Продолжение темы «Чем различаются имена существительные и прилагательные?»
Чем похожи и чем различаются два имени: существительное и прилагательное.
Ход урока
1.Организационное начало.
- Сегодня необычный день. Сегодня день Домочадцев. Как вы думаете, кто такие домочадцы?
- Домочадцы – это ваша семья, люди, которые живут с вами под одной крышей.
- В этот день семья всегда собиралась большим столом. Главной особенностью этого дня – было употребление мяса. Этот день напоминал о том, что согласие и мир в семье, самое ценное, что может быть у человека. Поэтому сегодня можете рассказать дома про такой необычный день, который существовал раньше.
2. Каллиграфическая минутка
- И сегодня весь наш урок будет связан с этим прекрасным словом «Семья».
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
- Прописали заглавную букву С и ниже слово «семья».
- А знали ли вы, что слово «Семья» произошло от слияния двух слов? Сможете ли вы их найти.
Семья – это семь таких, как я.
3. Актуализация раннее изученного.
- Разберем слово «семья» по составу и сделаем звуко-буквенный разбор.
4. Словарная работа. Январь, хоккей, улица, пальто, мороз, варежки, валенки.
- Как объединены все эти слова?
- У каких слов нельзя определить род? Почему?
- В такие холодные дни нужно быть дома с семьей.
- С помощью прилагательных опишите вашу семью. Начните со слов «Моя семья…»
- Молодцы. Я тоже составила своё предложение «Моя семья большая и дружная»
- Какая часть речи вам помогла? (имя прилагательное)
- Скажите, можем ли мы сказать, что имя прилагательное подстраивается под имя существительное? (да)
Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова.(Прыжки на месте.)
Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится.(Присели.)
Ладушки, ладушки,(Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки.(Шагаем на месте.)
5. Изучение нового материала.
- Запишем небольшой текст.
Папа сильный, мама красивая, сестра вредная, бабушка добрая, дедушка умный.
- У каждого словосочетания необходимо определить род имен существительного и прилагательного.
- Послушайте сказку про имя прилагательное и про имя существительное. Приготовьтесь ответить на вопрос, почему они дружат?
Родились прилагательные с покладистым характером. А так как собственного рода и числа они не имели, решили подружиться с существительными. А существительное и говорит:
- Давайте поиграем в командиров и солдатиков.
- Давайте! – отвечает прилагательное.
- Я, имя существительное, приказываю: измени род, число и падеж.
-Я, имя прилагательное, подчиняюсь: изменяю род, число и падеж.
Так и живут до сих пор.
- Скажите, а часто ли в семье бывает такое, когда друг другу приказывают? (ответы учащихся)
- Поэтому, ребята, нужно делать всё по договоренности, стараться самим помочь взрослым, чтобы они вас не заставляли что-то делать.
6. Итоги.
- Чему вы научились?
- Запомнили, какой праздник отмечался раньше 10 января?
7. Домашнее задание – на черновике написать о том, как вы провели зимние каникулы, потому что завтра вы будете писать сочинение.