Проблема проведения современного урока: offline или online?

4
1
Материал опубликован 12 February 2021

Эссе

«Проблема проведения урока: offline или online?»


Однажды моя выпускница через пару месяцев после окончания школы навестила меня и задала странный вопрос:

- Нина Александровна, Вы заканчивали пед.университет в городе Омске?

- Да.

- А Вы не знаете такого преподавателя Шабалину Татьяну Яковлевну?

Киваю в ответ головой и улыбаюсь. Татьяна Яковлевна преподавала на разных курсах и «Синтаксис», и «Морфологию», и «Культуру речи». С удовольствием любила ее лекции.

А теперь странный вопрос:

- Татьяна Яковлевна велела у Вас спросить, пригодились ли Вам знания, которые она выдавала всем на лекциях?

- Конечно, пригодились. А зачем она интересуется этим вопросом?

Анечка пожала плечами. Я долго думала и ответила по-своему: «Если человеку не безразлично, какими знаниями он вооружил студентов, значит, он влюблен в свое дело»


Из той же поры вспоминаю другой случай. На первом курсе сдавали в первом семестре экзамен по современному русскому языку. Готовилась по билетам, лекциям…Приходим в день экзамена, господин Соловьев говорит следующее:

- Кому нужны тройки, подходите, поставлю в «зачетку», с остальными будем беседовать…

Смотрю, все потихоньку потянулись к учительскому столу за «тройками», неудобно было оставаться на своем месте. Первый курс, еще друг друга не знаем, неудобно доказывать свою «умность», встала и я, подошла и получила свою «халявную тройку». Так и осталась она в дипломе с остальными пятерками стоять. Есть и такой подход к преподаванию русского языка. «А при чем здесь offline или online?» - спросите вы. А я отвечу: «От формата урока ничего не зависит». Попробую доказать на своем рабочем месте.


Если кто-то работает в старших классах обычных городских школ (ни лицеев, ни гимназий), то примерно представляете техническое оснащение школы и возможности среднестатистических детей. ЕГЭ сдавать надо, по школьному учебнику этого сделать категорически нельзя. Я иду по учебнику одного из самых лучших русистов, не будем называть, ученые здесь ни при чем. Есть отдельно «Теория», есть отдельно «Практика», есть методички и поурочное планирование - ученики только плюются и не хотят переписывать упражнения или читать огроменные правила теории. И это касается не только освоения русского языка. Есть у нас коллега Ковалев В.П., историк, тоже вынужден работать не по учебнику, а писать свои лекции и составлять свои тесты, чтобы в интернете не было ответов. Для этого он сидит по выходным в пушкинской библиотеке и откапывает раритетные книги (с интернетом не дружит), я же вижу выход только один: работать с публицистикой интернета, т.е. живыми текстами современников. Не спорю, не всегда попадается качественный материал, но он хотя бы интересен и приближен к жизни и современному веку, а не «каменному». Есть такая тема у Бабайцевой «Язык и речь», учебник нам предлагает вникнуть в первоосновы языка и обратиться к трудам Ломоносова, Тредиаковского, Пушкина и др. Одиннадцатиклассники сразу «вымерли» на этих темах. Просто не ходят, пережидают, пока закончится «бред» и приходят на практические занятия, чтобы только подготовиться к ЕГЭ. А я не сторонница «натаскиваний на ЕГЭ», мне нужно, чтобы мои ученики свободно владели речью как профессионалы, чтобы каждое их сказанное слово попадало в цель и исполняло желание. Чтобы попусту слова не говорились, а каждый знал, что из его уст «льется золото», и что «это золото» дорого стоит в сегодняшнее время. Слово должно напитываться мыслью, значит его нужно «начинять» словесностью, литературой. Но устаревшие художественные тексты школьного учебника уже даже не переводимы с «русского на русский». В учебнике «мертвый язык» Иллюстрирую примером: ставлю перед 29 учениками задачу – в классе есть человек, который знает ответ на очень сложный вопрос по литературе, попроси его минимальным количеством словом, чтобы он тебе назвал ответ, хотя тайнами делиться не каждый любит. 30-го участника этой игры нацеливаю: не сопротивляйся, посмотри, какой ответ понравится, тому и откроешь секрет. И начались такие «фигуры речи»! От метафор и оксюморонов до угроз и шантажа. Выиграл игру скромный мальчик, который примерно сказал следующее:

- Я не украду твое знание, я его сделаю сильнее вдвое.

Девочка тут же выложила все, что знала.

- Откуда у тебя такая фраза? – спрашиваю парнишку.

- Это перевод пословицы с японского языка на русский.

Меня покоробил ответ немного, у русского фольклора тоже много мудрости, но дети не приводят его в пример, потому что японский язык сейчас престижнее в мире, как и английский, как и китайский и т.д. Ладно.

Учебник должен быть источником знания, но дети в данном случае прибегли к знаниям, полученным из интернета. Деваться некуда, иду вслед за ними. И тему «Язык и речь» строю по интервью с Ольгой Северской (кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им.В.В.Виноградова РАН). Там же беру и теорию о современных проблемах языка, там же рассматриваем и синтаксис простого и сложного предложения. Там же разбираем и грамматические нормы «носок – носков», которые являются равнозначными (Ольга Северская это доказывает)


Но вы опять меня упрекнете, где же формат урока? Сейчас дойдем. В марте ушли на карантин, но для меня, как для учителя, ничего в уроках не поменялось. Все так же по утрам нахожу материал в интернете, делаю ссылку детям, знакомимся вместе, потом ставлю речевую задачу, ищем ответы, строим свои тексты. «Нужно живое слово или личность учителя», - требует от нас Администрация. Записываю видеоролики с анализами или пояснениями и отправляю в соц.сеть, как если бы я была на уроке и стояла перед классом. Труднее стала проверка: раньше преградой был только почерк учеников, в пандемию наложился еще мерцающий экран и неудобные параметры телефона.


Для меня, как для учителя, не страшна пандемия да и для моих учеников тоже. Сейчас передо мной стоит непростая задача: вычистить из рядов школьных учителей ненавистное слово «ок». Уже разобрались с «вацапом», научились его писать и изменять на русский манер. Например, если человек пишет в sms слово «ватсап», значит «украл» английское, потому что русский язык имеет уникальную букву «ц», которая делает иностранное слово «русским». Почему это русское слово, тоже доказали – образует все глагольные формы по аналогии: вацапить, вацапил и т.д. А вот пресловутое «ок», является, по-моему, недозревшим междометием. Если считать это слово русским, то придаем ему грамматические категории рода, числа, падежа. А теперь попробуйте просклонять! Ну, ерунда же получается. Зато есть красивое производное «океюшки». Как приятно звучит! И по-русски!


Когда мы просто призываем детей за чистоту русского языка, а примеры приводим, которые мхом поросли «-э-э…типа…ваще…» Это доказывает одно: нам самим безразличен предмет, который мы преподаем. Когда ты меняешь свой маленький мир окружения (хотя бы пед.коллектив школы), твои дети тебе верят, в тебя верят, в твой авторитет верят. Тогда не стыдно преподавать в школе. Тогда ты не боишься детей, а ведешь их за собой. Именно поэтому горжусь, что с каждым выпуском желающих поступить в педагогические вузы становится больше. Правда, чаще рвутся на исторический факультет, потому что никто не хочет проверять тетрадки по русскому или сочинения выпускников. А больше всего боятся ответственности на ЕГЭ по русскому.


А закончить хочу тоже, как и мои дети, китайской пословицей:


«Ты сказал – я поверил,

ты повторил – я засомневался,

ты стал настаивать – и я понял, что ты лжешь»


О чем это я? О школьной методике преподавания: повторение – мать учения. Хоть offline, хоть online, но от старых методик надо отходить и искать новое. По-моему, пандемия этому способствует.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная статья, согласен с тем, что от формата проведения online или ofline не всегда зависит качество и уровень усвоения знаний, конечно на очном уроке проще отследить кто работает, а кто нет, но и дистанционные занятия можно построить так, чтобы они не проходили впустую.

12 February 2021