12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Васильева Анна Николаевна32
1

«ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ФУНКЦИЙ ЗАПОМИНАНИЯ И ПРИПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА –ОРИГАМИ»

«ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ФУНКЦИЙ ЗАПОМИНАНИЯ И ПРИПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА –ОРИГАМИ»



А.Н.Васильева

ГБОУ школа №684 «Берегиня» Московского района

Г. Санкт - Петербурга


Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных основ воспитания и обучения дошкольников, так кат от уровня развития связной монологической речи зависит дальнейшее обучение детей.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети в дошкольном возрасте затрудняются составить рассказ, пересказать сказку, описать предмет и составить рассуждение на определенную тему. Развитие монологической речи – приоритетная задача дошкольного образования, так как речь является основой любого коммуникативного взаимодействия. Развитие монологической речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной монологической речи современных детей встречаются такие недостатки: связные высказывания короткие; высказывание не последовательны; логически не связны между собой; уровень информативности высказывания ребенка низок. Связная монологическая речь- активный вид речевой деятельности, обращенный к одному или группе слушателей, рассчитанный на восприятие, характеризующийся развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью.  При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Монологическая речь- это развернутый вид речи, в которой говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на её основе высказывание. Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Эта речь в большей степени произвольна. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, образно.

Монологическая речь развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание, должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

В игровой деятельности разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, также дидактическая игра помогает закрепить полученные при обучении знаний. Поэтому для формирования и развития связной монологической речи дошкольников в своей работе я включала дидактические игры во все виды детской деятельности и режимные моменты. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения и закрепления знаний. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к дидактическим играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной и речевой деятельности.

Дидактические игры провожу со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. У детей дошкольного возраста, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому использовала игры с элементами соревнования. Наибольший эффект работы по развитию связной монологической речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные, в которых представление о структуре высказывания и её особенностях в каждом типе текста.

        Постепенно вводила тексты более объемные по содержанию, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства.

С этой целью использовала такой метод, как беседа: в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяла основные части повествования, ставила вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев.

Особый интерес у детей вызывал пересказ – инсценированние. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек, шаблона или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Детям очень нравится пересказ с опорой на сюжетные картинки, или   серию картин, а   так же на мнемотаблицы.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами которыми ребёнок овладевает в этом возрасте являются образные средства: сенсорные эталоны различные символы и знаки (наглядные модели схемы таблицы). Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развивать у ребёнка воображение способность к замещению умение находить взаимосвязи надо учить его «читать» графическую аналогию т.е. умение обозначать одним символом реальный образ отразив им общие признаки объектаи замещать предметы.

Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования я применяла мнемодорожки. Дети составляли загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть. Хочу заострить своё внимание на современном методе – мнемотехники. Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний. Как любая работа мнемотехники строятся от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов. Постепенно переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа, стихотворения, или сюжета.

Моя программа «Волшебный мир искусства – оригами» предоставляет детям возможность реализовать его творческий потенциал через занятия, помогает детям реализовать свои возможности и проявлять свои конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности, в необходимости воспитания общей культуры.

Цель: создать условия для театрализованной игры с использованием техники оригами.

«Волшебный мир театра - оригами»: в данный момент существует достаточно много аналогичных программ, включающих в себя работу со сказками и выполнение фигур из бумаги в технике оригами. Но чаще авторы используют сказки в качестве терапии или обучения пересказу, а технику оригами как развитие мелкой моторики в конструировании. В данной программе дошкольники используют инсценировку прочитанной сказки с использованием фигурок в технике оригами, выполненных самостоятельно, не только для развития монологической речи, но и самостоятельно выстраивают действия по композиции сказки с помощью мнемотаблиц, мнемодорожек, тактильных дощечек и коллажей.

На примере одного занятия хочу показать, как мнемотехника помогает детям легче запомнить материал и рассказать о нем.

Сказка «Теремок» Цель: познакомить детей со звуком «Т» Задачи: учить четко и правильно выполнять артикуляционную гимнастику; продолжать знакомить на основе мнемотаблицы с характерными признаками времени года «весна»; продолжать знакомить с методом запоминания «коллаж»; развивать у детей интеллектуальные способности.

1 Задание - «Отгадай загадку»

2 Задание – «Конструирование из крупного строителя «Теремок»

3 Задание – «Узнай на ощупь (тактильные дощечки)»

4 Задание – «Мнемотаблица по сказке»

Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что – то воспринимая, но и опосредованно с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребёнка. Воображаема ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям разделяет их чувства живёт вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.



























Список литературы:



Веракса,Н.Е. Комарова,Т.С., Васильева,М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст], 93с 

Глазунова, О.В. «Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам» [Электрон. ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/user/glazunova-olesya-viktorovna/blog/formirovanie-monologicheskoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-obucheniya-rasskazivaniyu-po-syuzhetnim-kartinam-i-ka-57675.html

Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. Испр. – СПб,: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005. – 96с. +48 с. цв. Ил. (Библиотека программы «Детство»)

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.