Эссе на тему «Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения»
«Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения».
Эссе.
В России с каждым годом растёт дефицит педагогических работников. Учителя увольняются из-за низких зарплат, давления со стороны администрации учебных заведений и непосильной бумажной нагрузки. Министр просвещения Сергей Кравцов в очередной раз заявил: «Профессия педагога с каждым годом становится всё престижнее». «На сегодняшний день никаких вопросов, связанных с обеспечением учителями, нет, все вакансии максимально закрыты», – заявил глава министерства 9 августа. Педагоги, которым приходится работать на две ставки и преподавать сразу несколько учебных дисциплин из-за нехватки кадров, просто в недоумении.
В школьном образовании недосчитались четверти миллиона учителей! Как вообще школы умудряются существовать?
Начало этого учебного года началось с рекордного роста нагрузки на педагогов: добавились внеплановые осенние всероссийские проверочные работы (ВПР), разработка учебных программ по новому ФГОС и проведение занятий «Разговоры о важном». Одновременно с этим на плечи учителей легли подготовка детей к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), прохождение аттестации с очередным сбором кучи бумаг, а также участие в бесконечных конкурсах, навязываемых администрациями регионов и учебных заведений.
Аттестация на категорию вроде как является добровольной, но она в определённой мере влияет на зарплату. Проблема в том, что эта аттестация не имеет никакого отношения к реальной проверке уровня учителя. Дойдя до высшей категории, педагог уже не может стать менее профессиональным, чтобы её подтверждать бесконечно.
Очень странно вводится в этом году новый ФГОС. Нет новых учебников. Работаем по новым стандартам, но по старым учебникам!
Двойки теперь фактически запрещены. Поэтому всем неуспевающим сейчас гарантированы итоговые тройки. Редко кто из учителей имеет смелость идти против системы.
Не так давно в нашем образовательном пространстве появилась новая аббревиатура – ШНОР: школа с низкими образовательными результатами. Скажу как учитель школы, попавшей в этот самый ШНОР. Подход абсолютно формальный. Никакой помощи мы не получили, правда, нам назначили куратора, которого мы видели один раз. Куратор дал методические рекомендации, как всё исправить (низкая мотивация – применяйте активные методы обучения; низкий уровень квалификации педагогов – организуйте курсы и т.д.) Кстати, все курсы в рамках этой программы были тоже формальными.
Складывается такое впечатление, что вышестоящие органы считают, что школа ничего не делает. Чем должна заниматься школа? По мнению тех же органов, всем, кроме уроков.
И рождаются на свет бесчисленные онлайн-опросы, викторины, диктанты, олимпиады, уроки Цифры, ПроеКТОриЯ (шоу профессий), открытые уроки, финансовая грамотность,….. Сделайте это срочно и отчитайтесь!
Фотоотчёты каждого шага надоели всем.
Наталья Селиванова – известный и авторитетный человек в сфере образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, лауреат премии президента за вклад в образование, руководитель проекта «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания. Вот что она сказала на одном из образовательных форумов: «О внешнем управлении могу сказать только одно. Наши органы управления не могут понять до сих пор, на мой взгляд, совершенно очевидную вещь, что их задача – не контролировать, не требовать очередную бумажку, а создавать материальные, технические, кадровые условия для деятельности школы». И нечего добавить…..
Указом президента Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника для повышения престижа профессии. В Указе Президента говорится, что 2023 год провозглашён годом педагога "в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность".
Думаю, что 2023 год пройдет для учителей очень насыщенно! В год педагога и наставника постараются впихнуть максимальное количество событий разного уровня.
Каковы же пути решения?
Менять систему оплаты учительского труда. Ведь учитель вынужден брать много часов, чтобы выжить сегодня.
Менять организацию педагогического процесса в школе. Дать учителю спокойно выполнять свои прямые обязанности: учить и воспитывать детей.
Проиндексировать пенсии работающим учителям.
Вернуть выслугу лет. Отработал учителей 25 лет - получи пенсию по выслуге лет.
Решать проблему с бесправностью учителей. Нужна реальная защита от необоснованных обвинений администрации и родителей.
Сократить количество курсов и вебинаров для педагогов.
Отменить квоты на награды. Давать всем достойным.
Сократить количество чиновников в образовании в несколько раз.