Публикация «Развитие сукцессивных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Развитие сукцессивных функции
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
учитель-логопед
Мещененкова Ирина Николаевна
Сукцессивные (лат. successio) функции - это операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности.
Психологи и нейрофизиологи А.Н. Корнев, А.Р. Лурия называют сукцессивные процессы одними из ведущих в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько качественно будут сформированы эти процессы у старших дошкольников, зависит их дальнейшее обучение в целом, речевое развитие, а также физическое развитие. Опираясь на изученные закономерности исследователей и результаты логопедического обследования, мы можем корректировать сукцессивные функции у детей целенаправленно уже в дошкольном возрасте. Это даст большой толчок для дальнейшего успешного развития и обучения детей в школе.
Корнев А.Н. выделяет следующие виды последовательных рядов: воспроизведение последовательности движений, воспроизведение последовательности в пространстве, воспроизведение последовательности во времени, воспроизведение последовательности в речи, чередование временной и пространственной последовательности.
Таким образом, вашему вниманию представлен конспект подгруппового занятия по развитию сукцессивных функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Репка». К конспекту прилагается презентация. Представленный материал может быть использован полностью в течение одного занятия или же частично, в зависимости от «зоны ближайшего развития» ребенка. Презентация содержит кнопки перехода, триггеры, пояснительные записи, что позволяет ребенку самому управлять программой под руководством взрослого. Родители так же могут использовать данный материал в совместной работе с детьми дома по закреплению ранее полученных умений.
/data/files/m1651643156.pptx (Презентация к занятию "Развитие сукцессивных функций")
Тема: гласные звуки и буквы
Используемые технологии в занятии: логоритмика с элементами биоэнергопластики и нейрогимнастики, механизм упреждающего синтеза.
Задачи:
коррекционно-образовательные
- закреплять гласные звуки и буквы; упражнять в умении образовывать уменьшительную форму своего имени; упражнять в употреблении в речи пространственных предлогов и наречий (за, перед, после, между, вначале, в конце).
коррекционно-развивающие
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику; развивать умения выполнять координированные движения органов артикуляции и движениями рук и ног; развивать равновесие (сохранять свое положение при выполнении движений, стоя на одном ортопедическом коврике и продвигаясь по ним вперед);
- развивать чувство ритма;
- развивать пространственное восприятие, умения ориентироваться в схеме собственного тела, на плоскости, в тексте;
- развивать зрительное восприятие, умение узнавать теневые изображения;
- развивать сукцессивные функции, умения различать, запоминать и воспроизводить временные, пространственные ряды, последовательности движений и в речи, сохраняя принцип чередования и согласно инструкции педагога.
коррекционно-воспитательные
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: игрушка «Колобок», пенек, ортоковрики по одному на каждого ребенка, иллюстрации животных (заяц, волк, медведь, лиса), ритмические парковки, раздаточный материал (изображения животных), теневые изображения героев сказки «Репка», к/игра «Найди ошибку».
Ход занятия:
Этап занятия | Содержание (методические указания) | Деятельность детей |
1. Организа- ционный момент | - Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся! Я колобок, а бабушка называет меня ласково Колобочком. А как вас называют ласково? Упражнение «Назови ласково» (воспроизведение последовательности движений) - Держим колобка в правой руке, называем свое имя ласково, перекладываем колобка в левую руку и затем передаем его соседу слева и улыбаемся. | Сидят по кругу на стульях. Называют своё имя ласково и передают колобка. |
2. Основная часть | Педагог ставит колобка в центр круга на пенек. - Запыхался колобок, жарко ему. Помогите ему остыть. Подуем на колобка (вдох носом, выдох ртом через трубочку, щеки не надуваем). - Давайте помашем ладонями на него. Вытяните прямые руки вперед, поднимаем и опускаем ладони вверх-вниз. - А теперь давайте к движениям рук добавим движения языка. Он тоже будет подниматься, и опускаться вниз. | Дети дуют на колобка, согласно инструкции педагога. |
Игра «Покажи походку» - стоя на одном ортоковрике - Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу. Выберите из всех животных, тех, кого колобок встретил в лесу? - Кого первым встретил колобок? Кого последним? Кого после волка? Кого перед медведем? - Сначала колобок встретил зайца. Он прыгает вот так (стоя на носочках, приседать, «лапки» прижаты к груди) и произносит звук Ооооо. - Зайчик, покажи свои движения. - Затем кого колобок встретил? Волк крадется вот так (высоко поднимает правую ногу и левую руку, затем левую ногу и правую руку) и произносит звук Эээээ. - Кого следующего встретил колобок? Медведь переваливается с боку на бок вот так (стоя на боковых частях стопы, переваливаться с одной ноги на другую, руки на поясе) и произносит звук Ыыыыы. -Вот и лиса встретилась колобку. Лиса крадется вот так (высоко поднимает правую ногу и правую руку, затем левую ногу и левую руку) и произносит звук Ааааа. | Педагог демонстрирует движения (или объясняет словесно), дети по очереди выполняют их. | |
Упражнение «Живые цепочки» (воспроизведение последовательности в пространстве) - Постройтесь по порядку, как показано на экране. - Сейчас я последовательность поменяю, а вы займите свои места, как на изображении. Колобок лежит на пенечке и не перемещается. - Не забывайте, что начало всегда с левой стороны. Последовательные ряды: колобок, лиса, волк, медведь, заяц; лиса, колобок, медведь, заяц, волк; медведь, лиса, колобок, волк, заяц; - А теперь вспомните, какие звуки произносило каждое животное, и постройте цепочку. О, Ы, колобок, Э, А. | Дети перестраиваются в указанные цепочки относительно колобка. | |
Упражнение «Продолжи цепочку» (чередование последовательностей) - Выложите картинки на парковку: заяц, заяц, лиса. - Продолжите выкладывать самостоятельно. - Добавим звуки. Вспомните, какие звуки произносили заяц и лиса. - Показываем на животное и называем звук: ооаооаооаооа. - Давайте выложим еще одну цепочку: лиса, медведь, заяц. - Продолжите выкладывать самостоятельно. - Добавим звуки. Вспомните, какие звуки произносили заяц и лиса. - Показываем на животное и называем звук: аыоаыоаыоаыо. | Дети рассаживаются за столы и выкладывают последовательности согласно инструкции на ритмическую парковку. | |
Пальчиковая гимнастика «Колобок» Лепим, лепим колобка, (сжимаем и разжимаем пальцы) Тесто месим мы слегка А потом его катаем (катаем) На окошко сажаем (раскрываем ладони) Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладоши, по коленям Укатился озорник соблюдая ритм) | | |
Игра «Расставь по порядку» (воспроизведение последовательности в пространстве) - Скажите, у вас есть любимая сказка? Какая? - Колобку очень нравится русская народная сказка «Репка». Давайте поиграем с героями этой сказки. - Найдите и выложите изображение того, кто посадил репку. - Скажите, кто пришел на помощь к деду самый последний? Выложите изображение мышки. - Кто стоял перед мышкой? Куда мы выложим изображение кошки? - Кого мы выставим за дедом? - Кто стоял между бабкой и Жучкой? Выложите изображение внучки. - А где стояла Жучка? - Чего еще не хватает в этой цепочке? Где поставим репку вначале или в конце цепочки? | Дети сидят за столами. У каждого набор теневых изображений героев сказки. по инструкции педагога выкладывают героев на игровое поле. | |
| Игра «Найди ошибку» - Что перепутал художник? - морковка, дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка; (вместо репки нарисовал морковь) - репка, дед, баба, мышка, Жучка, кошка, внучка; (мышка и внучка поменялись местами) - репка, внучка, баба, дед, Жучка, кошка, мышка; (дед и внучка поменялись местами) - репка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка; (не нарисовал бабку) - репка, дед, баба, внучка, Жучка, кошка, лягушка (вместо мышки нарисовал лягушку). | Пособие из серии «Занимайтесь с мамой Дашей» |
Гимнастика «Колобок» (чередование последовательностей) - Ребята, давайте проводим колобка обратно в сказку. Будем шагать по коврикам приставным шагом, и рассказывать стихотворение про колобка. Лепим, лепим колобка, (сжимаем и разжимаем пальцы) Тесто месим мы слегка А потом его катаем (катаем) На окошко сажаем (раскрываем ладони) Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладоши, по коленям Укатился озорник соблюдая ритм) | Дети идут по коврикам, проговаривают слова и выполняют движения. | |
3. Итог | - С каким героем мы сегодня играли? - С колобком. - Как его бабушка называет ласково? - Колобочек. - Какая любимая сказка у колобка? - Сказка «Репка». | |
Используемая литература
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с. https://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-179.shtml#book_page_top
Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога). https://cyberpedia.su/8x2d7c.html
Чиркина Г.В., А.Н. Корнев Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Г.В. Чиркина, А.Н. Корнев. - М., Просвещение, 2005. - 49 с.
Материалы семинара Н.Г. Шутовой логопеда-дефектолога, руководителя сети логопедических центров "Академия речи" в Ульяновске и Санкт-Петербурге по теме: «Секреты логоритмики с элементами нейрогимнастики и биоэнергопластики в работе с детьми и взрослыми с речевой патологией».
Калягина Ирина Владимировна
Мещененкова Ирина