, аналогий. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Построение монолога, владение диалогической формой речи. Точная и последовательная передача необходимой информации. Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности. Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра. Формулирование собственного мнения и позиции.
Предметные: ученик получит знания о приставке как значимой части слова; научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки
Средства обучения:
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 1. . - М.: «Вентана-Граф», 2016 г., 2 класс;
презентация к уроку;
мультимедийная установка;
карточки для групповой и индивидуальной работы.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
1.Мотивирование к учебной деятельности (1 – 2 мин.) Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Снова прозвенел звонок- Начинается урок. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем |
Организует мотивирование к учебной деятельности. |
Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки ("могу”)
|
|||
2. Актуализация и фиксирование знаний (4 – 5 мин.) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
|
1)Минутка чистописания: -Найдите закономерность и определите, какую букву мы будем писать сегодня
(п) Продолжите закономерность Пп ППп ПППп Словарный диктант
2) Актуализация знаний: - Что записали? Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей.
-Назовите части слова. -Какими знаками принято обозначать эти части?
Кластер «Части слова» - Как вы думаете – может ли быть слово без корня? - А без суффикса? - Что такое суффикс? - Какая часть слова называется окончанием? -Чему мы учились на уроках русского языка? -Как будем рассуждать, чтобы определить из каких частей состоит слово? (Алгоритм)
2. - Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы. -Подберите однокоренные слова к слову снег (Запись на доске: снежный, снежинка, подснежник) Разбор по составу снежный (хором по алгоритму).
Разбор по составу снежинка (самостоятельно с проговариванием)
-Отгадайте загадку Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем, Нос приделали и вмиг Получился ... -Найдите в тексте загадки однокоренное слово к слову снеговик. |
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию. |
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивация к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
|
|||
3. Выявление места и причины затруднения (3 – 4 мин.) Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения |
Как называются цветы, которые потребовала маленькая королева к Новому году в сказке 12 месяцев? (Подснежники) Является ли это слово однокоренным к нашей группе? Докажите Задание. Разберите по составу слово подснежники - Достаточно ли тех знаний, что мы имеем? |
Организует выявление учащимися места и причины затруднения. |
1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
|
|||
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (4 – 6 мин.) Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации
|
Что вы заметили? - Почему осталась невыделенная часть слова? - Какой у вас возникает вопрос? (как называется эта часть и как выделяется) - А есть ли желание у вас узнать? (да) - Тогда поставьте задачу на урок. Узнать, как называется часть, которая стоит перед корнем и как обозначается - Мы сегодня будем работать ещё с одной частью слова. Определим её место и роль в слове, узнаем обозначение и значение. |
Организует постановку цели. (На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов).
|
В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели. |
|||
5. Реализация построенного проекта. (5 – 8мин.) Цель этапа: построение и фиксация нового знания |
-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами выполним следующее задание Допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой …бежал за угол …бежал из дома …бежал первым …бежал через дорогу …бежал от края Подсказка: За - вы - при - пере - от - про – Какую работу выполняли с подсказками? (приставляли) Чем стала являться подсказка? (частью слова) Где стоит эта часть слова? Для чего она служит? Как бы вы назвали часть слова, которую приставляем к корню, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? Так что же такое приставка? Как бы вы обозначали приставку? - Откройте учебник на стр.128 и прочитайте статью из рубрики «Тайны языка»(дети читают) Мы с вами правильно сформулировали понятие приставка? -Что же это за часть слова? - Тема нашего урока «Приставка как часть слова» |
Осуществляет реализацию построенного проекта: обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. |
Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. |
|||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (4 – 6 мин.) Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях |
Найдите место приставке в схеме КЛАСТЕР (хором правило) Выполнение Упр.4 с.45
Связь с жизнью. - Выполните следующие действия Запись на доске: открыть-закрыть(книгу) выйти-зайти (ученик) налей-вылей Что вам помогло правильно выполнить действия? Приставки помогают в жизни выполнить правильно действия. Значит нам их надо уметь находить. АЛГОРИТМ А как же найти приставку в слове. Давайте расставим по порядку рассыпавшийся алгоритм нахождения приставки. В какой последовательности нужно выполнить действия? Выдели корень. Назови часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка. Назови приставку. Подбери однокоренные слова. Проверьте себя по учебнику (стр.145)
3) Давайте определим в какой последовательности будем разбирать слова по составу Разбор по составу слова ЗАМОРОЗКИ (по алгоритму)
|
Организует парную, групповую работу. |
В форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
|||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 – 5 мин.) Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях
|
-Ребята, посмотрите, у вас на партах карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания вам предлагается выполнить.
Проверка фронтальная. Самооценка |
Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. |
|||
8. Включение в систему знаний и повторение. (5 - 8 мин.) Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Игра «Хлопки» - Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы не хлопаете делать, сделать, вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил. |
Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. |
Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм) |
|||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 2 – 3 мин.) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
1. Разрешение проблемы -Давайте ещё раз посмотрим на задание, которое мы не выполнили в начале урока. -Можете выделить оставшуюся часть слова? (подснежники) 2. Прием «Кубик» Продолжите предложения На гранях куба: приставка-это.., приставка стоит…, приставка служит…, обозначается…, имеет…, чтобы найти приставку…. Какие вы запомнили приставки? - Что нового узнали из этого урока? - Что такое приставка? - Где она стоит? - Для чего они служат? - Имеет ли приставка значение? 3. Лесенка На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять? - Всё понятно на уроке, затруднений нет.(верхняя ступенька) - Ничего не понятно.(нижняя ступенька) - Хочу знать больше. (средняя ступенька) 3.Домашнее задание по выбору упр 4. или упр. 5 и правило на стр.128 |
Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию, даёт задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) |
Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности. |