Доклад на тему «Формирование оценочной деятельности у учащихся 1 класса»

0
0
Материал опубликован 22 October 2017

Подготовила учитель начальных классов

                                                          МБОУ «СОШ №15» г.Череповца

                                                                Соловьева Виктория Владимировна


 


 


 


 


 


 


 

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Ориентация образовательных стандартов на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Входя в состав универсальных учебных действий, контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он еще не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Структура действия оценки включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания.

Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются:

— постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;

— предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;

— организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

— формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Оценка становится необходимой, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;

— формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

— организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.

Работа по формированию оценочной деятельности младшего школьника начинается с первых дней обучения в школе. В первом классе обучение безотметочное, что позволяет использовать различные приемы оценочной деятельности. В своей работе с детьми в 1 классе активно использую несколько приемов.

«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

«Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Аналогом «Светофора» являются «Смайлики». В данном случае вместо цветов используются соответствующие выражения лиц, изображенных на картонных кружочках.

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Работа с «листами оценки индивидуальных достижений» позволяет ребенку оценивать не только достигнутые учебные результаты в конкретный момент времени, но и оценить динамику своих достижений, например, за учебный год. Листы индивидуальных достижений предполагают самооценку учащихся, оценку родителей и учителя, что позволяет ребенку соотнести все эти оценки и в дальнейшем критически подходить к самооценке.

«Учебное портфолио» представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату. Такая форма рефлексивной работы помогает школьникам научиться анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.

Словесная оценка позволяет формировать умение давать развернутую характеристику выполненной работе, ответу. В отличие от знаково-символической оценки в данном случае требуется доказать свое мнение. Кроме того, словесная оценка всегда имеет эмоциональную окраску.

«Незаконченное предложение» - ребятам предлагается начало предложений, а им необходимо его закончить. Такой прием использую в основном в конце урока, когда ребенку нужно оценить свою работу на уроке. Так например, можно предложить следующие фразы: «Сегодня на уроке я узнал…», «У меня получилось…», «Теперь я могу сам / с помощью…», «Мне было трудно…», «Над …. мне нужно еще поработать». Такая работа позволяет видеть ребенку не только то, что он умеет, но и то, что еще не усвоено или вызывает затруднения, и уже на основе этого анализа адекватно оценивать свою работу на уроке.

Составление проверочных работ предполагает выделение критериев и на их основе составление небольших работ.

Использоваться должны различные формы работы по формированию оценочной деятельности: индивидуальная (самооценка), работа в парах и группах (взаимооценка), фронтальная работа (оценка учителя, взаимопроверка).

Закладываются в 1 классе два вида оценок: прогностическая (ребенок до выполнения задания должен оценить свои возможности, свои знания и умения и на основе этого анализа сделать предположение, как он справиться с предложенной работой) и ретроспективная (ребенок оценивает уже выполненную работу). Прогностическая оценка направлена на выявление возможностей реализации деятельности. Она обеспечивает условия адекватного целеполагания. Ретроспективная оценка направлена на анализ предполагаемых причин неудач и внесение соответствующих коррективов в деятельность.

Для выявления уровня сформированности оценочной деятельности у учащихся 1 «В» класса в конце 3 четверти 2016-2017 учебного года ребятам было предложено написать словарный диктант, состоящий из словарных слов, с которыми учащиеся уже знакомы. Работу выполняли 22 человека. Перед написанием диктанта детям было предложено подумать, как они справятся с этим заданием, оценить свое умение писать известные словарные слова. Для этой цели использовалась волшебная линеечка. После того, как диктант был написан, ребятам было предложено найти словарные слова в тетради на печатной основе по русскому языку и проверить правильность написания слов у себя в тетради. Когда проверка была выполнена, ребята снова оценили свое умение писать словарные слова с помощью волшебной линеечки. После чего, было проведено обсуждение результатов, сравнение обеих оценок, выявление возможных причин их несовпадения.

Проведенная работа показала, что перед написанием диктанта свои возможности оценили адекватно 7 чел. (32% учащихся класса), незначительно заниженная самооценка - 2 чел. (9%), незначительно завышенная самооценка - 5 чел. (23%), сильно завышенная самооценка – 6 чел.(27%). 2 человека (9%) в классе не оценили себя.

Ретроспективная оценка оказалась адекватной у 13 чел. (58%), незначительно заниженной у 1 чел. (5%), незначительно завышенной у 5 чел. (23%), сильно завышенной у 2 чел. (9%), не оценил себя 1 чел. (5%).

Таким образом, мы видим, что оценочная деятельность еще не сформирована у младших школьников. Прогностическая оценка вызывает больше затруднений у учащихся, чем ретроспективная. Однако стоит отметить, что на данный момент большинство учащихся умеют сопоставлять свою работу с образцом, уже могут критически подходить к оценке своей работы и способны корректировать самооценку.

В 1 классе только началась работа по формированию оценочной деятельности у учащихся. Она будет продолжена в последующие годы обучения. Необходимо вооружить детей такими умениями, как умение выделять критерии оценки, фиксировать их определённым образом, проводить пооперационный контроль, проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков, высказывать свою точку зрения при оценке ответов и т. д.

Используемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.: от действия к мысли: пособие для учителя./ Под ред. Асмолова, А.Г. – Москва: Просвещение, 2010. – 151 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации