Презентация «Проблема интеллигенции в эпоху революции и гражданской войны»
Проблема интеллигенции в эпоху революции и гражданской войны Сопоставление романов “Разгром” А. Фадеева и “Доктор Живаго” Б. Пастернака Казарцева И.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее.
Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих Поэты и писатели-участники Первой мировой войны Леонид Андреев Николай Асеев Виталий Бианки Александр Блок Валерий Брюсов Михаил Булгаков Сергей Городецкий Михаил Зощенко Георгий Гребенщиков Николай Гумилев Сергей Есенин Валентин Катаев Иван Куприн Константин Паустовский Саша Черный Алексей Толстой Всеволод Рождествен- ский Александр Серафимович
Писатель А.А. Фадеев был не только очевидцем, но и участником гражданской войны на Дальнем Востоке. Роман «Разгром», опубликованный в 1927 году, был попыткой осмысления молодым автором трагических событий гражданской войны, такой, какой он ее видел и испытал на личном опыте. Это во многом и обусловило стремление А.А. Фадеева подойти к решению многих сложных вопросов исключительно с непримиримых классовых позиций.
Писатель Б. Пастернак не принимал непосредственного участия в гражданской войне, но и ему пришлось стать очевидцем многих страшных событий величайшей народной трагедии. Хотя замысел «Доктора Живаго» появился у писателя Б. Пастернака еще в 1917-1918 году, роман создавался автором около сорока лет и был завершен лишь в 1955 году, когда события гражданской войны уже рассматривались с разных сторон, в том числе с позиций общечеловеческих нравственных ценностей.
«Разгром» и «Доктор Живаго» - романы. Начаты почти в одно время, посвящены событиям гражданской войны. В них сходны сюжеты, поставлены одни проблемы, но решаются они по – разному. Закончены в разное время: «Разгром» – 1927, «Доктор Живаго» - 1955.
Основная проблема, которая интересует писателей, - это проблема взаимоотношений народа и интеллигенции в годы революции и гражданской войны, проблема нравственного выбора человека, оказавшегося в центре ожесточенной борьбы непримиримых классовых сил. Перед нами два характера, две человеческие судьбы, отмеченные печатью жестокого времени
А.А. Фадеев в произведении создает определенное настроение для понимания революции. В “Разгроме” явно ощущается его презрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой личностью и сравнивает его с Морозкой — сильным, уверенным в себе и своей позиции. В образе Левинсона создает нового героя. Он считает, что положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему предвзято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оценивал человека с классовой, общественно - политической точки зрения.
В “Докторе Живаго” автор тоже поднимает проблему роли интеллигенции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидесятые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случившееся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей.
При разных обстоятельствах попали в партизанский отряд Мечик и Юрий Живаго Мечик по путевке максималистов попал в отряд Шалдыбы. Затем раненого его спасает Морозка и привозит в свой отряд Юрий Живаго захвачен партизанами в качестве «полезного» человека, он доктор
Проследим путь Мечика в партизанском отряде… С какими мыслями, настроением идет Мечик в партизаны? 2. Как встретили его в отряде Шалдыбы? 3. Как отнеслись к его появлению в отряде Левинсона? 4. С кем сошелся в отряде Мечик? 5. Выдержал ли Мечик суровые жизненные испытания?
Мечик проходит через ряд маленьких предательств: порвал портрет «девушки в светлых кудряшках», обрек на смерть свою лошадь Зючиху, уступил Варю отвратительному Чижу. Мечик осуждает все непростые решения Левинсона, «Мечик видел все это…», «Неужели без этого нельзя… перед ним проплыли… лица мужиков, у которых отбирали последнее», но «свинью он ел вместе со всеми, потому что он был голоден». Чувство одиночества, обида на всех, острая жалость к себе – все это рождает одну мысль: поскорее уйти из отряда. «…почувствовал себя настоящим партизаном, даже подвернул рукава, желая загореть: ему казалось, что это очень необходимо в той новой жизни, которую начал после памятного разговора с сестрой». Он хотел не столько быть, сколько казаться бойцом.
Проследим путь Морозки в партизанском отряде… 1.История семьи Морозки. Характер Морозки. 2.Поступки Морозки (глава «Шестое чувство»: анализ эпизода с кражей дынь). Какое наказание ожидало Морозку за кражу? 3.Проанализируйте сцену обсуждения поступка Морозки на сходе мужиков. Какие изменения происходят с Морозкой впоследствии? 4.Сцена на пароме. Глава «Первый ход». 5.Подвиг Морозки. Глава «Девятнадцать»)
На примере Морозки А.А. Фадеев показывает процесс «огромнейшей переделки» и «перевоспитания» людей. Морозка пришёл в отряд вместе со всеми и самое страшное для него – остаться вне коллектива. Это хорошо понимает Левинсон, когда устраивает над Морозкой показательный суд.(гл.5) Внутренние изменения в герое начинаются с чувства ревности и классовой неприязни к Мечику. Эти перемены сказываются в поведении Морозки на переправе и уходе во взвод. А далее постепенно Морозка выходит на ясную дорогу, по которой идут лишь «правильные люди» и которая приводит его к героической смерти. (гл. 17)
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРОЗКИ И МЕЧИКА (ТАБЛИЦА) Параметры сравнения Иван Морозов (Морозка) Павел Мечик Внешность, речь, возраст 27-летний остролицый парень. У него выразительные зелёно-карие глаза, он кудряв, с непослушным ржавым чубом. Говорит просто, грубовато, часто насмешливо. Красивый парень лет 18–20. Он сухощав, безус. Речь его правильная, грамотная. Прошлое героев С 12 лет работал на шахте, в Первую мировую войну служил в кавалерии. После ранений и контузий пришёл домой, женился, а в 1918 году ушёл вместе с женой защищать Советы, а затем в партизанский отряд. Окончил гимназию, увлёкся политической деятельностью, примкнув к социалистам-революционерам. По их путёвке пришёл в партизанский отряд. Отношение к жизни К жизни относится просто, не любит задумываться. Жизнь в партизанском отряде способствовала тому, что Морозка стал серьёзнее. Он осознаёт свою ответственность перед народом и своими товарищами. Его идеалы — это чистая любовь к женщине и благородный подвиг. Жизнь в партизанском отряде оказалась не такой романтичной, какой ему представлялась.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРОЗКИ И МЕЧИКА (ТАБЛИЦА) Параметры сравнения Иван Морозов (Морозка) Павел Мечик Взаимоотношения Относится к Мечику неприязненно, так как считает никчёмным человеком. Побаивается Морозку, испытывает к нему «смесь страха и сознания своего неоплатного долга» за спасение на поле боя. Черты характера Раскованность, естественность своеволие; недисциплинированность; храбрость, лихость; преданность товарищам-партизанам. Зажатость и застенчивость; пылкое воображение; обидчивость; индивидуализм - Как через образы Морозки и Мечика А.А. Фадеев решает проблему интеллигенции и революции? - Какой основной прием использует автор для создания двух характеристик?
Революция меняла человека. Так произошло с Морозкой, который из недисциплинированного бойца превратился в сознательного, бесстрашного, преданного делу и погибшего ради этого дела. И рядом с ним "чистенький" интеллигент - Мечик. Он романтик. Именно это привело его в отряд. Но он слабый, хотя и благородный. Он не принимает революции, крови, жестокости и совершает предательство, ибо для него революция не была смыслом жизни. Да, это было время, когда ради революции можно было пренебречь принципами нравственности. «В результате революционной проверки оказалось, что Морозка является человеческим типом, более высоким, чем Мечик, ибо стремления его выше…» – писал А.А. Фадеев
Герой Б. Пастернака никому не доверяет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет врачебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним. Он возвращается к вечным истинам, которые были заложены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пастернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от выработанных многими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины В отличие от романа «Разгром», в "Докторе Живаго" показан человек, который не хотел вмешиваться в эту войну, которому чужда жестокость и который хочет жить с семьёй, любить и быть любимым, лечить людей и писать стихи. Это доктор Юрий Живаго.
Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны ? Юрий Андреевич Живаго принадлежал к богатой семье. В детстве отец оставил их с матерью. Сам разорился. Роман начинается с похорон матери. Юра воспитывался в семье Громеко. Окончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.
Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач; по неисчерпаемой душевности, “домашности внутреннего тепла” и по стремлению к независимости. Он воспитан наукой, искусством, укладом жизни прошлого века. Это помогает понять героя, передать его мироощущения. У него больше колебаний и сомнений, чем ясных ответов и окончательных выводов. И это не слабость Живаго, а его интеллектуальная и моральная сила. Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая “отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи”. Врач – ставит диагноз поэт Убеждён в необходимости нравственного выбора Не вмешивается в ход событий
Открытость, незащищённость Умение любить и ценить жизнь Способность к размышлению, сомнению Талантлив, умён, добр Сохраняет свободу духа Не подстраивается ни под кого Черты Живаго пылкое воображение; индивидуализм, неспособность наладить хорошие отношения с товарищами по отряду; застенчивость; обидчивость, зацикленность на себе, своих переживаниях; непостоянство, склонность к предательству Черты Мечика
Павел Мечик и Юрий Живаго сильно различаются между собой: “Революционность” Павла напоминает скорее игру в революцию, стремление найти выход для накопившихся молодых сил, требующих “борьбы и движения”. Юрий Андреевич – человек твердых убеждений, основу которых составляет взгляд на человека, как на высшую ценность жизни. Гуманистические принципы доктора ставят его выше того выбора, перед которым встает бессильный Мечик, включившийся в схватку и не способный на жертвенность
Оба героя в отрядах «не прижились»: Мечик Юрий Живаго Незадачливого революционера Мечика с самого начала невзлюбили в отряде: «Окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жестче и непосредственней. Они крали друг у друга патроны, ругались раздраженным матом из-за куска сала. Они издевались над Мечиком по всякому поводу – над его городским пиджаком, над правильной речью, над тем, что он не умеет чистить винтовку… Ему вдруг стало жаль хорошего, наивного, но искреннего чувства, с которым он шел в отряд… Кипучая жизнь отряда прошла как-то мимо Мечика. Он не видел главных пружин отрядного механизма и не чувствовал необходимости того, что делается. Постепенно героем овладевают отчаяние и желание поскорее бежать из отряда и вернуться в город «Юрий Живаго второй год пропадал в плену у партизан. Границы этой неволи были не очень отчетливы. Место пленения Юрия Живаго не было обнесено оградой. Его не стерегли, не наблюдали за ним. Войско партизан все время передвигалось. Юрий Андреевич совершал переходы вместе с ним… Несмотря на отсутствие оков, цепей и стражи, доктор был вынужден подчиниться своей несвободе, с виду как бы воображаемой. Три попытки уйти из отряда кончились его поимкой. Они сошли ему даром, но это была игра с огнем. Больше он их не повторял. Ему (почему-то?) мирволил партизанский начальник Ливерий Микулицын, клал его ночевать в свою палатку, любил его общество, пытался «перевоспитать» бывшего офицера царской армии Юрия Живаго и сделать из него большевика, но каждый раз сталкивался с твердым нежеланием доктора принять новую революционную идеологию классового насилия во имя будущего торжества справедливости и равенства всех людей. Юрий Андреевич даже не пытается спорить с Ливерием, понимая, что это бесполезно.
Оба отряда представляют собой сложное единство простых и грубых людей, объединенных общей целью – защита революции. Эта цель внутренне приподнимает людей, и все-таки во многом они еще являют собой «сырой материал» для политической борьбы. Примечательно, что оба героя не прижились в отрядах, хотя попали туда они по разным обстоятельствам, да и отряды разительно отличаются друг от друга
Сравним обстановку в отрядах Левинсона и Микулицына. Что является общим и что создает контраст? Отряд Левинсона Отряд Микулицына Относительное благополучие в отряде Левинсона: несмотря на встречающиеся проявления недисциплинированности и анархизма, в отряде живет и развивается «левинсоновское начало», крепнет чувство ответственности в среде партизан. Отряд Ливерия Микулицына - скорее средний по морально – политическому уровню – отражает всю сложность управления невоенными людьми в военных условиях: многими движениями отрядной жизни руководит стихия, становится привычным делом пьянство, самогоноварение и даже возникает заговор против командира.
Лицо отряда представляет не только масса людей, но и их руководитель. Сравнивая двух руководителей отрядов, можно заметить, что они представляют два совершенно разных типа Левинсон Микулицын Левинсон – хороший тактик и психолог, умеющий сочетать свои решения с голосом массы: «как вы решите, так и будет». Воздействуя на людей, искореняя их слабости и недостатки, Левинсон старается не показать свои слабые стороны, рискуя человечески отдалиться от вверенных ему людей. Полную противоположность аскетизму Левинсона мы видим в Ливерии Микулицыне: он не таясь «балуется» кокаином из захваченных у белых запасов лекарств, отдает жестокие приказы (расстрел самогонщиков в отряде), а вскоре другим приказом возобновляет самогоноварение, за которое люди поплатились жизнью. Он очень груб и нахален, вызывающ в обращении с нижестоящими по званию. Ливерий назван в одной из глав «партизанским главарем», а не командиром
Умный, чуткий, требовательный Левинсон сплачивает партизан в единый дисциплинированный коллектив. Умение проявить внимание к каждому вызывает уважение. Цель его жизни - в преодолении трудностей, стоявших на пути отряда. Ему приходится брать на себя ответственность за жизнь партизан. Иногда его поступки кажутся жестокими: чтобы прокормить партизан, он отбирает у корейца последнюю свинью, раненого Фролова решили отравить, т.к. с ним не пройти по узким тропкам , по склонам гор. Революционная необходимость. Это бесчеловечно. Хорошо, что Фролов сам решил свою судьбу, понимая , как тяжело принять это решение командиру
Революция вселила в сердца людей необыкновенную жестокость. В отряде Микулицына царит произвол. Один красный партизан, Памфил, признаётся Юрию в том, что он много людей в расход пустил, много на нём крови господской, офицерской. Но судьба его заканчивается очень страшно. Чувствуя возмездие за содеянное, он сходит с ума, убивает жену и детей. Живаго не принимает крови и насилия . Для него главное - чувство долга. Он бежит из отряда к своей семье. Вот ради чего он живёт. Юрия Живаго - яркое свидетельство того, как революция и человек были связаны. Какая это была трагедия для одних и счастье для других. А жертвами были люди разных взглядов и сословий.
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало и в романе А. Фадеева "Разгром", и в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Гармс Людмила Павловна
Ирина Владимировна Казарцева
И
Ирина Владимировна Казарцева