12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Герасименко Оксана Михайловна1117
Украина, Луганская Народная Республика, г. Луганск

Проблема трудностей в обучении

К трудностям обучения относят стойкие трудности в овладении письмом, чтением и счетом. Дети с такими трудностями не успевают в школе по одному-двум предметам. У некоторых из тех, кто обращался за помощью к дефектологам или психологам, может стоять диагноз ЗПР (задержка психического развития), но часто они находятся вне поля зрения специалистов. Нередко о таких детях думают, что они не хотят учиться, ленятся или недостаточно умные. Однако это не так. Дело не в общем интеллекте или исходном нежелании учиться. У таких детей есть особенности развития отдельных психических функций, которые не позволяют им легко осваивать школьные навыки и делают этот процесс очень энергоемким. Дети очень быстро устают от заданий с требованиями, которые превосходят их возможности. Представьте, от вас требуют убрать сугроб с дороги, а у вас из инструментов только столовая ложка.

В Международной классификации болезней трудности обучения определяются как расстройства развития школьных навыков, которые возникают из-за нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции. Они должны быть ранними, а не приобретенными, то есть не возникшими после какой-то травмы или какого-то специального случая. Они должны быть специфическими или первичными, а не вызванными особенностями обучения: неправильным обучением, болезнью или умственной отсталостью. Специалисты определяют трудности обучения как парциальное (частичное) отклонение в развитии высших психических функций.

Классификация трудностей в обучении

Существует два типа классификации трудностей обучения. Первый — по школьным предметам. Это могут быть трудности овладения чтением (дислексия), письмом (дисграфия) и счетом (дискалькулия). Второй тип классификации, нейропсихологический, связан с анализом механизмов проблем. Нейропсихологи выясняют, недоразвитие каких функций ведет к наблюдаемым особенностям детей. Нейропсихологический подход к анализу функций — структурно-функциональный. В соответствии с ним письмо, например, представляет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию и обеспечивается работой определенных мозговых структур. Существует три важнейших компонента функциональной системы письма. Первый из них — операции программирования, регуляции и контроля произвольных действий, которые осуществляются лобными отделами головного мозга. Второй — операции по переработке слуховой и кинестетической информации, связанные с активацией височных и теменных отделов преимущественно левого полушария. И третий компонент — операции по переработке зрительной и зрительно-пространственной информации, реализуемые главным образом задними отделами правого полушария. При слабости каждого из компонентов возникает специфическая форма трудностей письма. Один и тот же компонент может входить в разные функции. Например, проблемы со счетом чаще всего возникают при слабости первого и третьего из вышеназванных компонентов.

Каждый четвертый ребенок имеет симптомы дислексии. Если ребенок плохо справляется с чтением или письмом, то причина совсем необязательно в его лени или невнимательности. Часто это заболевание — дислексия, под которым понимают сразу несколько сложностей в развитии: дисграфию, дисорграфию, дискалькулию, диспраксию и пр. Считается, что признаки дислексии разной степени выраженности присутствуют у каждого четвертого (!) ребенка. Но если за рубежом с этой проблемой давно работают, у нас до сих пор не организованы школы для детей с этим заболеванием, нет обученных специалистов. Точных данных нет, но, по сведениям Минпросвещения, логопедические проблемы имеются у 58% детей в начальных классах, а на практике таких учеников значительно больше. Проблема часто проявляется еще в дошкольном возрасте.

Какие формы есть у дислексии? ​​​​​​​

Дислексия — это не болезнь и не психическое отклонение, а особенности развития речевых навыков, чтения, освоения счетных операций, которые создают сложности в освоении материала. И особенностей этих множество. Так, сама дислексия — это сложности в освоении чтения (слова при чтении «переворачиваются»); дисграфия — при освоении письменной речи (люди путают буквы местами), дисорграфия — при применении на письме орфографических правил (даже несмотря на их знание), дискалькулия — при выполнении счетных операций, диспраксия — расстройство двигательной функции и координации движений у человека с нормальным мышечным тонусом. Многие эксперты относят к дислексии и СДВГ — синдром гиперактивности и дефицита внимания, который сегодня весьма распространен.

Как понять, что у ребенка проблемы?

Неаккуратный почерк, зеркальное написание букв, перестановка или пропуск букв при чтении и письме, написание слов слева направо, пропуск окончаний в словах, добавление несуществующих букв, трудности в чтении.

При чтении опускает голову низко, прищуривается, читает медленно, сбивается при повторах — возможно, у него просто кружатся буквы в тексте и ему тяжело сосредоточиться.

Неправильно держит ложку или пишущие предметы, трудно справляется со шнурками или пуговицами.

Пишет букву «я» наоборот, при чтении проглатывает конец предложения, вместо 1/5 пишет 5/1, не может выучить таблицу умножения, с трудом определяет время на часах, не может назвать сезоны или месяцы года по порядку.

Не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход» и «выход»).

Игнорирует стоящие слева знаки, буквы и даже страницу.

Речь развивается медленнее, чем у сверстников, нарушены ориентация и память, плохо ориентируется в понятиях «право — лево».

Неусидчив, сложно концентрирует внимание, нетерпелив, часто отвлекается, тяжело соблюдает инструкции, теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания.

Нарушения никогда не проявляются одинаково, у всех это индивидуально и в разной степени. Например, бывает так, что ребенок хорошо читает, но путает буквы при письме. Или наоборот — пишет отменно, а при чтении запинается и не может пересказать текст. При дисорграфии дети могут знать орфографические правила назубок, но совершенно не уметь их применять на письме». Часто проблема выявляется слишком поздно. «В итоге ребенок с дислексией тратит больше усилий на учебу, а его обвиняют в лени. Дома его ругают родители, в школе учителя позорят перед всем классом, например, заставляя читать вслух и высмеивая, – пишет МК. – Страдает самооценка, при том что интеллект у таких детей сохранный, а иногда и выше среднего. Например, дислексией страдали Агата Кристи, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Джон Леннон, Джон Кеннеди, Уолт Дисней, Вупи Голдберг, Том Круз».

Что делать? В ЛНР не предусмотрены послабления таким детям. В России обратили уже внимание на проблему таких школьников, и вот какие рекомендации и планы ставят перед педагогами:

1. Детям с такими особенностями развития необходим целый набор послаблений. Считается, что все дети должны одинаково хорошо читать, но при этом к рисованию такие требования не предъявляются, хотя где тут логика?

2. Специалисты, которые вошли в состав созданной при Минпросвещения рабочей группы, готовят список логопедических ошибок детей с трудностями письма, которые не следует учитывать при проверках работ, а также других послаблений в обучении.

3. Распознаванию признаков дислексии следует обучить педагогов, а те, в свою очередь, должны рекомендовать родителям проконсультироваться у логопеда или нейропсихолога, которые должны работать в системе школьного образования.

4. Перед экзаменами предлагается проводить диагностику детей. Также эксперты считают необходимым проведение курсов повышения квалификации для педагогического состава школ и логопедов — это вполне реально устроить в режиме онлайн.

5. Большое значение имеет просвещение родителей.

Для желающих более детально познакомиться с данной темой, предлагаю список литературы:

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. —— М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология).

Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. — М., 1987





Использованные Инернет ресурсы:

rosuchebnik.ru/news/smotrish-v-knigu-vidish-disleksiyu/

bosnn.www.nn.ru/?page=blog&blog_id=1965467




5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.