Статья на тему «Внеурочная деятельность: проблемы и перспективы развития»
Внеурочная деятельность: проблемы и перспективы развития
Тярина И. В.,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Жуковская СОШ»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее − ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность [1;2;5].
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на реализацию разнообразных направлений развития и воспитания младших школьников: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное [5].
Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Поэтому внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и школьника, целью которого является социализация, духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, становление его как личности в школьные годы [1].
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании нравственных, творческих и успешных граждан нашей страны, а внеурочная деятельность, являясь своеобразной эмоциональной средой, призвана способствовать творчеству, проявлению и раскрытию каждого ребенка.
Как же реализуется внеурочная деятельность в Республике Мордовия? Этот вопрос мы рассмотрим на примере центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» открытого на базе МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского муниципального района.
Целью деятельности Центров являются: создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Инфраструктура Центра используется во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Для этого в данной школе реализуются следующие программы внеурочной деятельности: «Шахматная азбука» (1-4 классы), «Юный шахматист» (5-9 классы), «Информатика в задачах» (6,8 классы), «Робототехника» (5,7 классы), «Lego конструирование» (5-7 классы).
Организация внеурочной деятельности учащихся осуществляется учителями – предметниками, а также педагогами учреждений дополнительного образования. Для успешной реализации программ внеурочной деятельности с использованием материально-технического обеспечения Центра «Точка Роста» педагогические работники прошли курсы повышения квалификации, выезжали на семинары в г. Ульяновск и г. Чебоксары, принимали участие в различных вебинарах.
В рамках образовательных сессий педагоги изучили основы программирования, 3D–моделирования и 3D–печати, научились основам разработки виртуальной реальности, управления квадрокоптером. Все это необходимо для того, чтобы учителя смогли работать с новым оборудованием, применять полученные знания в своей практике.
Обучение было направлено на совершенствование компетенций в области проектно-исследовательской деятельности, формирование и развитие гибких компетенций педагогов soft-skills и hard-skills. Первые - комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Вторые, hard-skills включают в себя технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи (профессиональные умения и навыки: управлять самолетом, делать перевязки, обучать математике), soft skills применяются в любой индустрии, любой профессии, любом виде деятельности и любом взаимодействии между людьми.
На Промдизайне познакомились с основами 3D-моделирования в программе AutoCAD. На ПромРобо работали над созданием роботов и изучали методику преподавания Робототехники.
На направлении VR/AR познакомились с понятием «виртуальная реальность» и начали изучать оборудование для просмотра и создания многочисленных панорамных фото и видео. Также проводились командные игры, в основе которых лежит популярная методика управления проектами – SCRUM, которая объединяет в себе элементы классического процесса и гибких подходов к управлению проектами.
Но несмотря на это при реализации внеурочной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:
1) Недостаточность опыта при разработке рабочих программ. Нехватка знаний и опыта у учителей по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня. При составлении и написании рабочей программы по реализации внеурочной деятельности учитель также сталкивается с некоторыми проблемами. Мне, как молодому учителю, сложно самостоятельно составить программу внеурочной деятельности.
2) Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Дети, отзанимавшись 6-7 уроков, стремятся быстрее уйти домой, и лишь единицы остаются на внеурочные занятия. Некоторые из них после уроков посещают спортивные секции, танцевальные кружки, художественную и музыкальную школы, у них нет возможности одновременно посетить несколько занятий.
3) Не совсем отработан вопрос оценивания внеурочной деятельности. На уроках мотивом деятельности учащихся является оценка. Во внеурочной деятельности мотивом должно стать получение знаний, наработка практического опыта в любимом и личностно значимом виде деятельности, стимул – накопление индивидуального портфолио достижений. Педагог должен познакомить ребят с перспективами, поделиться собственным опытом, наработками или мыслями. Например, на занятиях внеурочной деятельности можно изготавливать различные поделки и презентовать их.
4) Также как отдельные проблемы можно выделить ограниченность в методических и дидактических материалов, восприятие внеурочной деятельности в качестве «добавочного» компонента к основным учебным предметам; отсутствие авторского подхода к проектированию моделей организации внеурочной деятельности [6].
Отработка механизма реализации внеурочной деятельности требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально-технических условий, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования внеурочной деятельности. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития [3; 4].
К числу наиболее актуальных и перспективных направлений развития внеурочной деятельности можно отнести следующее:
в научно-теоретическом плане: концептуализация опыта по разработке и реализации моделей внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса; анализ современных практик организации внеурочной деятельности с целью выявления инновационных подходов к достижению личностных и метапредметных результатов обучающихся; изучения влияния реализуемых механизмов организации внеурочной деятельности на развитие воспитательных систем образовательных организаций, на воспитание и социализацию личности обучающегося, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; выбор концептуальных оснований отбора и реализации содержания внеурочной деятельности.
в организационно-методическом плане: разработка механизмов межведомственного взаимодействия образовательных организаций в практике организации внеурочной деятельности, системы научно-методического сопровождения практики инновационного обновления программ курсов внеурочной деятельности на разных уровнях общего образования, технологии и процедуры изучения образовательных потребностей обучающихся и социальных запросов родителей на реализацию внеурочной деятельности, деятельностные формы представления педагогического опыта общеобразовательных организаций и педагогов по организации внеурочной деятельности через проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, ориентированных на смену позиции педагогов (учитель-соорганизатор учения, тьютор, куратор и т.п.), активно привлекая ресурсы образовательных организаций дополнительного образования.
Список использованных источников.
1. Антонова, Л. Н. Потенциал педагогической рискологии в условиях введения ФГОС основного общего образования: сб. статей / под общ. ред. Л. Н. Антоновой. – М. : АСОУ, 2014. – 56 с.
2. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности [Текст]: программы / Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / под ред. Горского В. А. – М. : Просвещение, 2010.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. − 223 с.
4. Григорьев, Д. В., Куприянов, Б. В. Программы внеурочной деятельности учащихся. Художественное творчество. Социальное творчество. – М., 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: приказ. − М. : Просвещение, 2012. – 33 с.
6. Шевелёва, Н. Н. Методическое сопровождение и учебно–методическое обеспечение внеурочной деятельности [Текст]: статья / Н. Н. Шевелёва // Вестник Московского университета МВД России. – М. : «Московский университет МВД Российской Федерации», 2012. – №3. – С. 43–48.