Приёмы работы с поэтическим текстом
Приёмы работы с поэтическим текстом в начальной школе.
В настоящее время при обучении в начальной школе все большую трудность представляет изучение литературного чтения. Основная проблема современного школьника заключается в том, что пропадает интерес к чтению: дети не читают, не хотят, не любят читать. Особую сложность представляет раздел изучения поэтического произведения.
Художественные произведения могут быть поэтическими и прозаическими.
В толковом словаре С. И. Ожегова даются следующие толкования слова ПОЭЗИЯ:
Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Произведения, написанные стихами
Красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования
Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение, написанное в стихотворной форме. В стихотворение присутствует ритм и рифма (рифма не всегда может присутствовать).
Приёмы работы:
Знакомство с поэтическим произведением и его восприятие – аудирование, видео ряд с дикторским прочтением стихотворения, чтение стихотворения учителем, самостоятельное прочтение с расстановкой акцентов, обсуждение.
Анализ работы с поэтическим произведением:
Смотрим и считаем строфы
Детям даётся разграничивающее понятие строка и строфа. Строфа – это маленький стих (абзац) – отделённый пробелом.
Ищем рифмы и определяем способы рифмовки.
Основные способы рифмовки:
- смежная рифмовка (парная) рифмуется 1 и 2 строчка, 3 и 4 сточка;
- перекрёстная рифмуется 1 и 3 строчка, 2 и 4 строчка;
- кольцевая (опоясывающая) рифмуется 1 и 4 строчка, 2 и 3 строчка.
Определяем ритм – чередование ударных и безударных слогов.
Стихотворные размеры бывают двухсложные (ударный и безударный слог) и трёхсложные (удар и два безударных слога).
В зависимости от ударений выделяют 5 видов стихотворных размеров: ямб, хорей (двухсложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные)
Двухсложные запомнить просто: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Слово ассоциация для трёхсложных размеров слово ДАМА, которое расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, последняя буква А - анапест, значит ударение на третий.
Выбираем одну строчку их стихотворения. Делим на слоги, ставим ударения, затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Выделяем средства художественной выразительности:
- Эпитеты - это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления.
- Сравнения – прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Называются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают, через союзы как, словно, будто, точно, как будто и т.д.
- Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются по смыслу, но не грамматически.
- Олицетворение – приём наделения неживых предметов свойствами одушевленных существ.
Наиболее сложным этапом работы над поэтическим текстом является поиск средств художественной выразительности. Чтобы дети нагляднее представили себе роль, которую выполняют средства художественной выразительности можно провести следующую работу:
Прочитать отрывок из какого-нибудь стихотворения, например, Утес
М.Ю. Лермонтов «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Предложить детям заменить стихотворные строки реальным описанием событий, убрав средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты и сравнения). Получается прозаический текст:
Ночью в горах была туча. Утром она ушла (умчалась). С утёса стекают капельки дождя.
Дети замечают, что в прозаическом пересказе пропадает красота стихотворения, его яркость и образность. Роль средств художественной выразительности становится более ясной и понятной.
Подобная работа с поэтическими текстами помогает глубже понять и осмыслить текст, учит анализу художественного произведения, развивает речь и мышление учащихся; у детей развивается техника и выразительность чтения.
Разбираем методику на стихотворении А.С. Пушкина
1. Выбираем одну строку, в которой меньше всего предлогов и союзов
2. Делим слова на слоги и ставим ударения
3. Нумеруем слоги и выписываем номера ударных слогов
4. Смотрим Запоминалку и определяем стихотворный размер.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно: (А. С. Пушкин)
По/раˊ/, кра/саˊ/ви/ца /, прос/ниˊсь/:
1 2 3 4 5 6 7 8
2,4,8 – ямб
Раздаточный материал для тренировки в определении стихотворных размеров.
В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин) | Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов) |
Сижу за решеткой в темнице сырой... Вскормленный в неволе орёл молодой, Мой верный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. (А.С. Пушкин) | Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Всё лицо твое вспыхнуло вдруг. (Н. А. Некрасов) |
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов) | Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов) |
Тренируемся в определении размеров (проверка)
Запоминалка-наглядность