12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бакланова Анна Тимуровна52

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ

Зачем человеку надо читать?

Людям необходимо читать по разным причинам.

Для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы, для учёбы.

Ситуации, описанные в книгах, могут случиться с каждым, возможно, произведение даст ответ на вопрос, как поступить. (Например, рассказ Астафьева «Васюткино озеро»)

Одной из причин, из-за которой люди берут книгу в руки - это попытка отключиться от повседневности и обыденности.
Те, кто читают детективы и триллеры, - это люди, которые не могут жить без загадок, без интриг и без тайн. Это их особый способ ощутить в крови адреналин и волнение, которого нет в обычной жизни.
Другие увлекаются фантастикой и мистикой. Несуществующий мир, нереальные события и существа, вымышленные явления - это огромный контраст с нашим миром, которым живет большая часть людей. То, что не известно и не доказано очень увлекает читателей: как юных, так и взрослых.

Дети и подростки, конечно же, читают сказки. Следят за жизнью Принцесс и Принцев, Русалочек и Белоснежек, переживают за них, сердятся на злых персонажей, ждут и надеются на прекрасный и милый конец. Для детей книга - это сундучок сказок, которые служат для развития фантазии и воображения.

Не менее важной причиной является неисчерпаемый поток знаний, который находится в книгах. Не только школьники читают с целью узнать новое и стать умнее: взрослые люди, которые и так знают немало, постоянно повышают свой уровень.

Исторические книги дают нам возможность окунуться в прошедшие столетия и объяснить корни нашего происхождения.

Книга – это важнейший источник духовной энергии человека. Она является формой передачи информации от одного человека к миллионам других. Конечно, это, в первую очередь, касается книг, наполненных художественным текстом.

Каждый человек, хорошенько подумав над вопросом "зачем человеку надо читать?", сможет найти свой вариант ответа.



Почему современные дети не читают?

Проблема чтения сегодня является одной из актуальных. Ходят упорные слухи, что современные дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — сейчас не то что раньше. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет?

Литературное образование более других подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые наиболее активно проявляют себя в последние десятилетия. С развитием компьютерных и коммуникационных технологий, как следствие, происходит падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдает грамотность, интеллект, эмоционально-нравственное воспитание и многие составляющие гармоничного развития ребенка. Дело в том, что у сегодняшних подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к учебнику жизни, а как к одному из средств информации.

И все же нельзя категорично утверждать, что современные дети ничего не читают. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, регулярно читают книги 28% детей до 15 лет. Среди подростков 11–17 лет чтение книг в качестве досуга назвали 34,1%, и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом, тогда читающих было 18,1%, но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).

Однако, у детей сегодня другие литературные предпочтения. Многие зачитываются фэнтези. А вот большинство произведений из обязательного списка литературы на лето не вызывают у них интереса.

Сегодня среди молодежи популярной книгой остается «Гарри Поттер». Молодежь предпочитает разнообразные вампирские саги, современное фэнтези.

Дело в том, что сказочные жанры всегда вызывают интерес у молодежи. И тем не менее любое художественное произведение имеет право на существование и на своего читателя. Здесь необходимо дать возможность людям выбирать, что им нравится, и помочь им разобраться во всех составляющих того или иного произведения.

Навязанное чтение всегда вызывает отторжение. Как говорится, насильно мил не будешь.

Чтение можно только полюбить. Возможно, современные дети используют книги как источник информации, а не эмоционально-культурного обогащения. Нужно воспользоваться хотя бы этим запросом, чтобы вернуть интерес к чтению в целом. Как это сделать?


Как пробудить интерес к чтению?

Каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.

Приведу несколько способов, существующих для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению книг.


1. Хороший личный пример взрослых, родителей, педагогов.

У нечитающих родителей – нечитающие дети. Поэтому нужно и родителям понять значение и преимущество чтения, освоить приемы руководства чтением детей. И читать на ночь, в кругу семьи по вечерам, да и в любое свободное время.

2. Организовывать коллективные посещения библиотеки.

3. Оказывать помощь ребенку в выборе книги.

4. Необходимо помочь понять значение чтения, письма, грамотности как пазла учебного процесса, позволяющего человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к кладовой национальной культуры.

5. Научить осознавать радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как средства создания своего внутреннего мира.

Потому что милее книги в мире друга нет, теперь эта истина верна и для меня.

По мере взросления ребёнок будет все более остро ощущаться дефицит свободного времени в связи с все возрастающей учебной нагрузкой. Лишь перед сном он сможет читать.

Нужно давать ребенку подходящие книги и журналы о его увлечениях – таких, как электронные игры и конструкторы, музыка и рисование, катание на велосипеде и игра в шахматы (шашки), компьютер и футбол. И будьте уверены: он обязательно прочтет их. Кроме того, можно побеседовать с ним о прочитанном произведении.

Пробуждение интереса к чтению произведениями Н.В. Гоголя.

Думаю, что мистические произведения Н.В.Гоголя пробудят интерес к чтению у учащихся.

В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекло Н.В.Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божественного и дьявольского, однако собственно доброй фантастики нет – она переплетена с «нечистой силой». Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни. Тонкая и сложная связь искусства с действительностью – основа Гоголевского художественного мира, и только на таком фундаменте можно было воздвигнуть воплощенную в «мертвых душах» «всю громадно несущуюся жизнь».
Связь искусства и реальности у Гоголя усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Противоречия эпохи доведены им до степени абсурда, пронизывающего всю русскую жизнь. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир Гоголевских произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории – явных или скрытых , имеющих место или кажущихся.
Действующими лицами часто становятся неодушевленные предметы: красная свитка, портрет, нос… окружающий мир в произведения гоголя одушевлен и активен: он вторгается в жизнь героев, кроит её на свой лад. И тем ярче контраст активного внешнего мира с бездействием, духовной леностью героев, с их куцым, робким, застывшим внутренним миром. На этом сопоставлении, на столкновении внешнего и внутреннего миров, на их взаимопроникновении и взаимовлиянии строится художественный метод Гоголя.
В «Вечерах …» Гоголь погрузил героев в сказочный мир, населил его персонажами народной демонологии, описал народный украинский быт сочными красками, широкими мазками.

В «Миргороде» он столкнул два мира - древний и современный, сказочный и обыденный, фантастический и скучно – реальный.
В «Миргород» включена одна из самых страшных повестей Гоголя – «Вий».


Нечисть представлена ведьмой, чертями и Вием – таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.
В «Петербургских повестях» нечисть уже не представлена странными существами, но нечисть эта гораздо страшнее и опаснее нечисти «обитающей» в «Вечерах …» и «Миргороде». Эта нечисть, обитающая в душе человека. Если в предыдущих повестях человека ещё можно было спасти, то в «Петербургских повестях» это пропащая душа.
Таким образом, Гоголь в своих повестях показывает три вида состояния человека: человек праведный, верующий; человек, считающий себя верующим, но в то же время сошедший с пути верного; человек пропащий.
Но есть у этих повестей и общее. Они все имеют религиозное направление. Например, в «Носе» это выражено в «мелочах», на которые и внимание – то сначала не обращаешь. Во всём цикле Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души.

Он предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути, оступиться. В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.