Приёмы мотивации: маленькими шагами к большой цели
Одним из сильных рычагов мотивации является установка на осознанный результат, когда человек понимает, зачем он занимается той или иной деятельностью и к чему это его приведет. Школьникам в силу возрастных особенностей трудно осознать в полной мере, зачем они изучают такое количество разных предметов и как им это поможет в дальнейшей жизни, поэтому важно приблизить цель. В этом может помочь, например, решение практических задач, связанных с какими-то реальными бытовыми ситуациями, в которых ребята реально могут оказаться в своей повседневной жизни. Практическая значимость задания всегда усиливает интерес к его выполнению.
Еженедельный рейтинг успеваемости и поведения также может в какой-то степени повысить мотивацию. Здесь важно, чтобы каждую неделю он обнулялся и таким образом давал возможность ученикам, потерпевшим какие-то неудачи, начать всё с чистого листа. Но можно отдельно вести и более длительную рейтинговую историю, занося в нее результаты еженедельного соревнования. Если эти результаты будут как-то поощряться (например, среднее арифметическое значение выставляется как отметка в журнал или определенное количество набранных баллов приравнивается к дополнительному баллу за какую-то промежуточную самостоятельную работу — здесь каждый учитель может самостоятельно решить), то это ещё больше мотивирует учащихся.
Определенную роль в мотивации школьников может сыграть даже оформление классного пространства, например, наличие мотивирующих плакатов, которые могут обновляться раз в неделю или раз в четверть. Конечно, это самое сильное средство воздействия, но в совокупности с другими приёмами может принести некоторый результат.
На протяжении урока также важно поддерживать мотивацию учащихся. Здесь могут помочь такие способы как паузы и смена видов деятельности (фронтальная — групповая — парная — индивидуальная работа или устный опрос — дискуссия — лекция — письменная работа на карточках и т.д.), короткие аудио- или видеовставки с последующими заданиями по теме, проблемные вопросы, мозговой штурм, игровые элементы, ловушки внимания, разного плана загадки, ребусы, чёрный ящик с неизвестным предметом и т.п. В младших классах хорошо работает приём визуализации, когда на уроке присутствует какой-нибудь сказочный персонаж, который решает общую с ребятами задачу.
Для постоянного поддержания интереса важно не останавливаться на каком-то ограниченном круге приёмов, они должны всё время меняться, чтобы каждый раз удивлять учеников, заставать врасплох, тогда они будут ждать от урока чего-то нового, и это новое будет им нравиться. Но главное — это заинтересованность самого педагога: дети чувствуют увлечённость взрослого и неосознанно заражаются ею. Учники должны видеть и значть, что их учитель тоже постоянно чему-то учится. Следуя его примеру, они тоже научатся получать удовольствие от приобретения новых знаний.