«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…»
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский.
В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Поэтому основная задача учителя - раскрыть эту индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо, чтобы урок постоянно вбирал в себя новые педагогические тенденции, совершенствовался в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям, был «современным».
Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.
Основные различия между традиционным и современным уроком.
Традиционный урок «знаниевый» |
Современный урок «способностный» («деятельностный») |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков |
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий |
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам |
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми |
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
|
5. Планирует и направляет детскую деятельность |
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки |
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми |
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых |
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Функции учителя |
|
Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм |
Организатор сотрудничества, консультант |
Позиция ученика |
|
Отсутствие интереса и мотива к личностному росту |
Активность, наличие мотива и интереса |
Методы обучения |
|
Иллюстративно-объяснительные |
Проблемные, поисковые, исследовательские |
Ведущий тип деятельности |
|
Репродуктивный, воспроизводящий |
Продуктивный, творческий |
Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый в настоящее время за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
"Единственный путь ведущий к познанию - это деятельность".
(Английский писатель и мыслитель Бернард Шоу)
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии:
- Личностно-ориентированные,
- Предметно-ориентированные,
- ИКТ-технологии ,
- Здоровьесберегающие технологии.
Личностно-ориентированные технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Технология проекта;
- Педагогика сотрудничества;
- Технология развития критического мышления;
- Диалоговые технологии обучения;
- Технология эвристического обучения;
- Модульная технология;
- Технология педагогических «мастерских»;
- Исследовательская деятельность учащихся;
- Технология коллективной мыследеятельности;
Предметно-ориентированные технологии:
- Технология концентрированного обучения;
- Технология дифференцированного обучения;
- Игровые технологии;
- Интегрированное обучение;
- Технология постановка цели;
- Технология полного усвоения материала;
- Технология педагогического процесса;
ИКТ-технологии:
- Использование информационно-обучающих программ;
- Виртуальные экскурсии;
- Дистанционные технологии обучения;
- Создание собственных ИКТ-продуктов.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
В нашей школе организована работа проблемных групп по различным направлениям учебно-воспитательного процесса.
«Внедрение новых образовательных технологий как фактор успешной реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» - тема проблемной группы, руководителем которой являюсь.
Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий.
Участниками группы
- рассмотрены на семинаре теоретические основы современных образовательных технологий, методы и новые приемы обучения;
- изучена «Технология педагогических «мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» (внутри группы – круглые столы, методические диалоги, семинары-практикумы);
- проведен с педагогическим коллективом семинар-практикум по теме: «Технология педагогических «мастерских» как средство развития творческих способностей учащихся»;
- организованы открытые уроки с использованием технологии «мастерских» по окружающему миру (2 класс), математике (5 класс), физике (7 класс);
- показан мастер-класс по теме: «Современная педагогическая технология «мастерских» как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС»;
- предложена коллегам памятка для внедрения технологии педагогических «мастерских» в нашей школе - выстраивание модели действий педагога в связи с выбором и освоением новой образовательной технологии.
"Современная педагогическая технология "мастерских" - составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС"
Педагогическая мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.
У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые французские педагоги и психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.
Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.
Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время
- сам сделал какое-либо открытие,
- сам пережил какое-либо событие,
- удивился, казалось бы, известному факту,
- сам разрушил старое представление об окружающем мире и
- сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе,
самооценка и «восхождение» к себе.
Почему данная технология получила название «Мастерская»? Учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером, создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.
Мастер не преподносит детям готовые знания, а вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец, свободная личность. Поэтому основная идея технологии французских «мастерских» – все способны!
Мастер не призывает: «Делай как я - вот тебе план». Он говорит: «Делай по-своему исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
Проживание мастерской –
это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Основные этапы мастерской:
Индукция («наведение») – это этап создания эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. Индуктором может служить всё то, что побуждает ребёнка к действию, способно вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов - слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, ответа, проекта. Для развития творческого потенциала личности школьника необходимо сформировать у него стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция – воссоздание микрогруппами из хаоса своего проекта решения проблемы.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других микрогрупп и представление всем окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Правила и методические приёмы:
1. Учитель
- четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока,
- подбирает материал в соответствии с поставленной целью,
- ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
2. Учащиеся
- размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы,
- знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Концептуальные соображения:
- формы работы предлагаются ребёнку, но не навязываются,
- «мастерская» предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём,
- материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий,
- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание,
- знания на мастерских не даются, а выстраиваются,
- ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками,
- творческая деятельность — это безоценочная,
- мастер — для ученика, а не ученик для мастера,
- сотрудничество, сотворчество, совместный поиск,
- мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.
Образовательная технология педагогическая «мастерская» -
этот современный урок.
Отвечает требованиям ФГОС и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
- "Вызов современной технологии"
«Хороший учитель не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».Девиз педагогической «мастерской»:"Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Вовлеки - и я пойму!"Идея нового способа организации познавательной деятельности выполняется по принципу:«Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку»
"Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом" Франс (Тибо)
Приятного всем сотрудничества!