Статья «Проблемы современного образования глазами педагога»
Проблемы современного образования глазами педагога.
Сегодняшняя система образования – это огромный пласт, который был запущен и некоторое время, примерно 30 лет он жил своей бесконтрольной причудливой, не ориентируемой на будущее жизнью. За это время он пустил свои мощные и длинные корни и воспитал не одно поколение детей. На сегодня он кажется необъятный и не подъёмный. Бывает приходишь вечером с работы, подходишь к подъезду, а там сидят скромно на лавочке почтенные наши сторожили, и рассуждают о том, как было раньше хорошо и беззаботно, и что они в свое время не были такими дерзкими, не воспитанными, безынициативными, ранними и яркими, как сегодняшняя молодежь. Бывает услышишь, что учили то их на совесть, и спрос был другой с детей, и воспитание в самой школе и семье отличалось, и все было развернуто на 180 градусов. Слышишь такое и понимаешь, что они действительно правы.
Однажды я услышала очень интересный анекдот, который очень хорошо характеризует сегодняшнюю ситуацию в системе образования. К сожалению автор анекдота не известен. Звучит он следующим образом:
«Парикмахер стрижёт педагога и спрашивает:
— Отчего у нас с образованием всё хуже и хуже?
Педагог отвечает:
— Представьте, что вы должны письменно фиксировать и обосновывать применение каждого инструмента для стрижки, составлять перспективный и почасовой планы пострижения каждой головы, обосновать письменно ее помывку, применение шампуня и других средств по уходу за волосами. Оплата вашего труда будет в прямой зависимости от количества статей о пользе стрижки, которые вы опубликуете, при чем с учетом рейтинга издания («Космополитен" — супер, «Работница» — так себе), от чтения публичных лекций о мытье головы и участия в семинарах и конференциях на тему «Бритье как исторический концепт в медиа-коммуникативном аспекте», от показательных развлечений, которые вы будете устраивать для клиентов… Несколько раз в год к вам будут приезжать с проверками. Решением свыше будет запрещено использование ножниц с острыми концами….
— !!! … блин... ! — сказал обалдевший парикмахер, — А СТРИЧЬ-ТО КОГДА?!
— Полагаю, что я ответил на Ваш вопрос…»
Образование, а точнее выпуск из образовательного учреждения, (СПО или ВУЗа) – это первый остановочный пункт в нашей жизни. В зависимости от того, на сколько внимательно мы проехали путь до этой остановки, такой и будет наша дорога дальше.
Сегодняшним детям, обучающимся в любом типе учебного заведения, начиная с детского сада, не легко, хотя они и сами пока об этом не знают. Очень быстро меняющийся мир заставляет подстраиваться под него, не спрашивая на то разрешения и обрекает постоянно учиться, постигать новые знания, технологии, методы образования, стремиться к уникальности и востребованности на рынке труда, быть многогранным. Из-за требований нового мира и появляются все более совершенные требования к преподавательскому составу и к преподавателю, как личности, и ставят перед ним новые задачи. Теоретически преподаватель может воспитать обучающегося, соответствующего общим компетенциям, как нам об этом говорят нормативные акты, который будет ориентироваться в информации и быть мобильным. По роду своей деятельности так сложилось, что преподаватель может все: разжечь интерес к учебе или предмету, или напрочь его погубить, воспитать дисциплину в обучающемся или разложить ее, взрастить новые личностные качества обучающегося или пропустить их мимо. Негативный вариант развития не является верным, но он возможен. А почему? Может для того, чтоб детьми заниматься нужно время, квалификация и физическое и эмоциональное здоровье, чем к сожалению педагоги новой школы не всегда могут похвастаться? На мой взгляд перед педагогами стоит множество проблем, которые необходимо решать, а возможно и не всегда в одиночку:
1. Квалификация. Несомненно, педагоги, которые решили пойти в систему образования и работают с детьми находятся там не просто так, а по зову сердца. Самая главная цель педагога, которая лежит даже уже на подсознательном уровне, - взрастить и воспитать личность, которой можно гордиться, которая будет увлечена учебой и обязательно знания, которые он или она получат смогут беспрепятственно применять на практике, воспитать мобильного и многогранного, постоянно развивающегося сотрудника для какой-либо хорошей и массивной организации. Но для того, чтоб заложить данное требование, мы должны обучить ребенка примером своей собственной жизни. Мы сами, как педагоги должны постоянно самообразовываться, обучаться, проходить все новые и новые методы контроля и обновления своих знаний. Нужно быть авторитетным педагогом. Разве можно завоевать авторитет, если сегодняшний школьник будет знать больше, в какой-либо узконаправленной системе, чем специалист? Педагогам нужно снова учиться!!! И этот быстроразвивающийся мир нас на столько захватил, что обучение должно быть регулярным и многогранным, что требует огромного количества времени. И этот пункт по самообразованию не является, на самом деле, глобальной проблемой, потому что педагоги, по сути своей готовы к обучению везде и постоянно, но он иногда отходит на второй план и становится проблемой из-за обязательного соблюдения пункта №2.
2. Чрезмерная отчетность и контроль через бумажные и иные носители информации. Данная проблема не возникла стихийно – это нарастающая проблема. Регулярные отчеты, планы, отчеты по планам, планы на отчеты, изменяющиеся учебные планы, требования к оформлению программ, которые регулярно обновляются, к ФОСам и т.д. занимают так же огромное количество времени. Все дело во времени!!! К сожалению, в сутках всего 24 часа. И вместо того, чтоб собрать актуальную информацию по занятию, создать интересную презентацию или инфографику, подготовить новое интересное мероприятие или раздаточный материал для обучающихся, преподаватель благополучно готовит материалы не для детей. Самое интересное, что все отчетности, требуемые от нас на бумаге, так же в основных своих массах малоинформативные. Эти данные не дадут знаний о том, как личность у нас воспиталась в ходе ряда мероприятий и воспиталась ли вообще; на сколько была воспринята детьми та или иная информация и даст ли она им билет в будущее; как и где они применят эти знания. Бумажка ради бумажки?
3. Отсутствие чувства ответственности и единой идеологии у родителей обучающихся, выросших в девяностые и нулевые годы и, соответственно, у самих обучающихся. Каким будет твое будущее? Куда ты хочешь прийти по итогу? Какова твоя итоговая точка карьеры? Хочешь ли ты строить карьеру? Что ты вообще хочешь?? Работая в системе СПО начинаю обращать внимание, что далеко не каждый ребенок может ответить на эти вопросы о будущем. Очень часто, заканчивая специальность, дети идут по наименьшему пути сопротивления и трудоустраиваются туда, куда взяли, даже если эта работа и не по специальности. Почему ребята туда устроились? Потому что не знают своей профессии и специальности. Почему не знают своей специальности? Потому что не ходили на занятия или делали практические работы ради галочки. Почему не ходили? Потому что нет чувства ответственности за себя и за свое будущее. Что дальше? Мама или папа помогут и пристроят на удобное место. Это огромная проблема. Конечно, мне, как педагогу, хочется достучаться до каждого ребенка, проходящего через меня, и я знаю, что я не одна такая. Но огромную роль в этих взаимоотношениях играют и родители, у которых в свою очередь свои проблемы, по трудоустройству личной жизни, например, и им не до ребенка. С другой стороны, почему нельзя было начать разговоры о будущем не сейчас, а задолго до поступления ребенка в СПО, чтоб он видел свои ориентиры? Я не говорю, что эта проблема у всех детей. Нет, ни в коем случае. Но детей, без ориентира, ответственности и мотивации очень много и это проблема, которая тормозит деятельность педагога.
Это основной «пирог» тормозящий деятельность педагога. Пути решения есть. Любую проблему можно решить и не не будет уже такой острой и актуальной. Но чтоб не пришлось решать проблемы потом, может стоит задуматься о их возникновении заранее?
Какие я для себя нашла пути решения из этих ситуаций:
В первом и втором пункте проблемы возникают из-за отсутствия достаточного количества времени. В моем случае – я делаю все: и учусь; и участвую в конкурсах как сама, так и с детьми; прохожу курсы повышения квалификации; посещаю Вебинары и конференции; заполняю и сдаю отчеты, корректирую и пишу программы, методические разработки и т.д. В год в среднем у меня выходит около 25-30 мероприятий. И мне эта активность очень нравится, она позволяет мне жить. Но я научилась расставлять приоритеты. Конечно уже в каких-то моментах и на сон тратишь времени меньше, и выходной иной раз проводишь не с семьей, а с работой в обнимку. Но такова моя реальность, которая заставляет оставаться на плаву и быть в курсе всех событий, особенно, когда работаешь на специальности «Дизайн в строительстве» в СПО.
Третий пункт сложный, но тоже реализуемый. Зарабатывая авторитет среди студентов, за счет индивидуального подхода и системного подъема своих знаний во многих случаях я стараюсь постоянно с детьми говорить о их будущем, прорабатывать их мотивацию, иногда привожу какие-то истории из жизни и на примере этого разворачиваю их виденье на ту или иную ситуацию. Стараюсь открыто говорить о их успехах и удачах, хвалить их и надо сказать, что в ситуацию успеха стараюсь привести каждого. Если что-то пошло не так, то придерживаюсь правила индивидуально говорить о их неудачах и проколах, но через призму позитива, чтоб информация доходила отчетливо, но не грубо.
На самом деле после такого отношения к студентам я в ответ получаю очень много искренних положительных эмоций от них и меня это радует. В этот момент я понимаю, что все не зря.