12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ведерникова Екатерина Алексеевна54
Россия, Саратовская обл.
3

Признаки школьной адаптации и дезадаптации у детей школьного возраста

Признаки школьной адаптации и дезадаптации у детей школьного возраста

В данной публикации идёт речь об основных признаках адаптации и дезадаптации у детей школьного возраста. Чаще всего школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. В работе рассмотрены основные причины дезадаптации, которые могут влиять на формирование трудностей в учебе, поведении и коммуникации с другими детьми.

         Сентябрь и октябрь это стандартные месяцы адаптации школьников. Дети в этот период сталкиваются с различными нововведениями. 1,5,10 классы у них адаптация проходит особенно остро. Новый классный руководитель, новые правила, одноклассники могли поменяться. У первоклассников так вообще новое все. Но, дети из остальных классов тоже могут испытывать стресс в начале года. У кого-то появились новые ученики, сменились учителя, в этом году у нас много новых учителей, появились новые предметы. Ребенку необходимо вставать в определенное время, он как летом полежать в кроватке не может, резкая нагрузка сразу на мозг, особенно если летом не занимался ребенок, а только отдыхал, необходимость поддерживать общение с учителями, одноклассниками, снижение физической активность. Летом ребенок бегал по двору целыми днями, сейчас ему необходимо себя контролировать, чтобы сидеть несколько часов за партой. Все это может вызывать стресс. Стресс- это ответная реакция организма на изменения. К этим изменениям ребенку приходится приспосабливаться, а на это нужны ресурсы организма. Если эти ресурсы заканчиваются, ребенок как батарейка разрежается, и мы получаем в дальнейшем более раздражительного ребенка, повышенную конфликтность, нежелание выполнять домашнее задания, нежелание идти в школу и много других проблем.  Период адаптации к школе это сложный процесс, который затрагивает сильные переживания ребенка и может длиться от 2-3 месяцев до года.

1. Организационная адаптация:

Признаки школьной адаптации: Ребенок принимает правила и нормы школы, режим дня, обязанности. Ребенок знает, как пройти разными путями к своему кабинету, где находятся туалеты, к кому подойти в случаи драки, опасности. Он понимает, последствия того, если он нарушил какое-то школьное правило. Ему может, не нравится, что ему делают замечания, но он знает, почему ему это замечание сделали.

Признаки школьной дезадаптации: Ребенок хронически не справляется со школьной программой. Такой ребенок не понимает, зачем ему ходить в школу, на вопрос: зачем дети ходят в школу учиться, он может ответить, что мама сказала ходить, и я хожу, или не знаю, или чтобы играть. Такой ребенок может нарушать правила, потому что искренне не понимает, почему нельзя встать по среди урока и уйти в туалет.

2. Учебно-мотивационная адаптация:

Признаки школьной адаптации: Ребенок желает узнавать новое, стойкое желание учиться.

Признаки школьной дезадаптации: Ребенка школа привлекает не учебными мотивами, а только отношениями с одноклассниками. Когда ребенок ходит в школу исключительно под внешним давлением. Стойкий отказ посещать школу, выполнять домашние задания.

3. Психологическая адаптация:

Признаки школьной адаптации: Стабильность эмоциональной сферы, нет такого, что он раздражительный, он спокойно реагирует на неудачи, хорошее самочувствие, он не болеет часто, умеренная тревожность. Все мы склонны переживать за результаты контрольной, за то, что опаздывает с утра, по какой-то причине, но это не должно выходить за рамки разумного. Ребёнок не должно трясти, он не должен истереть.

Признаки школьной дезадаптации: Доминирование отрицательных эмоций, повышенной тревожности, появление страхов,(учителя, выхода к доске, страх сделать ошибку) происходит фиксация на трудностях и неудачах, активность парализуется, и адаптация замедляется. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

4. Социальная адаптация:

Признаки школьной адаптации: Установление контактов с учащимися и учителем. Общительность, наличие друзей. Он может подойти к учителю, сказать, что он что-то не понял, попросить повторить, если что-то пропустил. Он может позвонить, написать одноклассникам, уточнить домашние задания.

Признаки школьной дезадаптации: Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем. У него нет друзей, или это ребята, которые к нему плохо относятся, хотя с ним общаются. Импульсивное и неконтролируемое поведение, агрессивность, либо наоборот замкнутость.

Причины дезадаптации:

1. Нехватка знаний:  ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой. Он пропустил из-за болезни часть материала и теперь не понимает как решать задачу, чувствует, что отстает от других.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д. Но это связано, не с особенностями развития, а с усвоением правил.

3. Конфликты с одноклассниками, учителями, дома. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

4. Особенности развития:

А) Имеется особенности нервной системы, которые влияют на усвоение материала. Ребенок, если у него процессы возбуждения работают быстрее, чем торможения будет легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Сначала посмотрит в окно, потом на одноклассника, потом в тетрадь, что может снижать уровень усвоения материала. Часто делает ошибки по невнимательности. Ребенок, у которого процессы торможения доминируют над возбуждением, наоборот, будет как будто застревать на одном задании. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

Б) минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении. Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).

В) Неврологические заболевания, в том числе с мигренью, эпилепсией, детским церебральным параличом, наследственными заболеваниями, перенесенный менингит.

Г) Дети, страдающие психическими заболеваниями, в том числе умственной отсталостью (особое место среди первоклассников, которая не была диагностирована в дошкольном возрасте), аффективными расстройствами, шизофренией.

Список литературы:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей.— М.:Медпрактика.— 2002.
  2. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998.
  3. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
  4. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993
  5. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 1997.
  6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.
  7. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте.— Нижний Новгород.— 1995.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.