Статья «Проблемы и перспективы развития и обучения учащихся в кадетском классе»
Проблемы и перспективы развития и обучения учащихся
в кадетском классе
Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы связано с решением важнейшей задачи современной государственной политики Российской Федерации: обеспечение высоконравственного развития и воспитания личности гражданина. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание гражданина-патриота, нравственного и законопослушного, ответственного за свои поступки, с высокой общей культурой, развитыми деловыми качествами.
В формирование такой гражданской личности ощутимый вклад должна внести современная школа, школа, построенная на принципах преемственности ратных патриотических традиций. Возрождение кадетского образования — решение данного социального заказа, так как кадетские школы — это не только система образования, но и система воспитания.
Кадетское движение символизирует связь времён и поколений, сохранение и трансляцию нравственных ценностей, которыми по праву славится наша страна. Кадетское воспитание нацелено на возрождение у подростков и молодежи чести и долга, ценностей дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины.
Основная цель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара — интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Для достижения цели и задач необходимы изменения в образовательной системе, интенсификация учебно-воспитательного процесса, широкое внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, интеграция общего и дополнительного образования, построение образовательного процесса.
Кадетское образование — уникальная образовательная система, воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара.
Для кадетского образования характерно создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, духовного, эстетического развития личности кадета. Развития их способностей и творчества, формирования организаторских и лидерских качеств. Формирование у кадет адекватной современному уровню знаний и уровню степени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе. Создание основы для осознанного выбора и освоения профессии; воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.
Открытые школой в 2015 году кадетские классы наследуют и бережно хранят историю и традиции кадетского движения. Педагогическая деятельность в кадетских классах строится на основе ценностей духовной культуры кадет, к которым относятся любовь к Отечеству, своему народу, преданность идеалам своей Родины, способность отдать свою жизнь за ее процветание.
Фундаментом воспитательного процесса в кадетских классах является идея подготовки юношей к будущей службе Отечеству. Посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности Родине, сознательному повиновению закону и чувств чести и добра.
Педагогический коллектив школы полагает, что кадетское образование это четко регламентируемая система представления кадету необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное и среднее общее образование.
Среди отличительных особенностей кадетского образования и воспитания выделяют следующие моменты:
воспитание и образование в коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности. В организации со строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований. Организации внутренней службы и внутреннего порядка, Уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей должны быть основаны на традициях взаимоотношений равных, старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей;
с раннего возраста кадетам должно быть привито чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышение чувства собственного достоинства. С раннего возраста кадеты привыкают к четкой организации своей деятельности. Склад их ума и характера должен становиться дисциплинированным и организованным;
единые программы базового образования, в сочетании с четкой организационной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного немедленно реагировать на все недостатки и упущения, представляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам.
учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого кадета позволяет организовывать целенаправленную профессиональную ориентацию, а также оказывать помощь кадету правильно выбрать свой жизненный путь.
Учебно-воспитательная работа МБОУ Школы № 177 г.о.Самара строится в соответствии с достижениями современной науки, требованиями педагогической и военной практики на основе последовательного соединения теоретического обучения с практической подготовкой кадет в аудиториях, полевых учебных центрах и т.п. Весь учебно-воспитательный процесс в кадетских классах проникнут принципами русских воинских традиций, что должно проявляться не только на соответствующих занятиях, но и во всей жизни школы.
Образование в кадетских классах предполагает синтез двух направлений: обеспечение высококачественного общего образования и военно-патриотическое воспитание на основе освоения культурной традиции служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
С 1 по 9 классы изучается предмет «Основы военных знаний», включающий в себя следующие разделы: военно-специальная подготовка, военно-медицинская подготовка, военная топография, огневая подготовка, строевая подготовка, общевоинские уставы, радиационная, химическая, биологическая защита, история Российской Армии и Вооруженных Сил РФ.
Физическая культура помимо уроков включает все режимные моменты: зарядку, прогулку с активными играми, массовые спортивные мероприятия, занятия в спортивных секциях.
Важным в реализации кадетского воспитания является создание системы воспитательной работы, главная цель которой — создание общего воспитательного пространства и воспитывающей жизнедеятельности кадет с использованием потенциала МБОУ Школы № 177 г.о. Самара. План воспитательной работы разрабатывается в соответствии с планами учебного процесса, методического объединениями учителей, воспитателей, классных руководителей, дополнительного образования, социально-психологического процесса, военно-патриотического воспитания.
В МБОУ Школе № 177 г.о. Самара традиционно проходят следующие мероприятия: торжественная линейка посвященная Дню Знаний, церемония принятия присяги кадет, мероприятия, посвященные праздничным датам календаря, смотр строя и песни, вокальные конкурсы и другие.
Одна из форм работы — уроки мужества, посвященные датам боевой славы Российской Федерации. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны их рассказы о боевых буднях и праздниках – яркие примеры героизма, самопожертвования, стойкости и мужества. Традиционное общешкольное мероприятие «Встреча поколений» с участием совета ветеранов, участников боевых действий в Афганистане, Чечне.
Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным особенностям кадетам. Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал: «Невежда опасен для общества... Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком» (Сухомлинский, 1983, с. 3).
Действительно, мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Наконец, общество в целом заинтересовано в увеличении числа умных людей, потому что именно от них зависит улучшение качества жизни большинства граждан.
Просвещение участников педагогического процесса, пропаганда здорового образа жизни с целью формирования общей психологической культуры населения. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья кадет, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Работа, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно – транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.
Создание единой функциональной системы образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития кадет в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.
Конечный результат работы МБОУ Школы № 177 г.о.Самара — это выпускник-патриот с активной гражданской позицией, культурно-просвещенный, нравственно-зрелый, способный к созиданию и службе Отечеству на гражданском и военном поприще.