Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»
Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»
Бурнашева Людмила Николаевна,
учитель начальных классов,
МОБУ ГКГ г. Якутска,
Республика Саха (Якутия)
Работа по стандартам нового поколения выдвигает в качестве приоритетной использование эффективных технологий обучения и воспитания. Одной из таких технологий является ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо). Способ работы с информацией в этой технологии подталкивает ученика к тому, чтобы не «заглатывать» предписанное количество информации, с интересом разбираться в сути вопроса, привлекать собственный опыт, прислушиваться к суждению других, отстаивать свою точку зрения. Одним словом, текст, сказка, исторический документ становятся не информационным продуктом, а исходной точкой, от которой только начинается мыслительная деятельность.
Умение находить способы решения проблемных ситуаций – одно из важнейших качеств критически мыслящего человека. Человек, владеющий навыками критического мышления, осознает, почему он действует именно так именно в данной конкретной ситуации.
Образовательная технология развития критического мышления предлагает ряд учебных стратегий, таких как, фишбоун, мозаика проблем, идеал, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
Предлагаю прием технологии критического мышления ИДЕАЛ, который использую на своих уроках. Одним из разработчиков данной стратегии является психолог Джеймс Брэмсфорд. «Идеальный» метод решения проблем так и назвали ИДЕАЛ (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Существует несколько вариантов адаптаций формулировок данной аббревиатуры. И – идентифицируй проблему. Д – доберись до сути. Е – есть варианты решения. А – а теперь за работу! Л – логические выводы (анализ проделанной работы).
Мы в своей работе используем вариант предложенный И. О. Загашевым. Это связано необходимостью учета возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию. Итак, приступим к описанию данной стратегии.
Алгоритм стратегии ИДЕАЛ:
Шаг 1.Интересно, в чем проблема?
В начале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть несколько, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.
Шаг 2. Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
После того, как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.
Шаг 3. Есть ли какие-либо хорошие решения?
В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д» (шаг 2). Если по поводу какого-то варианта имеются сомнения, то обозначаем его как «+ –».
Шаг 4. А теперь сделаем выбор!
Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
Шаг 5. Любопытно, как это осуществить на практике?
Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».
Этот метод учителя используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем, при проведении родительских собраний. [4]
Давайте рассмотрим пример использования стратегии «ИДЕАЛ» при работе над притчей Л. Н. Толстого «Два брата» (Литературное чтение. 2 класс. УМК Перспектива).
По времени проведения работа заняла два этапа (стадии) урока: стадия «Вызова» и стадия «Осмысления».
После ознакомления с понятием притчи, учитель зачитывает начало. Итак, внимательно слушаем.
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали – подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: «Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастье».
Братья прочли, что было написано, ….
Здесь учитель делает остановку и предлагает ученикам, используя метод «ИДЕАЛ», самостоятельно решить проблему. Опыт показывает, что для того, чтобы младшие школьники лучше вникли в суть работы, им нужна какая-то наглядная опора, поэтому раздаем им «Листы решения проблем».
Лист решения проблем
В чем проблема?
Способы решения проблемы
1 решение
|
2 решение |
3 решение |
||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
|
Посредством вовлечения учащихся в проблемную ситуацию, мы реализовали одну из важнейших задач стадии вызова – пробуждение познавательного интереса, познавательной активности. Теперь приступаем к первому этапу стратегии «ИДЕАЛ», который позволит ребятам актуализировать все необходимые сведения для решения данной проблемы и, сформулировав её, определить направления на этом пути.
«Интересно в чем проблема?»
- Ребята, давайте определим проблему, с которой столкнулись братья. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», и она должна быть максимально конкретной. После обсуждения вариантов, сформулировали проблему следующим образом: «Как поступить братьям?»
«Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»
На данном этапе применяем классический «мозговой штурм». Учитель напоминает правила:
- принимаются все варианты решений (все варианты фиксируются на доске учителем);
- во время «мозгового штурма» запрещена критика;
- можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи;
- вводится ограничение по времени, например, 10 минут на обсуждение идеи;
- правило равномерной активности группы (предлагают идеи все).
«Есть ли какие-либо хорошие решения?»
Каждой группе предлагается выбрать и заполнить в «Листах решения проблемы» три варианта, при обсуждении вариантов отметить все плюсы и минусы идеи, и озвучить. Примерные варианты: «Идти за счастьем вдвоем», «Отказаться от данной затеи», «Одному – отправиться за счастьем, а другому – остаться».
«А теперь выберем один вариант!»
На этом этапе каждый учащийся должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Можно устно в группе, но можно это сделать и письменно.
«Любопытно, как это будет выглядеть на практике?»
На этом этапе учащиеся составляли план реализации варианта. Можно было представить в виде рисунков. После обсуждения планов реализации, детям был предложен книжный вариант. Теперь мы можем прочитать дальше и узнать, как все это было в притче Л. Н. Толстого. Читается текст притчи, из которой стало известно, что старший решил остаться, а младший отправился за счастьем, нашел его и, став царем, был счастлив шесть лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его: завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой пошел опять странствовать и пришел к старшему брату. Старший жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь. Старший брат говорит: «Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хоть и был царем, зато много горя видел». А меньшой сказал: «Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть жизнь, а тебе и помянуть-то нечем».
Благодаря данному методу учащиеся учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей. Посредством группового воздействия, развивается очень важная для критического мыслителя характеристика: умение рассматривать несколько вариантов решений, несколько точек зрения. У школьников формируется ценность свободного, безоценочного обсуждения.
Литература:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. – 2004. – №. 17.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя — М. : Просвещение, 2004.
Новые технологии в школьной библиотеке https://lib.1september/ru/2004/20/13.htm