12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Наталья Дмитриевна827
Люблю вносить в свою работу что то новое. интересное.
Россия, Тюменская обл., Тюменский район
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
5

Статья «Что способствует развитию речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Тема: «Что способствует развитию речи у детей дошкольного возраста»

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Речь малыша развивается по подражанию. Поэтому большую роль в ее формировани и играет четкая, не торопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

К 2 годам, активный словарь у детей насчитывает 250 — 300 слов.

К 3 годам, 800 — 1000 слов. Речь становиться для ребенка полноценным средством общения.

К 5 годам, - 2500 — 3000 слов. Удленяется и усложнгяется фраза, улучшается произношение.

При нормальном развитии речи, к 5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.

К 6 годам, - ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет досточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

Работая над развитием речи у детей, необходимо обращать внимание на произносительную сторону звуковой культуры речи.

Основные компоненты звуковой культуры речи:

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, придают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение. Позволяет говорящему выражать разные чувства.

Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов.

Темп — скорость произнесения речи.

Тембр — это эмоциональная окрашенность высказывания, придающая речи многообразные оттенки: удивление, грусть, радость.

Логические ударения — это смысловые выделения слова во фразе, путем усиления голоса.

Для формирования правильного звукопроизношения у детей должна быть положена последовательная отработка всех звуков родного языка.

  1. Начинать следует с простых для произношения звуков: - И - , - Ф -, - Т-

  2. Отрабатывается четкое произношение всех гласных и согласных звуков.

  3. Работать над умением выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

 

Чтобы речь ребенка развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днем используйте:

1. Скороговорки и чистоговорки. Постоянное произношение определенных слов помогает выработать у малыша правильное звукопроизношение. Кроме того, развивает умение слышать и различать звуки устной речи.
2. Различные артикуляционные упражнения. Они направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к четкому произношению. Логопеды советуют проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, повторяя одно и то же упражнение по несколько раз.
3. Живое общение.  Говорите с ребенком как можно больше. Не заменяйте слова жестами, возгласами или действиями. Привлекайте ребенка к называнию предметов или комментированию своих действий.  Спрашивайте: «Что ты держишь в ручках? Во что ты сейчас играешь? Как зовут твоих игрушек?» и т.д. Делайте вид, что не понимаете малыша, когда он указывает пальчиком на вожделенный предмет. Пусть словами скажет, что ему нужно.
Разговаривайте с малышом в группе: на занятиях, других режимных моментах, на улице. Всегда и везде, где предоставляется такая возможность.
4. Пересказы. Учите ребенка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошел его вечер дома, с семьей, с кем он играл на детской площадке, как провел выходные. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой  рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша.
5. Чтение. Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребенок знакомиться с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте  голосом и интонацией речь разных героев. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики кисти рук малыша. Учеными доказано, что развитие детской речи неразрывно  связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому  привлекайте ребенка к играм с кубиками, паззлами, мозаикой, конструкторами. Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а девочек -  заинтересовать сборкой бусинок. 
7. Наберитесь терпения. Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его и не муштруйте. Поправьте малыша. Попросите, чтоб он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но  только ежедневные занятия помогут воспитать правильную речь у ребенка.

 

Все это способствует формированию правильного звукопроизношения у детей, т.е является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду.

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.